Внеклассное мероприятие по биологии на тему День птиц


Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного охране и сбережению птиц родного края в рамках проведения экологического конкура «Календарь экологических дат», посвященного году Экологии
Автор методической разработки: Ильина Софья Васильевна, учитель биологии МБОУ «Малинская СОШ»
Праздник «День птиц»
Слайд 1 Под звуки трели птицы (мелодия 1) учитель говорит:      
Весна пришла по снежному,По влажному ковру,Рассыпала подснежники,Посеяла траву.В берлогу заглянула:- А ну, вставай, медведь! –На веточки дохнула –Пора зазеленеть!Теперь весна-красавицаЗовет со всех концовГусей, стрижей и аистов,Кукушек и скворцов.
Пришла весна прекрасная, а с ней и птичий день!
Птичий день, птичий день,
На планете птичий день!
Это главный птичий праздник.
Сообщаем это всем!
   Здравствуйте, дорогие ребята! Ежегодно 1 апреля  празднуется Международный  «День птиц».
Слайд 2 История этого праздника началась в 1894 году в Соединённых штатах Америки, в штате Пенсильвания. Организатором этого праздника был Чарльз Бэбкок , который решил устроить детский праздник, назвав его «День птиц». Идея Чарльза в начале двадцатого века распространилась по всей стране, а затем и по Европе.
Слайд 3 В 1927 году день Птиц подхватила вся Москва, а с 1928 года этот праздник зашагал по всей стране.
Сегодня в организации праздника участвует правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие.
Слайд 4 На нашей планете около 11 тысяч видов птиц, на территории России отмечено 789 видов. А названия некоторых птиц, обитающих в нашем родном крае, вы сами отгадаете. Но для начала давайте разделимся на две команды. Итак, за каждый правильный ответ та команда, кто отгадает первой, получит жетон в виде птички.
Слайд 5 Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый. (Аист)

Слайд 6 Стайкой шумной прилетели,
Крошки, зёрнышки все съели.
В серой шубке перовой,
В птичьих драках он — герой. (Воробей)
Слайд 7 Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона —
Это —... (Ворона)
Слайд 8 Чёрная птица,
Никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет. (Галка)
Слайд 9 Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. 
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? (Грач)
Слайд 10 По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
  Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд. (Гусь)
 
Слайд 11 Чёрный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
Слайд 12 В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения.
Утром звонко распевает,
Всех он в поле приглашает. (Жаворонок)
Слайд 13 Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином.
Натужится, напружится,
Начнёт болтать,
По-чудному лопотать. (Индюк)
Слайд 14 Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»?
Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим их сбуду. (Кукушка)
Слайд 15 Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
Клохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
 
Слайд 16 Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Как стрела летает,
Мошек поедает. (Ласточка)
 Слайд 17 Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух)
 
