Конспект первого занятия по вокалу «Путешествие в город пения».


Конспект первого занятия по вокалу 
«Путешествие в город пения». 
 
Цель: Введение детей в мир пения.
 
Задачи:
 
Обучающая: Познакомить с элементами программы «Зеркало». 
Развивающая: Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры. 
Воспитательная: Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.
 
Оборудование, дидактический материал:
 
музыкальная аппаратура, 
видеоролик,
проектор, 
бумажные сердечки, 
карандаши, 
коробка, 
воздушные шарики.
 
Методическая литература:
 
Е.М.Пекерская "Вокальный букварь", 
Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики",
Скороговорки для развития дикции у вокалистов, 
Эффективные распевки.
 
План музыкального занятия:
 
1. Организационный момент (знакомство с детьми)
2. Изучение новой темы.
3. Творческая часть.
4. Подведение итогов занятия. 
Конспект занятия по вокалу
«Путешествие в город пения»
1. Организационный момент (2 мин.)
Педагог: Здравствуйте, друзья мои!   
Ответ детей.
Педагог: Я очень рада вас видеть, но прежде, чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся. 
Проводится игра «Откроем сердце другу».
Каждый ребенок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Педагог идет с шляпой по кругу. Дети громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого педагог второй раз проходит по кругу. Теперь задача детей — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
Педагог: Спасибо. Я вижу, после проведения игры у вас хорошее   настроение. И я предлагаю вам отправится в интересное приключение под названием: «Путешествие в город Пения». 
 
А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить, что нужно:
быть вежливыми и аккуратными на занятии;
не включать и не трогать никакую аппаратуру  самостоятельно.
в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и  прочие посторонние предметы.
не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.
 
2. Изучение новой темы (35 мин.)
Педагог: Теперь мы с вами готовы к «Путешествию в город пения». А хотите узнать, какой будет маршрут (ответы детей)?
Педагог: Тогда я вам предлагаю внимательно посмотреть небольшой ролик про путешествие.
Педагог: Ребята, вы посмотрели  видеоролик. Согласны ли вы на такое путешествие (ответы детей).
Педагог: Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться. А как же мы туда доберёмся (ответы детей)?
Педагог:Очень хорошо у вас работает фантазия. Я вам предлагаю взять по шарику и представить, что летим мы  на большом воздушном шаре. Полетели (звучит музыка, под которую дети отправляются в полёт)!
Педагог: Приземляемся на бульвар «Звуков», оставляем свои воздушные средства на стоянке и начинаем пешеходную прогулку через бульвар. Мы идем, и поём обо всём хорошем и видим, что перед нами вырастают старые деревья. Поднимите, пожалуйста, руки вверх, пальчики раздвиньте. Покачались всем корпусом в разные стороны. Замечательно. А теперь продолжаем качаться и в это же время открываем широко рот и на букве «А» кряхтим, хрипим – это упражнение помогает расслабить связки в горлышке (дети изображают старые деревья на фоне звучащей музыки).
Педагог: А теперь ручки поставьте на пояс, в таком положении наклоняемся вперёд. Вдох делаем носом, а выдыхаем через рот, имитируем дыхание ветра (дети имитируют шум ветра на фоне звука ветра).
Педагог: Продолжаем держать руки на поясе, только теперь поворачиваем корпус влево, а теперь вправо. Губы делаем трубочкой и говорим букву «У».
Дети имитируют сову, звучит звуки напоминающие птицу.
Педагог: А теперь мы с вами представим, что мы чайки и покричим, чередуя динамику громче – тише и наоборот (дети кричат как чайки на фоне музыки).
Педагог: И мы как чайки вылетаем из бульвара «Звуков» и перед нами вырастает район «Язычка». Я предлагаю вам удобно сесть на стульчики, закрыть глаза. Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем  зарядку не простую, а для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца. Вы внимательно смотрите на меня и повторяете.
 
Начинаем (фоном звучит музыка):
поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз
сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)
облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка) 
Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен (ответ детей)? 
 
