Использование проектного метода обучения в системе уроков и внеурочной деятельности по технологии.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спасская средняя школа»
Использование проектного метода обучения в системе уроков и внеурочной деятельности по технологии.
Выполнила: Зайцева
Татьяна Владимировна
Учитель технологии
1 категории
с. Спасское
2016 г.
Содержание:
Стр.
Введение………………………………………………………………………. 3
Сочетание предметного содержания и форм внеурочной деятельности…. 4
Этапы выполнения проекта…………………………………………………... 6
Организация работы над проектом…………………………………………. 10
Оценка проектов………………………………………………………………15
Упражнения на развитие навыков проектирования……………………..… 17
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты…………………………….……………………..… 22
Заключение……………………………………………………………..…….. 24
Список использованной литературы……………………………………….. 27

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский
Введение
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе, в условиях введения ФГОС второго поколения, становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Говорят, что любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. Я думаю, что ориентировать в мир профессий, проявлять фантазию и индивидуальность, подготовить к самостоятельной трудовой деятельности может только учитель технологии.
Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности. Данный предмет создаёт атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству.
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Эту проблему можно решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Тема, над которой я работала в течение нескольких лет заключается в том, что использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Программой начального и основного общего образования. М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица. Москва, «Вентана-Граф», 2010 г.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы:
связь теории с практикой;
научность, сознательность и активность усвоения знаний;
доступность, систематичность и преемственность обучения;
наглядность и прочность усвоения знаний.
Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:
деловитости;
предприимчивости;
ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
Сочетание предметного содержания и форм внеурочной деятельности.
Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. По своей дидактической сущности он нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
В наше время большое значение в самоопределении школьника имеет дополнительное образование. Работая над проблемой повышения эффективности трудового обучения и развития способностей обучающихся, я убедилась в том, что наилучшего результата помогает достичь организация дополнительного обучения технологии. В условиях введения ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение.
На протяжении 5 лет я являюсь руководителем детского творческого объединения “Рукодельница”, на занятиях которого происходит расширение и углубление знаний по многим учебным модулям.
После уроков у ребенка открывается новый мир–творчество, проявление и раскрытие каждым из них своих интересов, своих увлечений, своего «я». На уроках технологии отрабатываются необходимые технические навыки, а на занятиях в кружке эти знания и навыки совершенствуются. Программа кружка не повторяет тематику уроков технологии, а дополняет её и даёт возможность более качественно выполнять изделия, благодаря индивидуальному режиму занятий и личной заинтересованности учеников.
Технология в школе – это интегрированная образовательная область, объединяющая в себе научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Как сказал Антон Семёнович Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Только при хорошей организации ребёнок испытает радость от труда…». 
Учебный процесс строится на принципах:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера, объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей на основе личностного подхода.
Непрерывность. Формирование устойчивого интереса, учащегося к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию навыков и умений.
Наглядность – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов;
Системность и преемственность. Учитываются умения и навыки, полученные ранее, а также индивидуальные особенности ребёнка.
Культуросообразность. Отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания гражданина, интегрированное в современное ему общество, нацеленное на совершенствование этого общества.
Творческое проектирование – это особенная часть школьной воспитательной среды, дающая ребятам возможность использовать свои знания на деле, помогает не растеряться в мире профессий, развивает технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. Во время выполнения проекта на уроках и во внеурочное время ученики не только изготавливают всякого рода изделия, но и проводят различные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с введением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У ребят возникает желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Этапы выполнения проекта.
Работа над проектами занимает в программе образовательной области "Технология" важное место. Ежегодно учащиеся 5 – 11 классов должны выполнить не менее одного творческого проекта
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “Технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
8 класс
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Технология работы в сельском хозяйстве 6
2 Технология ведения дома 6
3 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. 12
5 Проектирование и изготовление изделий 11
Итого: 35
Проектирование и изготовление изделий 10 ч.