Слайд 18 Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата. (Синица)
Слайд 19 Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Слайд 20 Днём спит, ночью летает.
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова)
Слайд 21 Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
На берёзе скачет,
Обо всём судачит.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Учитель: Конечно, это далеко не все крылатые друзья в нашем родном крае, но тех птиц, которых я загадала, вы всех угадали!
А теперь скажите, на какие 2 группы можно подразделить этих птиц?
Ребята отвечают: одомашненные и дикие
Слайд 22 Учитель: и тут вы оказались правы! Первая команда записывает на листе названия всех представителей одомашненных птиц, а вторая команда - диких птиц за 2 минуты. Та команда, которая больше назовет птиц своей группы, получит жетон. Итак, время пошло! (мелодия 2)
Ребята называют одомашненных и диких птиц
Учитель: Вы молодцы, оказывается, вы много знаете птичек! Как вы думаете, дата проведения праздника выбрана случайно? Или этот день знаменуется еще каким-нибудь событием?
Ребята предлагают варианты ответа.
Учитель: Действительно, 1 апреля – дата не случайная. Дело в том, что как раз в это время из теплых краев возвращаются наши пернатые друзья. Чтобы узнать, кто к ним относится, я каждой команде дам волшебный конверт, в котором находятся слога. Ваша задача соединить слоги и получить названия пернатых птиц. За 3 минуты вы должны как можно больше предложить названий. Время пошло!
Ребята составляют из слогов названия пернатых птиц. (мелодия 3, песня из мультфильма «Кто ж такие птички?»
Учитель: Все, время вышло! Чтобы выяснить, кто получит заслуженный жетон, послушайте дальнейшие условия. Сначала мне нужны от каждой команды по одному человеку, которым необходимо будет вытянуть жребий, определяющий, чья команда начнет оглашать список. Но каждая команда говорит название только одной пернатой птицы. Вторая же команда, если у нее есть такое же название, вычеркивает его и не называет. Тот, кто последним назовет пернатую птичку и выиграл поединок! Итак, мои дорогие, начинаем поединок!
Учитель: Ох, какие вы молодцы! Сколько же вы птиц знаете! Как вы думаете, зачем вообще птички нужны?
Ребята отвечают: да
Учитель: птиц охраняют на нашей планете не напрасно, они приносят много пользы для нас, а вот какую….послушайте стихотворение, запишите на листе значения птиц, которое вы услышали из стихотворения, и отдайте его мне. Та команда, которая больше напишет значений, получит жетон:
На нашей планете живут Чудесные создания.Они летают и поют,И землю свято берегут.Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете? Что случится, что случитсяЕсли птицы пропадут?Букашки, жучки, червячкиНа деревья нападут.И съедят кору, листочкиОбглодают ветки, почки- Вот что будетЕсли птицы, если птицыВсе исчезнут- пропадут.И не будет щебетанья,Дивных трелей соловья,И сороки стрекотанья,Чик - чирика воробья….Скучно будет, знают дети,Жить без птиц на белом свете.
Учитель зачитывает записи ребят, определяя лидера этого турнира.
Учитель: Будьте внимательны вот вам новое задание. Сейчас мы поиграем в игру «Верю-не верю» Каждой команде я буду говорить информацию о птицах, а вы должны сказать верите или не верите в это! За каждый верный ответ получите жетон. В этом состязании вам помогут знания и интуиция. Готовы? Поехали
Команда №1
1) Колибри — это единственная птица, летающая назад. (верно)
2) Самая большая по размерам птица – это пингвин. (неверно, это страус, рост которого достигает более 2-х метров)3) Перья птицы весят больше, чем ее кости. (верно)4) Температура тела у птиц в среднем составляет 42 градуса цельсия (верно)5) Самая быстрая птица – сапсан, которая может развивать скорость равную 350 км/час. (верно)Команда №2
1) Самые распространенные птицы на Земле – это воробьи. (неверно, это куры)
2) Самой «умной» птицей считается ворона. (неверно, это воробей, у него на 100 грамм массы тела приходится 4,5 граммов мозга.)3) Страусы, пингвины и киви не умеют летать. (верно)
4) Черный стриж без остановки может летать до 4 лет. (верно)
5) Вес страуса может достигать 130 килограммов. (верно)Учитель: Надеюсь, эта игра для вас открыла много новой информации о птицах. Названия птиц мы вспомнили, а вот как они выглядят, мы знаем? Перед вами будут фото птиц, распространенных в нашем крае. Та команда, которая быстрее догадается, какая птица перед вами, поднимает руку и назовет ее. За каждый правильный ответ команда получает по жетону. (презентация 2)Слайд 23 – утка
Слайд 24– перепелка
Слайд 25 – ястреб
Слайд 26 – овсянка
Слайд 27 – чайка
Слайд 28 - филинУчитель: Вы у меня большие молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Давайте посчитаем, у кого больше жетонов и выявим победителя! Команда победителей получает сладкие призы.
На этом состязания закончились, а важная информация для вас у меня еще осталась. Когда выпадает снег, большинство источников пищи становятся недоступными для птиц: насекомые спрятались, земля, покрылась снегом и семена растений также не видны, а плоды и вовсе исчезли. Поэтому многие птицы погибают от голода.
Для примера можно привести такую печальную статистку: за среднестатистическую зиму от холода и голода погибает около 90% больших синиц. Чтобы этого не произошла необходимо строить кормушки, так как они облегчают птицам поиски еды, а это значит, что они будут тратить меньше сил, что поможет сохранить им драгоценную энергию для согрева своего тела.Слайды с 29- 39 Посмотрите на экран, какие могут быть интересные кормушки.
Вам они понравились? Будем спасать наших маленьких друзей?
Тогда объявляется конкурс кормушек для братьев наших меньших! Желаю всем удачи. Надеюсь, мои примеры кормушек вас вдохновили на новые творения.
Слайд 40 Берегите птиц!