Обучение сочинению-рассуждению


Открытый урокТема. Обучение сочинению-рассуждениюУчитель русского языка и литературыБойкова Г.В. Обучение сочинению-рассуждениюЦель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационной работы (сочинения-рассуждения)Задачи урока: Обучить учащихся писать сочинение-рассуждение.Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»).Учить использовать полученные знания при написании сочинения.Воспитывать уважение к своему языку, формировать коммуникативную культуру.Развивать грамотную речь, творческие способности учащихся. Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она,НАША МЫСЛЬ.Будем же учиться хорошо мыслить.Б.Паскаль (1623-1662), французскийфилософ, писатель, математик, физик Обучение сочинению-рассуждениюЧто такое сочинение-рассуждение?Сочинение-рассуждение – тип текста.Сущность рассуждения состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. Сочинения-рассуждения обычно имеют научный или публицистический характер. Виды рассуждения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Рассуждение-доказательствоРассуждение-объяснениеРассуждение-размышлениеПредставляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста. Оно строится по схеме: подведение к вопросу (экспозиция) – вопрос -тезис (ответ на вопрос) – доказательство тезиса – выводы. После тезиса в тексте-доказательстве всегда можно поставить вопрос «почему?»В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача объяснения заключается в раскрытии содержания тезиса Строится, как правило, в вопросно-ответной форме, независимо от того, получают ли вопросы отражение в тексте или нет Основные языковые средства оформления рассуждения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды рассужденияВводные слова, наречияСоюзыРечевые оборотыДоказательствоВо-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, например…Так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если…Из этого следует, что…; отсюда заключаем, что…; это предполагает предположить, что…; доказательством служит; об этом свидетельствует…ОбъяснениеНапример, таким образом, поэтому…Так что, потому что, благодаря тому что, поскольку…Причина состоит в следующем; это объясняется тем, что; это связано с тем, что; это зависит от того, что…РазмышлениеПо-моему; по моему мнению; на мой взгляд; скорее всего; как мне кажется; очевидно; поэтому; потому, отсюда, таким образом…Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что…Я полагаю, что; попытаемся разобраться; причина состоит в том, что; это можно объяснить тем, что; допустим, что; я убеждён, что… Примерный план сочинения –рассуждения1. Вступление.2. Постановка проблемы.3. Комментарий к проблеме.3. Позиция автора.4. Позиция ученика.5. Литературный аргумент.6. Аргумент из жизни.7. Заключение. Вступление Во вступлении задача ученика – подвести читателя к проблеме. Можно использовать методику вопросов и ответов: как бы вы охарактеризовали текст? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления? Необходимо обратить внимание на то, кто является автором текста: ученый, педагог, писатель, публицист. В этом случае вступление можно начать с краткой справки о писателе. ПроблемаПроблема – это вопрос, которым задается автор. Верный способ определить ее в тексте – найти позицию автора. Проблема должна быть взята более крупно (проблема милосердия, нравственного выбора, социальной справедливости, одиночества, роль музыки в жизни человека и др.) Она должна быть сформулирована четко и однозначно. Следует помнить, что описанный случай для автора – это иллюстрация к его размышлениям.Необходимо указать фамилию автора, иначе будет считаться, что сочинение написано не по этому тексту. Комментарий Комментарий – это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос. Какая она – философская, нравственная, политическая, экологическая? В чем ее актуальность? Кому адресован текст? Как автор подходит к решению этой проблемы? На каком материале строится текст? На какие факты, детали автор обращает внимание? В ходе написания комментария необходимо обратить внимание на то, в каком стиле написан текст. Позиция автора В публицистическом тексте авторская позиция обычно бывает обозначена прямо, поэтому ее можно легко обнаружить. При анализе художественного текста не всегда позиция автора лежит на поверхности. В этом случае нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: на название, на речь и поступки героев и т. д. Позицию автора можно сформулировать одним или двумя предложениями. Позиция ученикаНеобходимо согласиться или не согласиться с автором. Позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос, это то, в чем автор видит решение проблемы. Свое отношение к позиции автора необходимо аргументировать: «…поддерживаю позицию автора, потому что…», «…с мнением автора могу согласиться лишь частично, потому что…» Первый аргументЛитературный аргумент должен быть