Конспект урока Действия с суммами нескольких слагаемых



6-А класс
УРОК № 46. Глава 2. Целые числа (14.11.16г)
Тема. Действия с суммами нескольких слагаемых.
Цель: Продолжить формирование навыки применения распределительного закона при раскрытии скобок и для вынесения общего множителя за скобки. раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+» или «–», заключения слагаемых в скобки, перед которыми поставим знак «+» или «–», действия с суммами нескольких слагаемых. Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!». Давайте будем следовать совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.  
Припомните, чем мы занимались на прошлых уроках? Для чего нам нужны эти знания? Попробуйте сообразить какая тема сегодняшнего урока. (Действия с суммами нескольких слагаемых)-проверить на флипчарте. Сегодня у нас в гостях Винни Пух и все-все-все.

Проверка домашнего задания (самопроверка) №374(переписать, заполнив пропуски после знака=) а) 45-36=+(45-36) б)45-36=-(-45+36)
в) -79+11=+(-79+11) г) -79+11=-(+79-11) д) 38+59=+(38+59) е) -17-81=-(17+81) е) 39-70=+(39-70)


№367(б,д)(раскрыть скобки) б)+(7*8+42)=7*8+42
д) +(61-98)=61-98 №368(б,д)(раскрыть скобки) б)-(44+57)=-44-57
д) -(45-53)=-45+53
Актуализация опорных знаний.
Правильно понятая ошибка – это путь к открытию (И.П.Павлов) (учитель, показывает как работать с вопросами) 1.Как найти -49:(-7). Какое «необычное» правило вам может помочь? 2. Сколько отрицательных множителей должно содержать произведение, чтобы оно было положительным? 3. Как сложить два числа с одинаковыми знаками? 4.Если перед скобкой стоит знак «+», то при раскрытии скобок... 5.Если перед суммой стоит знак «-», то при раскрытии скобок... 6. Что называют разностью чисел а и b? 7. Можно ли делить на нуль? 8.Как найти произведение чисел с разными знаками? 9.Как сложить два числа с разными знаками? 10.Чему равна сумма противоположных чисел? 11.Сколько отрицательных множителей должно содержать произведение, чтобы оно было отрицательным? 12. Устный счёт: -12+3; 11-15; -(-4); 2-(-10); 3+(-6); 3*(-5); -7*(-2); 18:(-2); -27:(-3); -5*0; -48:0; -4-(-4).

Пример:
Ученик вытягивает «улик» - ответ, проверка. Каждый верно ответивший получает по «горшочку мёда» - 5баллов (главная задача – не растерять их к концу урока : неверно ответил –сосед по парте на горшочке пишет «-1балл» )
Умная Сова задала нашему Винни сложное задание:(знаки поставить)


Ослик Иа попросил помощи: (дописать равенства)

Умный Кролик уверен, что у вас всё получится:


4. Вычислите (на доске, «найди ошибку»):
1) (–76 + 125 – 37) – 125 + 37 = –76 + 125 – 37 – 125 + 37 = – 76;
2) – (– 79 – 39 + 81) + 81 – 39 = 79 + 39 – 81 + 81 – 39 = 79;
3) – (541 – 39) + 61 = –541 + 39 + 61 = –541 + 100 = – 441;
4) (234 – 26) – 74 = 234 – 26 – 74 = 234 – 100 = 134;


