Принципы Гуманной педагогики для студента и педагога в среднем профессиональном образовании

Принципы Гуманной педагогики для студента и педагога в среднем профессиональном образовании
О. К. Старчакова
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж»

Принципы Гуманной педагогики

Ш. А. Амонашвили, создатель и руководитель Международного центра гуманной педагогики, создал систему установок гуманного педагога. Основные положения: 
Законы учителя :
любить ребенка,
понимать ребенка,
восполняться оптимизмом к ребенку;
Руководящие принципы учителя :
принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
принцип уважения личности ребенка,
принцип терпения в становлении ребенка;
Заповеди учителю :
верить в безграничность ребенка,
верить в свои педагогические способности,
верить в силу гуманного подхода к ребенку;
Опоры в ребенке :
стремление к развитию,
стремление к взрослению,
стремление к свободе;
Личностные качества учителя :
доброта,
откровенность и искренность,
преданность.
Многие считают, что Гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили применима только для средней школы, а еще лучше – для начальной школы. Среднее профессиональное образование получают, как правило, подростки 14 – 20 лет. Как показывает практика, Принципы Гуманной педагогики эффективно действуют и в образовательном поле ПТУ, техникумов, колледжей.
Принцип очеловечивания среды вокруг учащегося - необходимо организовать окружающий подростка мир и педагогический процесс так, чтобы:
. подросток познавал и усваивал истинно человеческое;
. познавал себя как человек;
. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию;
. находил общественный простор для развития своей истинной природы;
. его личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами;
. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки.
Для реализации этих принципов у педагога должна быть педагогическая совесть. И его действия по очеловечиванию среды вокруг ребенка должна быть терпеливой и длительной.
Современные ФГОС СПО дают возможность использовать систему гуманной педагогики для формирования всесторонне развитого специалиста. Например, согласно ФГОС, образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

Радость – особая мудрость творчества преподавателя

Деятельность педагога во многом регламентирована содержанием государственных стандартов, положениями учебного учреждения, методическими рекомендациями по проведению занятий и аттестации учащихся. Человек, который выполняет все эти требования, и только, не становится учителем. Радость учительского труда заключается в творческом подходе к своей деятельности и в сотрудничестве, сотворчестве со своими учениками. Такое взаимодействие может осуществляться в рамках учебного процесса, но особенно ярко проявляется в исследовательской деятельности, при подготовке и участии учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах.
Процесс обучения, получения профессии (на ступени начального профессионального образования) или специальности (на ступени среднего и высшего профессионального образования) происходит в среде интеллектуального конфликта поколений. Молодые люди легко овладевают компьютерными технологиями, свободно пользуются возможностями сети ИНТЕРНЕТ, по-другому строят общение, живут в другом темпе. Важным становится не объем полученных знаний, а умение найти нужное, выделить главное, проанализировать, обобщить, представить и защитить свой проект, свою идею. Эти обучающие и развивающие задачи реализуются студентами колледжа при выполнении таких творческих заданий, как создание презентаций и проектов, курсовых и дипломных работ.
Преподаватель, выбирая стиль сотрудничества в своей профессиональной деятельности и основываясь на принципах гуманной педагогики, легче находит взаимопонимание со студентами, добивается хороших результатов обученности учащихся и ощущает радость совместного творчества.
Многие учителя, преподаватели, рассуждая о радости учительского труда, выделяют следующие его составляющие: безграничные возможности творчества, успешность деятельности своей и учеников и общение, взаимодействие, сотрудничество с учащимися. Именно сотрудничество выделяется как главный источник радости. Совместное творчество, выполнение трудной задачи, поиск решений, возможность обмениваться мыслями и задумками, спорить и искать правильный путь – все это дает яркие ощущения важности общего дела и каждого из его участников.
Работа учителя, преподавателя не вписывается в строгие рамки и схемы, с трудом поддается нормированию. Радость учителя – в творческом, неформальном отношении к своей деятельности и к своим ученикам.



Литература:
1.Зуев Д.Д. "Антология Гуманной Педагогики" - духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000.
2. Амоношвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогики. // Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогики. - М., 2000.
http://gumannaja-pedagogika.ru/