взят из художественной, публицистической или научной литературы. Необходимо упомянуть автора и название произведения. Аргументируя своё мнение, необходимо помнить о корректности. Второй аргументВторой аргумент может быть литературным или взят из жизни. Здесь можно ссылаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта. Можно привести факты из общественной жизни, фрагменты биографии известных людей, что поможет убедить в правильности своей точки зрения. ЗаключениеВ заключении необходимо подвести итог всему сказанному и связать текст воедино. Может быть несколько вариантов: 1)передано общее впечатление от прочитанного, 2)сформулирована собственная позиция ученика и его оценка точки зрения автора, 3)обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам. ТЕЗИСАРГУМЕНТАВТОР ТЕКСТААВТОР ТЕКСТАСамостоятельно подобранные аргументы (примеры из художественной, публицистической, научной литературы, цитатный материал)Самостоятельно подобранные аргументы (ссылка на авторитетные источники, статистические данные, жизненный опыт и так далее)В Ы В О Д Что такое тезисТезис – это положение, требующее доказательства, аргументированности. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают.Тезис должен быть сформулирован ясно и точно и не должен допускать многозначности. Тезис на протяжении всего доказательства (или опровержения) должен оставаться одним и тем же. Что такое антитезисАнтите́зис (др.-греч. ἀντίθεσις «анти́тесис» — противоположение; лат. antithesis «антите́зис») — суждение, противопоставляемое тезису. Антитезис в логике и философии — суждение, противопоставляемое тезису. При доказательстве от противного доказывание тезиса доказательство осуществляется через опровержение противоречащего ему антитезиса. Тезис и антитезис называются антитетическими суждениями. Как правильно понять исходный текст? О чём текст? (Ты увидишь тему!)Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдёшь проблемы!)Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдёшь главную проблему!)Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Ответив себе на эти вопросы, ты поймёшь авторскую позицию!) Познакомьтесь с Сиргой и её «приёмными родителями» – молодыми людьми, которые заботятся о ней и её будущем и делают всё, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам львов в Африке. Львица по имени СиргаЭта трогательная история между человеком и животным произошла в 21-ом веке, в наши сложные и беспощадные дни. Валентин Грюнер и Миккель Легарт спасли Сиргу, когда та, оставшись одна совсем малышкой, была обречена на голодную смерть. Сирга стала своеобразным лучиком надежды для проекта «Модиса», основанного в Ботсване Валентином и Миккелем в надежде увеличить численность львов. Дело в том, что на территории Ботсваны поместилось бы 2,5 Великобритании, но львам на родине с каждым годом остаётся всё меньше и меньше места. Суть проекта заключается в том, чтобы сотрудничать с местными фермерами, найти баланс между людьми и дикими животными. В рамках проекта планируется переместить львов на защищённую территорию, где животные могут спокойно охотиться. Для Миккеля львица Сирга будто сестра, как бы это странно не звучало! «В прайде было трое детёнышей, двое погибли, а Сирга осталась одна, без еды. Это случилось на нашей территории, мы просто не могли пройти мимо и дать ей умереть. Мы не хотели, чтобы её поймали и заключили в клетку. Она общается только со мной и Валентином. Она охотится самостоятельно и позволяет нам быть рядом, когда расправляется с убитой антилопой. Это потрясающе» . Невероятно, но и Сирга относится к людям так, как будто они – часть её прайда. А благодаря Валентину и Миккелю львица теперь умеет охотиться. «Сейчас у нас 10 000 га земли с 10-15 львами в огороженных вольерах. Это дикие львы, но нам приходится их кормить» . Сегодня молодая львица весит 50 кг, она счастлива, здорова и любима! Сегодня молодая львица весит 50 кг, она счастлива, здорова и любима! Глядя на эту печальную и красивую историю, хочется сказать: «СПАСИБО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДОБРОТЕ! Она может всё…» Искусство быть Человеком Львица по имени Сиргаи её семьяЭта трогательная история между человеком и животным произошла в 21-ом веке, в наши сложные и беспощадные дни. Валентин Грюнер и Миккель Легарт спасли Сиргу, когда та, оставшись одна совсем малышкой, была обречена на голодную смерть. Сирга стала своеобразным лучиком надежды для проекта «Модиса», основанного в Ботсване Валентином и Миккелем в надежде увеличить численность львов. Дело в том, что на территории Ботсваны поместилось бы 2,5 Великобритании, но львам на родине с каждым годом остаётся всё меньше и меньше места. Суть проекта заключается в том, чтобы сотрудничать с местными фермерами, найти баланс между людьми и дикими животными. В рамках проекта планируется переместить львов на защищённую территорию, где животные могут