Педагог: Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим  к следующему ряду упражнений: 
верхнюю губку тянем  вниз и возвращаем в исходное положение
нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку
вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево
вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны
упражнение «Поцелуй» 
растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.
упражнение «Рыбка» 
упражнение «Машинка»
 
Педагог: Мы с вами завершили зарядку на районе «Язычка» и продолжаем нашу прогулку на проспект «Скороговорок».  А как вы думаете, чем же мы здесь будем заниматься (ответы детей)?
Педагог: Вы очень догадливы, мои маленькие друзья. Совершенно верно – проговаривать скороговорки. А кто знает, что это такое и для чего это нужно (ответы детей)?
Педагог: И на этот вопрос вы правильно ответили. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.
Может кто-то из вас хочет самостоятельно проговорить скороговорки (ответы детей)?
Педагог: Замечательно. Одну из них мы возьмём в работу. Говорим в медленном темпе скороговорку «Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап». Сначала говорю я, а вы потом за мной повторяете (работаем над скороговоркой до тех пор, пока не получиться).
Педагог: Молодцы. А теперь давайте с вами начнём говорить очень тихо скороговорку, постепенно увеличивая звук, а в завершении скороговорки будем говорить очень громко. И потом сделаем наоборот. 
Педагог: Отлично. Вам понравилось (ответы детей)?
Педагог: А скажите мне какое у вас настроение (ответы детей).
Педагог: Давайте улыбнёмся друг другу. Сначала я вам, потом вы друг другу. А потом вы все мне (дети улыбаются друг к другу и потом к педагогу).
Педагог: Какие же мы с вами молодцы. А перед нами открывается прекрасная улица «Распевания». Ребята, кто из вас знает, зачем нужны распевания или как их ещё называют вокальные разминки? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии (ответы детей)?
Педагог: Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.
 
Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
 
Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. 
Начинаем  с распевок-попевок:
Упражнение № 1
На одной ноте поём «Я иду по лесенке, сочиняю песенки» (восходящее и нисходящее движение по хроматизму). Упражнение № 2
Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении. 
Упражнение № 3
По восходящему и нисходящему  хроматическому движению поём песенку «Едет, едет паровоз».
Упражнение № 4
Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении. 
Упражнение № 5
Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» (дети поют все вместе, потом разделяются на две команды».Упражнение № 6
До-ре-до;  до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
Упражнение № 7
Поём попевочку «Горошина» вверх по хроматизму. 
Упражнение № 8
По звукам T53 при восходящим движении поём  да-дэ-ди-до-ду;  бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.Педагог: Напомните мне,  с чего начался наш маршрут (ответы детей)?
Педагог: Правильно. И мы с вами не заметили, как оказались на площади «Песен». И сегодня здесь праздник новой песни, давайте в нём поучаствуем и выучим новую песню. Чтобы приступить к её разучиванию, я предлагаю вам её послушать. Дети с педагогом слушают, а потом переходят к разучиванию песни «Шарики воздушные».
3. Творческая часть (6 мин.)
Педагог: Я предлагаю вам выступить с новой песней на площади им. Артистов. Кто из вас желает объявить название песни (ответы детей)? 
Педагог: Хорошо. А теперь исполняем песню под фонограмму.  Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие артисты  перед зрителями! 
4. Подведение итогов занятия (2 мин.)
Педагог: Спасибо вам мои маленькие певцы, вы выступили очень хорошо. Вам понравилось в городе Пения. А кто напомнит, какой был маршрут (ответы детей)?
Педагог: Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, то давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Я думаю, что не раз еще заглянете на бульвар «Звуков», район «Язычка», проспект «Скороговорок»,  улицу «Распевания», будете мурлыкать выученную сегодня песню. А может кто-то из вас станет постоянным жителем города «Пения». И мы его увидим на концертной площадке парка им. Артистов.
А теперь мы отправляемся домой на своих маленьких воздушных шариках (звучит музыка).
Педагог: Спасибо ребята. 
 
На этом занятие по вокалу «Путешествие в город пения» завершается.