1 Запуск проекта. Потребность. 1
2 Упражнения на развитие навыков проектирования. 1
3 Дизайн спецификация. ТБ. 1
4 Первоначальные идеи. Лучшая идея. 1
5 План выполнения. Технологическая карта. 1
6 Выполнение изделия. 3
7 Экономический расчет. Товарный знак. 1
8 Самоанализ. 1
9 Защита проекта 1
9 класс
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Технология работы в сельском хозяйстве 3
2 Современное производство и профессиональное образование. 14
3 Творческое проектирование 8
4 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. 7
5 Технология ведения дома 3
Итого: 35
Проект «Мой профессиональный выбор» 8 ч.
1 Запуск проекта. Выявление проблемы. Краткая формулировка задачи. 1
2 Выявление основных параметров. Анализ деятельности. 1
3 Выбор идеи, вариантов, альтернативы. 1
4 Определение требований к профессиональной деятельности. 1
5 Изучение содержания будущей профессиональной деятельности. 1
6 Изучение истории профессии. Положительные и отрицательные стороны профессии. 1
7 Выявление индивидуальных характеристик. 1
8 Защита проекта 1
На занятиях в кружке «Рукодельница» также выделяются часы на работу с проектом и выполнение изделия к нему, по программе на этот раздел запланировано 7 часов, но оно может изменяться в зависимости от работы учениц.
Работа учащихся над проектами должна быть построена по определённой последовательность и соответствовать общей структуре. Выделяют следующие стадии проектной деятельности.
1. Определение потребности и краткая формулировка задачи
Описывает цель проекта и ситуацию. Она должна отображать сведения о том, для кого это изделие будет спроектировано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Краткая формулировка задачи начинается со слов «Разработать и изготовить», она должна быть короткой и простой. Если изделие разрабатывается для определённого человека, и тогда задача формулируется так: «Спроектировать и изготовить подарок для сестрёнки на День Рождения».
2. Исследование и анализ
Цель исследования - наиболее глубоко понять, каковы потребности клиента. Исследования могут проводиться по разным направлениям: поиск похожих изделий в магазине, исследование материалов, методы изготовления, размер и цвет изделия. Исследование можно проводить на разных этапах выполнения проекта. С каждым годом исследования могут становиться всё глубже. Собранный материал отображается в виде таблицы, диаграммы и т.п.
3. Дизайн-спецификация
Детальный перечень критериев, которым должно обладать изделие для того, чтобы быть качественным. Написание хорошей дизайн спецификации - возможно наиболее важная часть процесса проектирования и изготовления.
4. Первоначальные идеи
Учащиеся размышляют о том, какое изделие они могут изготовить, представляя эскизы и зарисовки с комментариями. Идеи должны быть разнообразны и на их выработку нельзя тратить много времени.
Чтобы выбрать лучшую, учащиеся, выполняющий проект, должен зарисовать, по крайне мере, три первоначальные идеи, каждая из которых сопровождается кратким описанием. Но выбранный вариант необязательно должен быть именно из этих идей. Идея может синтезироваться из лучших качеств нескольких изделий.
5. Выбор лучшей идеи
Выбор конкретного изделия пересекается с дизайн-спецификацией, ведь критерии к нему уже проработаны. Ученик, который выполняет свой проект, оценивает первоначальные идеи и выбирает вместе с учителем ту идею, над которой будет работать в дальнейшем, потом ее надо будет досконально обдумать. Именно в процессе проработки учащийся в большинстве случаев проводит эксперименты или осуществляет практическую работу с материалами.
6. Проработка идеи и отражение этого процесса на дизайн листах
Во время оценивания первоначальных идей, учащийся, в процессе обдумывания и исследования должен отобразить свои решения и причины, по которым они были сделаны. Эти мысли должны быть отображены в виде эскизов на дизайн листах в процессе работы. (Это практически невозможно записать после того, как все сделано). Завершением этой стадии может быть чертеж, рецепты, компьютерная распечатка, модель и др.
7. Изготовление изделия
Ученик должен обладать определёнными навыками, чтобы создать то, что он разработал, если их недостаточно, то на данном этапе работы может быть продолжено экспериментирование. В помощь могут прийти упражнения, которые их научат необходимым умениям и навыкам. Учащиеся изготавливают то, что они разработали. На этом этапе работы они могут изменить дизайн своего изделия, если ученик затрудняется его изготовить. Иногда происходит так, что ученикам приходится упрощать отработанный ими вариант.
Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Учащиеся испытывают изделие и затем оценивают, насколько сделанное ими изделие удачно. Самооценка должна включать несколько эскизов, показывающих, как изделие может быть улучшено. Кроме того, ученику необходимо оценить свою работу во время выполнения проекта, указав, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.
8. Самооценка
(а)изделия - учащиеся оценивают и испытывают изделие по тем критериям, которые они отобразили в дизайн-спецификации. Ключевой вопрос «Удовлетворяет ли изделие потребности описанные в краткой формулировке задачи?». Если изделие отличается от задуманного, предложить возможные варианты улучшения изделия.
(б)процесса – ученик оценивает, как хорошо он использовал своё время, и на сколько успешна каждая ступень его проекта. Можно предложить варианты лучшей организации этого процесса.
В конце всей работы над проектом оформляются результаты исследований, технологическая карта (описание процесса изготовления изделия и последний этап – защита проекта перед классом.
Темы творческих проектом должны затрагивать широкий круг разделов школьной программы "Технология", быть востребованы для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Необходимо заранее ознакомить учеников с предложенными темами заданий. Ребята могут выбирать их по любым разделам программы "Технология".
Главным этапом в проектировании является подбор вариантов для выполнения проекта. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Важно сделать так, чтобы творческий проект включал в себя знания и умения, которыми ученик овладел ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.
Организация работы над проектом.
При организации проектной деятельности необходимо начинать с изучения интересов учащихся, выбора и обосновании тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.
При выборе тем проектов в среднем звене максимально учитываются их мнения и пожелания. Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит соизмерять свои силы и возможности, стимулирует волю к обучению.
Темы проектов в 8-9 классах выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов учитывается возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. В 8 классе учащимися больше выбираются проекты по декоративно-прикладному творчеству: «Подарок для мамы на 8 Марта», «Фотоколлаж», «Легкое летнее платье» и др. В ходе выполнения проекта девочки более подробно узнают о той технике, в которой будут выполнять своё изделие. Например, если поделка выбрана в технике счётный крест, нужно найти информацию об истории возникновения данной техники, вышивка в современное время, технология выполнения изделия.
В 9 классе специфика проектов немного иная, я рекомендую учащимся выполнить проект на тему «Мой профессиональный выбор». При выполнении таких проектов ребята при помощи тестов на профессиональное самоопределение выявляют свои способности, склонности к определённым типам профессий, а затем продолжают работать над проектом по выбранной им профессии. Она также узнают об истории данной профессии и что представляет из себя профессия в современном мире, плюсы и минусы в работе, медицинские противопоказания, пути получения профессии, области применения профессиональных знаний.
В 8-9-х классах ученики впервые сталкиваются с такой проблемой, как выбор профессии, ведь им предстоит нелёгкий выбор – решить, пойти в 10 класс или поступать в среднее учебное заведение. И главное здесь не ошибиться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начло пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Насколько вовремя, квалифицированно будет оказана в этот период ему помощь, настолько верным будет выбор ученика.
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.
Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для учителя, возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.
Все проекты должны выполняться с помощью учителя, ведь каждый год проектная деятельность усложняется. Чтобы работа давала хорошие результаты, главная задача учителя – создать для учеников условия для успешного творчества и эффективной поэтапной работы по выбранной теме.
Чтобы познакомить ребят с работами старших учеников и заинтересовать их, оформляется выставка проектов на разные темы и уровни сложности. Обычно это вызывает интерес и стремление выполнить свою работу не хуже других.
Работа над проектом проходит следующим образом:
В первые занятия по теме «Творческое проектирование» происходит знакомство с проектом, тематикой и этапами его выполнения. Обсуждаются цели и задачи дальнейшей работы. Вместе с учениками рассматриваются возможные темы будущих проектов, они должны быть разнообразными и охватывать как можно больше разделов программы предмета, а также учитывать интересы и потребности учащихся. Необходимо познакомить ребят с требованиями к изделиям, оформлению дизайн-папки, порядком защит проекта.
Иногда ученики затрудняются с выбором темы проекта. Помочь им в этом может ранее составленный список примерной тематики творческих проектов, состоящий из заданий, которые реально может выполнить ученик 8-9 класса. Тематика проектов должна заинтересовать ребёнка, связывать различные области знаний. Важно, чтобы изделие, которое он выполнил было востребовано.
