Методика обучения технике прыжков в длину с разбега



Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.
Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.
Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:
- имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания — подъем колена маховой ноги;
- имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;
- имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед — вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;
- то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;
- доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;
- поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;
- прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40—60 см с трех беговых шагов;
- прыжки с 3—5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения и другие спортивные снаряды и приспособления).
При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.
В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед — вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета (рис. 23).

Рис. 23. Прыжки на возвышение
Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.
Средствами для решения этой задачи являются:
- прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и приземлением на маховую ногу;
- прыжки в длину с 2—5 шагов разбега с ускоренной и активной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;
- пробегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;
- прыжки с гимнастического мостика с 5—6 шагов разбега;
- прыжки в шаге с 5—6 шагов разбега через низкий барьер или планку;
- прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.
Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным прыжком ногой бруска для отталкивания.
Задача 4. Обучить технике приземления.
Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед—вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку (рис. 24).

Рис. 24. Прыжки в длину с места
При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:
- прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей вперед — вверх и группировкой с опусканием рук вниз;
- прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая в песок или яму с поролоном;
- прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 —50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;
- из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперед сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат;
- прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.
Задача 5. Обучить технике движениям в полете.
Способ «согнув ноги»
После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.
Как уже было сказано, самый простейший из способов — прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.
Для освоения движений в полете применяются упражнения:
- прыжок в «шаге» с 3—5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»;
- из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;
- прыжок в «шаге» с 5—7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробе-ганием;
- прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;
- имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.
Способ «прогнувшись»
После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».
Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:
- прыжки с короткого разбега (3—5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз — назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;
- прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад;
- прыжки с короткого разбега;
- имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились назад;
- прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.
Способ «ножницы»
После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:
- прыжки в «шаге» с 3—5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;
- прыжки в «шаге» с 1—3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди;
- прыжки с 3—5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;
- имитация движения рук в ходьбе;
- имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;
- прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамп-лина, для согласования движений ног и рук;
- прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска.
При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.
Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.
При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для оттал-кивания спиной к яме, одна нога — впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой;2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18—21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом — это место и будет предварительным началом разбега.
После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.
В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:
- повторное пробегание полного разбега;
- прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;
- прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.
Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.
После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:
1. Повышение скорости разбега.
2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.
3. Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.
4. Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.
5. Совершенствование ритма разбега.
Для этого используются следующие упражнения:
- прыжки в длину со среднего и полного разбега;
- выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;
- прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.
Приведем примеры специальных упражнений для прыгунов в длину и прыгунов тройным прыжком (рис. 25).
Рекомендуем изучить примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега (табл.9).