Объяснение нового материала.
Действия с суммами нескольких слагаемых. (Работа с учебником стр.73, п.2.11)
Мы с вами уже знаем как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+» или «–». Но встречаются суммы, в которых стоящие перед скобками знаки «+» и «–» обозначают действия сложения и вычитания. Как поступить в этом случае?
1) а + (b – с) = ?.
Наводящие вопросы:
Сколько слагаемых в примере?
Какой знак стоит перед вторым слагаемым?
А как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?
Т.е в данном примере применимо изученное правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+». Значит:
а + (b – с) = а + b – с.
Пример 1. Раскройте скобки:
1) 7 + (8 – 3) = 7 + 8 – 3; 2) 6 + (– 7 – 10) = 6 – 7 – 10;
3) –9 + (– 4 + 5) = –9 – 4 + 5.
2) а – (b – с) = ?.
Наводящие вопросы:
Сколько слагаемых в примере?
Какой знак стоит перед вторым слагаемым?
А как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «–»?
Т.е в данном примере применимо изученное правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «–». Значит:
а – (b – с) = а – b + с.
Пример 2. Раскройте скобки:
1) –8 – (5 – 9) = –8 – 5 + 9;
2) 3 – (– 7 + 11) = 3 + 7 – 11; 3) –7 – (– 8 – 4) = –7 + 8 + 4.
При вычислении суммы нескольких слагаемых используют правила раскрытия скобок, заключения в скобки и законы сложения. Иногда складывают сначала положительные, потом отрицательные слагаемые и находят сумму полученных результатов, применяя правило сложения чисел с разными знаками.
Закрепление знаний (решение упражнений). –проверка по ИД
Уч.с.73 № 379 (2ст.). Раскройте скобки: (дополнительно и вычислить)
а) - 32 + (78 - 9) = - 32 + 78 - 9 = 78 - 41 = 37;
в) - 63 - (–63 + 1) = - 63 + 63 - 1 = -1;
д) (37 - 49) - (87 - 59) = 37 - 49 - 87 + 59 = -50 + 10 = -40;
ж) - (- 35 + 2) + (- 35 - 8) = 35 - 2 - 35 – 8 = - 10.

Уч.с.73 № 380 (2ст.). Раскройте скобки и вычислите: (Работа в парах)
б) –49 – (–49 + 2) = –49 + 49 – 2 = – 2;
г) 100 – (–5 + 100) = 100 + 5 – 100 = 5;
е) (–78 + 23) + (27 + 78) = –78 + 23 + 27 + 78 = 50;
з) (105 – 48) – (62 + 105) = 105 – 48 – 62 – 105 = – 110.
(Резерв) Уч.с.74 № 381 (1ст.). Вычислите, раскрывая скобки только в тех случаях, когда это облегчает вычисления: (Работа самостоятельно, со взаимопроверкой)
а) 79 – (63 + 7) = 79 – 70 = 9;
г) 43 + (77 – 43) = 43 + 77 – 43 = 77;
ж) 93 – (68 + 93) = 93 – 68 – 93 = –68;
к) 48 – (18 + 19) = 48 – 18 – 19 = 30 – 19 = 11;
н) 52 – (32 – 41) = 52 – 32 + 41 = 20 + 41 = 61.

(Резерв) Уч.с.70 № 361(в). Вычислите:
в) 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415. VI.Самостоятельная работа
В-1 1) 63 + (33 – 7 . 9) = 33 2) 227– (–164 + 227)= 164 3) 45 . 3 – (3 . 45–79)= 79 4) – (24 +7 . 9) –63+24= -126 5) – (–257+224)+(24–257)= -200
В-2 1) 54+(33–6 . 9) = 33 2) 117– (–64+117)= 64 3) 29 . 2– (2 . 29–34)= 34 4) –(36+7 . 3) –21+36= -42 5) –(–213+314)+(14–213)= -300 VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. А теперь ребята продолжите предложение:
Было интересно....
Я понял, что...
Сегодня на уроке я научился
Сегодня на уроке я повторил
Сегодня на уроке я закрепил
Теперь я могу...
Меня удивило...
Мне было трудно...
Мне необходимо повторить....
Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с .....? Но сегодня был только первый урок знакомства. Завтра мы с вами попробуем решать более сложные примеры. Ребята, неРеРРра доске прошу вас сделать пометку -поместить свой смайлик в позицию, соответствующую вашему итогу урока: ИТОГ: VIII.Домашнее задание. Наши мульт-герои провожают нас.
§ 2.11 (выучить теорию), ср./ур. - № 379(1ст.), дос./ур. - № 379(1ст.), № 380(1ст.), выс./ур.- № 380(1ст.), № 381(3ст.). IX.Оценивание.
Новый рисунок (2)Root Entry