Ещё Марк Аврелий говорил: “Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
интерес школьников к проблеме;
практическая направленность и значимость проекта;
творческая постановка задачи;
практическая осуществимость проекта.
Проектные задания должны учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Верный выбор темы, учитывающий названные требования, возрастные и личностные интересы, учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, заинтересовывает ученика на самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.
Есть учащиеся, у которых мотивация к учёбе занижена. Им можно предложить выполнить проект с меньшим объёмом работы. Основное внимание в такой работе может быть направлено на изготовление изделия, а исследование и анализ сведены до минимума. Если ученик из малообеспеченной семьи, ему можно предложить тему, связанную с реконструкцией или ремонтом одежды, а можно помочь выбрать изделие, на которое требуется меньше материальных затрат.
Затем обдумываются вероятные варианты проблемы, которые необходимо изучить в пределах выбранной темы, с каждым учеником проводятся индивидуальные консультации, где определяются конкретные задания, выбираются материалы и инструменты, источники информации (литература, интернет), обсуждаются правила техники безопасности. Учащиеся предлагают ситуации, вопросы для реализации проекта. Данный этап – главный, в котором и заключается идея проекта.
Формируется детальный пошаговый план и намечается круг основных идей, определяется направление изучения и источники необходимой информации. Для учителя при работе над проектной деятельностью основной трудностью является то, что нет определённого алгоритма, позволяющего сразу дать определённое решение разных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знаний. Вследствие чего, во время индивидуальных консультаций по работе над проектом от учителя требуется широкая эрудиция и высокое педагогическое мастерство. Практически становятся нужны навыки педагога-исследователя.
В дальнейшем начинается самостоятельная работа ребят по представленным творческим задачам.
Во время уроков и консультаций периодически обсуждаются промежуточные и контролирующие результаты. Ребята предоставляют план работы над проектом, эскизы или зарисовки изделия, образцы выбранных материалов. Совместно с классом анализируется эскиз изделия, его устройство и технология изготовления, если необходимо, то вносятся дополнения и изменения. Отклонения от темы, наверное, главный недостаток работы. В конце своей работы учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты и, если нужно консультируются у учителя. Желательно контролировать лишь основные моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, передавая право принять решение учащемуся.
Наверно самая нелюдимая детьми работа – это составление отчёта. Нужно объяснить ученику, что проект — это не только разработанное изделие, но и письменный отчёт. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.
Последующая помощь ученикам в работе над выполнением проектов осуществляется в виде консультаций на уроках и на занятиях в кружке. На уроке вместе с учениками проверяется качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждается последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даются рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
Затем составление отчёта: титульный лист; оглавление; введение, оно не должно быть коротким и общим, в нём надо писать основные идеи, как предполагалось исследовать проблему и с какой целью создавался проект. Основная часть – здесь нужно написать о том, что было сделано, почему применялся тот или иной метод, описать само исследование, которое проводилось, что нового внёс исследователь. Эта часть должна быть ясной и пошаговой (с подзаголовками и разделами). В конце необходимо сделать выводы. Заключение – в этом разделе даются ответы на вопросы выполненных исследований. Ученик заостряет внимание на том, что выполненный им проект является творческим и оригинальным. В проекте очень важна наглядность. Часть информации лучше представить в виде графиков, чертежей, картинок и т.п. Некоторые из них можно вынести в приложения. В конце в алфавитном порядке описать источники информации.
Если работа требует больших затрат времени, то можно выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Учащимся, посещающим занятия в творческом объединении «Рукодельница» также можно продолжать работу над проектом во время работы кружка – получить консультацию по выполнению поделки или решить вопросы по оформлению дизайн-папки. Немаловажно привлечь ученика занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность сделать урочную и внеурочную деятельность полноценным пространством воспитания и образования.
Но, независимо от того, каков опыт учащихся и их возраст, какой бы ни был сложный учебный проект, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
Учитель
Учитель
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
1-й этап
Последний этап
Последующие этапы

Из представленной схемы видно, что роль учителя, конечно, велика на первом и последнем этапах. Судьба будущего проекта зависит от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Ученику иногда трудно выполнить обобщение всего того, что он узнал и исследовал, поэтому роль учителя велика и на последнем этапе.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, ведь, приступая к работе, каждый школьник выбирает тему проекта индивидуально.
