Школьный музей как средство формирования патриотического воспитаня младших школьников

Чертыкова Н.Н.,
учитель начальных классов,
Анхаковская НОШ-
филиал МБОУ Калининская СОШ

Школьный музей как средство формирования нравственно- патриотического воспитания младших школьников в условиях сельской малокомплектной начальной школы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства к Родине. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения.
Каждый человек любит то, что для него составляет пространство – время родного. А любовь предполагает особое состояние самоотдачи. Как солнце отдает свои лучи, так и человек отдает свои силы на благо Родине и своих ближних.{, с.6 -7}
В условиях вхождения России в пространство глобального мира патриотическое воспитание призвано конкретизировать современное понимание феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-государственного развития России, источника, ресурса и движущей силы преобразовательной деятельности ее граждан, основанной на идее служения Отчеству.
Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов деятельности, стимулированием патриотического сознания младших школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое и др.
Основными задачами по патриотическому воспитанию учащихся являются:
-изучение ближайшего социального окружения ребенка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания;
-осуществление наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;
-вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической , общественно ценной направленности;
-организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учащихся, вовлечение в систему исследовательской деятельности, культивация здорового образа жизни.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.{2, с. 8 - 9}
В малонаселенном пункте школа зачастую является очагом культуры, так как все события в школе становятся достоянием населения. Малокомплектная школа живет жизнью семьи и села, приобщает детей к материальной и нравственной культуре, патриотическому воспитанию. Место жительства школьника становится здесь понятием не территориальным, а социальным.
В условиях малокомплектной школы педагогу предоставляется возможность вникнуть в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом, помогая обрести с его помощью настоящее человеческое счастье. Лишь включив школьника в различные виды общественно значимой деятельности, можно выявить и развить присущие ученику способности, стимулировать его творческую активность. В процессе такой деятельности и тесного общения учащихся с взрослыми и учителями создается реальная возможность для проявления добрых человеческих свойств, среди которых особую значимость приобретает участливость – забота о других.
Большое значение в деле воспитания патриотической культуры младших школьников имеет воспитание любви и бережного отношения к родной природе, к родному краю, где ребенок родился и живет, изучение местного доступного краеведческого материала, поэтому наша малокомплектная начальная школа работает в сотрудничестве с внешкольными учреждениями: сельским клубом, сельской библиотекой и музеем под открытым небом «Улуг Хуртуях тас».
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным является внеурочная деятельность учащихся. Знакомство с историей, культурой аала, Аскизского района, Республики Хакасия проводится в ходе прохождения курса «Все начинается с родного гнезда» (Краеведение). Содержание курса внеурочной деятельности направлено на приобретение учащимися исследовательской и социальной деятельности.
В 2013-2014 учебном году учащиеся 4 класса приняли участие в работе школьной научно-практической конференции «Чирiм тамырлары». Учащиеся представили исследовательские работы по темам: «Чай по-хакасски», «От пубая до детской коляски», «Хакасская юрта: прошлое и настоящее».
В 2013 году в школе создан мини-музей «Чирiм тамырлары» («Корни моей земли»). Оформлены экспозиции: «Школа тамырлары» (представлены фамилии учащихся, которые учились и учатся в школе), «Все начинается с родного гнезда» (фотографии учащихся, которые учатся в школе в этом учебном году), «Школьные годы чудесные» (фотографии, свидетельствующие о проведенных мероприятиях совместно с родителями, поездки в памятные места Аскизского района, Республики Хакасия), «Родословная первопоселенца аала Анхакова Иптышева Онхака».
В уголке истории и быта аала представлены материалы: орудия труда, посуда, ручная мельница хакасского народа. Оформлены альбомы «Многодетные семьи аала», «Родословная жителей аала», «История аала», «История школы».
При мини-музее оборудован классный уголок, где представлены: школьная парта, чернильница, ученическая ручка, ученическая тетрадь Иптышевой Тамары Яковлевны, учащейся 9 класса 1957 года, чинилка для карандашей, подаренная Тасбергеновой Надеждой Егоровной, заместителем по воспитательной части МБОУ Калининская СОШ.
Сейчас вся школа включилась в работу по созданию уголка Боевой и трудовой славы, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Собраны списки жителей аала, участвовавших в Великой Отечественной войне, 25 фотографий односельчан, не вернувшихся с полей сражения. Здесь фотографии награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», фотографии солдатских жен, чья жизнь и была подвигом во время войны.
В коридоре выполнена диорама отображающая фрагменты сражений.
Школа работает в сотрудничестве с музеем под открытым небом «Улуг Хуртуях тас». Учащиеся школы посетили передвижную выставку, посвященную 90-летию Л.Р.Кызласова, выставку «Мастера Анхаковской земли», где были представлены работы жителей аала Анхакова Ултургашевой Ф.Н., Тоскараковой В.Ю., Ултургашевой Л.Е., Ултургашева В.Я., Иптышевой Ж.С. и др.
Учащиеся школы знакомятся с музеями Аскизского района, Республики Хакасия: посещение Полтаковского музея под открытым небом «Наскальные рисунки», краеведческого музея им. Н,Ф.Катанова с.Аскиз, краеведческого музея г.Абакана, музея железной дороги г.Абакана, краеведческого музея им. Н.Ф.Мартьянова г.Минусинска, музея в Бейском районе «Усть – Сос».
В День Победы в Великой Отечественной войне вся школа ежегодно традиционно принимает участие на митинге у обелиска аала. Учащиеся и учителя, работники музея «Улуг Хуртуях тас», жители аала возлагают венки и гвоздики к обелиску. Все это происходит в музыкальном сопровождении работников Центра культуры с.Аскиз-1.
В мае 2014 года нашим школьникам посчастливилось увидеть автопробег военно-патриотического клуба «Смена» г.Абакана, посвященного 69-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Сотворчество школьного коллектива, родителей и руководителей внешкольных учреждений аала позволяет организовывать и проводить такие запоминающиеся всем праздники, как «У самовара я и вся моя семья», «Папа, мама и я – читающая семья», «Родительский дом-начало начал» и др. Каждое из мероприятий тщательно продумывается, в подготовку включаются все. Ведь подготовка к празднику – это мощный стимул для раскрытия творческих способностей каждого, для приобретения соответствующих знаний, умений и навыков. И появляются новые планы, новые задумки.

Литература
1.Агапова И.А., Давыдова М.А.Мы- патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы.- М.: ВАКО,2006.- с.6-7
2.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/авт.-сост. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.- М,: Глобус, 2007.- с.8-9.

15