спокойно охотиться. Для Миккеля львица Сирга будто сестра, как бы это странно не звучало! «В прайде было трое детёнышей, двое погибли, а Сирга осталась одна, без еды. Это случилось на нашей территории, мы просто не могли пройти мимо и дать ей умереть. Мы не хотели, чтобы её поймали и заключили в клетку. Она общается только со мной и Валентином. Она охотится самостоятельно и позволяет нам быть рядом, когда расправляется с убитой антилопой. Это потрясающе» . Невероятно, но и Сирга относится к людям так, как будто они – часть её прайда. А благодаря Валентину и Миккелю львица теперь умеет охотиться. «Сейчас у нас 10 000 га земли с 10-15 львами в огороженных вольерах. Это дикие львы, но нам приходится их кормить» . Сегодня молодая львица весит 50 кг, она счастлива, здорова и любима! Как правильно понять исходный текст? О чём текст? (Ты увидишь тему!)Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдёшь проблемы!)Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдёшь главную проблему!)Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Ответив себе на эти вопросы, ты поймёшь авторскую позицию!) Как правильно понять текст?1. О чём этот тест? («Это трогательная история между человеком и животным…») ;2. Какие вопросы рассматриваются в данном тексте? (добро и зло; отношение между человеком и миром дикой природы; захват человеком территорий проживания диких животных; умение любить и дарить свою любовь; жить в гармонии с собой и миром природы – быть счастливым человеком; занятие любимым делом и бескорыстное служение ему; уважение к миру, в котором ты живёшь)3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Помощь миру, который так безжалостно разрушает человек; красота и доброта человеческой души)4. Зачем автор написал текст, что он хочет сказать читателю? (Призыв к гуманности, милосердию, уважению к тем, кто рядом с нами!!!) Какие проблемы в данном сюжете?1.Проблема между человеком и миром дикой природы (люди как потребители, разрушители, а не созидатели).2.Проблема добра и зла.3.Проблема освоения человеком новых территорий и (как следствие) вынужденная миграция животных, вырубка лесов и т.д.4. Проблема умения любить и дарить свою любовь.5. Проблема счастья и гармонии.6. Проблема безвозмездного служения делу, которое выбираешь.7. Проблема уважения к миру, который вокруг нас (на планете Земля для всех равные возможности). Юрий Бондарев Отчаяние Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую нитку крови на асфальте, сизые пёрышки. Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводивший серьёзный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом: - Что ты наделал? За что же ты голубя? И мальчик ответил испуганно и тихо: - Он не может летать без ног. - Где твои отец и мать? А ну покажи, где ты живёшь? Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, ссутулясь, подрагивая бледными губами, готовый уже заплакать, повёл его к дому. В квартире был один отец, в застиранной пижаме, одутловатый, плохо выбритый, скрипнул протезом, нетвёрдо подымаясь из-за стола на кухне. Он выслушал инженера и ударил кулаком по столу. - Чего пришёл? – крикнул он с отчаянием нетрезвого человека, падавшего в бездну. - Он у тебя, что ли, ноги отрезал?Юрий Бондарев Выявление проблемПроблемы мира взрослых людей глазами ребёнка и робкая попытка понять этот мирПроблема моральной подавленности и беспомощности человека-инвалида, отрезанного от мира здоровых людейПроблема равнодушия обществаПроблема одиночества, ненужности человека, потерявшего здоровьяПостижение мира мальчиком через душевную боль близкого человека, неумелая попытка понять эту боль и помочь своему отцуПроблема ответственности как общества, так и семьи перед неокрепшей душой ребёнкаПроблема силы и слабости духаПроблема воспитания в семье, обществе через отношение к инвалидам, как к равным и полноценным членам обществаПроблема алкоголизма и дальнейшей деградации человека разрушениесозиданиененавистьлюбовьдоброзлоправдаложь???преданность,верностьпредательство Философский словарикДобро - морально-этическая категория, являющаяся положительной, т.е. желаемой, ценностью человеческих отношений. Очень сложное понятие и явление: одно и то же действие, в зависимости от пред- и послеистории, может оказаться как добром, так и злом: дорога в ад вымощена благими намерениями.Добро — в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение ч.-л. в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово “Д.” употребляется для обозначения самых разных благ.Добро — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. Идея Д. отображает требования человека к действительности. Философский словарикЛюбовь - высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.