Рис. 25. Специальные упражнения прыгуна в длину и тройным прыжком (по Н.Г. Озолину)
Таблица 9
Примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега
Задача Средство Организационно-методическое мероприятие Типичная ошибка Причина Исправление
1 2 3 4 5 6
1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега 1. Краткий рас-сказ о технике прыжков в длину с разбега Рассказ должен быть образным, интересным и не занимать более5 мин 2. Объяснение и просмотр кинограмм, плакатов, фотографий, видеофильмов Обратить вни-мание занимаю-щихся на поло-жение тела пры-гуна в основных фазах прыжка 3. Показ техники прыжка в длину в целом и пробные попытки Сначала показать технику прыжка сбоку, затем — спереди и сзади, акцентируя внимание на отдельные фазы движения 2. Обучить технике отталкивания 1. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук Следить за пол-ным выпрямле-нием толчковой ноги, одновре-менным выпол-нением маха и отталкивания Выполнять фронтально Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги Малая актив-ность в отталки-ванииПрыжки в длину через препятствие
2. Имитация отталкивания с одного шага Активно протал-киваясь вперед, выполнить пос-тановку толчко-вой ноги и отталкивание Постановка ноги на место отталки-вания расслаб-ленными мыш-цами, особенно стопы Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств Развитие силовых и скоростных качеств Прыжки на месте вверх, не сгибая ног в суставах
3. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой но-гой через 1—3 беговых шага с приземлением на маховую ногу Обратить внима-ние на полное выпрямление толчковой ноги с вертикальным положением ту-ловища при уве-личении скорос-ти передвижения Несоблюдение положения шага в полете Быстрое выведение толчковой ноги вперед Прыжок в шаге с короткого разбега
4. Прыжок в длину с 3—5 беговых шагов разбега через препятствия Препятствия высотой 40—50 см располагаются на расстоянии половины длины прыжка Малая активность маховой ноги Преждев-ременное разгиба-ние махо-вой ноги в коленном суставе Прыжки с доставанием коленом подвешенных предметов на различной высоте
3. Обучить технике разбега в сочетании
с отталкиванием 1. Многократ-ные прыжки «в шаге» с различной скоростью бега Выполнять на отрезках 30—40 м с отталкива-нием на каждый3—5-й шаг Приземляться на маховую ногу Удлинение последнего шага разбега и напрыгивание на место отталкивания Низкое положе-ние маховой ноги Активное пробегание через маховую ногу перед отталкиванием
2. Прыжки «в шаге» с напрыгиванием на возвышение (маты, гимнастического коня, маты и т.д.) Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрям-лением ноги после отталкивания Высокое выпрыгивание с потерей горизонтальной скорости в полете Стопоря-щая постановка толчковой ноги на отталки-ваниеИмитация постановки ноги на отталкивание
3. Прыжки в длину с 3—7 беговых шагов с постепенным набором скорости Следить за соблюдением наращивания темпа шагов Подседание на маховой ноге Преждев-ременная подготов-ка к отталки-ваниюСокращение времени подготовки к отталкиванию
4. Обучить технике приземления 1. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной Обратить внима-ние на своевре-менное выведение коленей вверх — вперед перед приземлением Недостаточно высокое поднимание ног перед приземлением Пассивное выполне-ние дви-жений но-гами при их выносе Развитие сило-вых качеств Установка на активное под-нимание коленей к груди
2. Прыжок в длину с короткого разбега через планку (эспандер) Планку уста-новить на высоте 20—40 см за 0,5 м до предпола-гаемого места приземления Преждевре-менное опуска-ние ног перед приземлением Раннее выпрям-ление ног в коленных суставах Прыжки через препятствие небольшой высоты
3. Многократ-ные прыжки в длину с корот-кого и среднего разбега в обоз-наченное место приземления Руки в момент касания ногами песка должны двигаться активно вниз назад Жесткое приземление, натыкаясь на ноги с падением назад Неустой-чивое равно-весие, высокое положе-ние ОЦМ при призем-ленииПрыжки с акцентом на мягкое приземление с опусканием ОЦМ вниз
5. Обучить технике движения в полете 1. Прыжок с места с двух ног через препятствие с подтягиванием коленей к грудиВысоту препятствия постепенно увеличивать Недостаточная группировка в полете Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств Развитие силовых качеств
2. Прыжок в «шаге»с 3—5шагов разбега Приземление в положение выпада Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед Резкий наклон туловища вперед при отталкивании Следить за вертикальным положением туловища при постановке ноги на отталкивание
3. Прыжок в длину способом «согнув ноги» с различного разбега Обратить внима-ние на активность маховых движе-ний, высокое рас-положение коленей при группировке перед призем-лениемИзлишнее сохранение положения «в шаге» в первой половине полетай фазы Неумение своевре-менно расслаб-лять мышцы маховой ноги Прыжки через препятствия с опусканием маховой ноги вниз
6. Обучить тех-нике прыжков в длину в целом 1. Бег по разбегу с обозначением отталкивания Постепенно уве-личивать длину разбега после достижения точ-ности попадания на планку Непостоян-ность длины беговых шагов в конце разбега Разбег вы-полняется каждый раз с но-вым вариантом набора скорости Определить постоянный вариант набора скорости
2. Пробежки по сектору для определения полного разбега Обратить вни-мание на активное поднимание коленей в конце разбега Нарушение ритма разбега в его предтолчковой части Несоблю-дение соотно-шения длины последних шагов разбега Сократить последний шаг и увеличить длину предпоследнего3. Прыжки в длину с полного разбега Обратить внима-ние на прямоли-нейность и точ-ность разбега, ритм последних шагов и быстроту отталкивания от бруска Нарушение структуры беговых шагов в конце разбега Несоот-ветствие длины разбега и скорост-ных возмож-ностей занимаю-щегосяОпределить уровень скоростных возможностей занимающегося7. Совершенст-вование техники прыжков 1. Прыжки в длину со среднего и полного разбега Прыжки на результат, с оценкой и анализом преподавателя Нарушение структуры разбега Бег на сильно согнутых ногах Создать пра-вильное представление о характере бега в прыж-ках в длину
2. Прыжки с полного разбега на результат Следить за эффективностью каждого прыжка Снижение скорости в конце разбега Несоответствие длины разбега и скоростных возможностей занимающихся Определить уровень скоростных возможностей через систему тестов
3. Участие в соревнованиях Добиваться максимального результата Преждевременное достижение высокой скорости разбега Найти оптимальный вариант набора скорости