Любовь - высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр. 2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, Любовь - чувство устремленности к единению, пониманию, близости с другим человеком, другими людьми, природой, с идеями, идеалами, вплоть до желания слиться с ними, раствориться в них, пожертвовать собой во имя предмета своей любви. В истории культуры любовь понималась и как космическая сила, объединяющая все существующее в мире, и как чувство, вытекающее из «естественной природы» человека. основывается на общности интересов людей, их потребностей, целей, ценностей и сопровождается сильными эмоциями, отличающимися постоянством к другому человеку – «к ближнему» и «дальнему»– это утверждение ценности, неповторимости каждого отдельного человека независимо от его положения в обществе, цвета кожи, вероисповедания, политических и иных пристрастий. Философский словарикНенависть - чувство сильной вражды, злобы (Толковый словарь Ожегова)Ненависть - активная враждебность, полярность любви. Отрицательное отношение, доведенное до аффекта, до страсти. Древний философ Эмпедокл полагал, что именно любовь и ненависть обеспечивают развитие. Психоаналитики учат, что от любви до ненависти один шаг. Более того, они сплавлены. нередко обнаруживается как вытесненная любовь, перетекшая в свою противоположность. Ненависти часто предшествует острое недовольство, если события развиваются не так, как хочется. Чувство ненависти способно вызвать все, что противоречит потребностям, убеждениям и ценностям человека. (Философский словарь)Ненависть - глубокая, длительная, интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или объекту. Обычно считается, что ненависть характеризуется а) желанием причинить вред или боль объекту эмоции; (б) чувствами удовольствия от неудач объекта. (Социологический словарь) Философский словарикПравда - понятие, близкое по значению понятию "истина", но в русской философии оно служит также выражению дополнительного смысла, связанного с указанием, с одной стороны, на подлинную вселенскую истину, а с другой - с указанием на предельную личную убежденность говорящего.Правда - некритическая слепая эмоциональная вера в свое собственное мироощущение, противостоящее самокритике познания, что является одним из факторов крайне слабого понимания сторонниками П. специфики. современного мира. Д. С. Лихачев говорит о присущей русской культуре "особой правдивости", при которой человек "во всем доходит до крайней точки" Моральные ценности - понятие  этики, с помощью к-рого характеризуется значение  для общества и человека  социально-исторических явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение  человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни. Добро ценится потому, что есть зло, нравственный поступок выступает ценностью  благодаря тому, что существует реальная возможность его др. варианта. К числу Ц.м. относятся: жизнь  и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений; содержание различн. форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья); нравственные характеристики деятельно сти обществ. ин-тов, группы лиц, Философский словарикМоральные ценности - понятие  этики, с помощью которого характеризуется значение  для общества и человека  социально-исторических явлений. В Ценностях моральных выражено деятельно-заинтересованное отношение  человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни. Добро ценится потому, что есть зло, нравственный поступок выступает ценностью  благодаря тому, что существует реальная возможность его др. варианта. К числу Ценностей моральных относятся: жизнь  и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений; содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья); нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы лиц, коллективов, классов и др. обществ. движений и организаций, которые воздействуют на социальную жизнь, затрагивают интересы  людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу.  Ц.м. определенных явлений и действий людей зависят не только от объективных факторов: места и роли в соц.-экономич. структуре общества, но и от субъективного восприятия, в частности, меры понимания человеком социально значимых потребностей и интересов, деятельного и заинтересованного отношения к задачам преобразования соц. действительности. Любим - пока живем...Или живем - пока любим?!Песни кричим - не поем,Целуем то в лоб, то в губы. Крутимся как волчки По сложной обратной спирали. И время мотает витки На правила ложной морали.Против теченья плывем,И говорим:"Будь , что будет!"Забыли - не век живем,Не помним - мы просто люди. Со стороны на себя Смотрим слезливо и редко.. Души свои не щадя Вбиваем в бетонные клетки.Не можем подолгу забытьСладкие губы любимых.Нам надо не "может быть",Нам надо ответов правдивых. Мы спим не смыкая глаз, И бьемся всю жизнь с ветряками. Проходят пространства сквозь нас, И боль, что копилась веками.Так хочется, чтобы ТворецРасправил над нами вновь руки,Чтоб поняли мы наконецЖизни волнительной звуки. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!