Оценка проектов.
Одна  из  проблем,  с  которой  сталкивается  учитель  это:  как  оценивать  проектную  деятельность  учащихся?  Необходимы  текущие  оценки,  т.к.  контроль  подтягивает,  дисциплинирует  учащихся,  и,  разумеется,  итоговая.  Окончательная,  итоговая  оценка  должна  ставится  с  учетом  текущих  оценок,  уровня  защиты  проекта,  качества  готового  проекта  (его  описательной  части – пояснительной  записки,  и  изделия).  С  этой  целью  можно  использовать  контрольный  лист  проекта  (оценочный  лист),  в  котором  за  выполненную  часть  ставится  оценка
Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:
1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;
2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.
Творческое проектирование - дело хорошее, но организуя работу, могут возникать определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Так как работа ведётся индивидуально, требуется большое количество времени на работу с каждым учеником. Требуется подробно находить главные и дополнительные цели и стадии работы, чтобы выработать навыки творческой деятельности, не угнетая активность самого школьника. При высказывании критических замечаний необходимо стараться быть очень корректной.
В ходе работы над проектом у девочек возникает потребность в использовании знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Особенность предмета «Технология» такова, что ученицы должны владеть по крайней мере минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.
Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.
Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.
При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией.
Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.
При защите проекта в классе окончательно выясняется на сколько успешно выполнен проект. При этом ученик должен показать знание цели, задач проекта, области его применения. Учится рассказывать и отвечать на вопросы учителя и учеников, делают сообщения о ходе выполнения проекта, представляет наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Для лучшей подготовки к выполнению проектов для учеников в кабинете технологии был оформлен стенд “Уголок проектов”, в котором достаточно доступно описаны этапы осуществления проекта, даны примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дан примерный перечень тем творческих проектов.
Упражнения на развитие навыков проектирования.
Чтобы проектная деятельность как можно больше развивала и обучала ребят, необходимо совмещать её с упражнениями, которые помогут сформировать умения и навыки проектирования и обработки материалов. В зависимости от содержания упражнений, на их выполнение может уходить разное количество времени. Можно начать выполнять упражнения до работы над проектом, чтобы заранее овладеть необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются. Однако наиболее удачной является практика включения упражнения в процессе выполнения проекта. В каждом упражнении указано, какой характер носит деятельность учащихся, какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуется для его выполнения.
Выполнение таких упражнений даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.
Упражнения на уточнение задачи
«Определение потребностей людей»
Задание:
1) Внимательно рассмотрите картинки, изображенные на рисунке.
2) Впишите в графы таблицы названия нескольких изделий, изображенных на картинках, которые удовлетворяют те или иные потребности человека, а также то, какие именно потребности человека, по вашему мнению, они удовлетворяют.
3) Сравните ваши результаты с результатами соседа по парте
2796540203835-3810184785
Рисунок 1 – Разнообразные потребности людей
Таблица – Потребности
Изде-лие
Потребности
Физиологические Интеллектуальные Эмоциональные Социальные
1
2
3
4
5 Упражнение «Исследовательские навыки»
В группах по три-четыре человека
Дополнительные сведения. При проектировании и изготовлении изделия нужно провести исследование. Чтобы принять обоснованное решение надо выяснить:
• как подобная проблема была решена другими;
• какие материалы могут быть использованы;
• какие способы изготовления могут быть применены;
• какие человеческие факторы необходимо учитывать;
• как получить нужную информацию.
Задание:
1) Каждая группа, рассмотрите свою картинку.
2) Обсудите в группах для кого и для чего предназначено изделие, оцените, насколько оно удовлетворяет требованиям, которые к нему могут быть предъявлены.
3) Подумайте о деталях, которые необходимо учесть при проектировании и изготовлении данного изделия для этого заполните соответствующие таблицы.
Таблица – Материалы
Материалы Свойства Наличие (доступность) Стоимость
Таблица – Способы изготовления
Способы изготовления Инструменты и Оборудование Умею ли я ими пользоваться
Таблица – Человеческие факторы
Физиологические Безопасность Психологические Другие

Упражнения на оценку изделий
Упражнение «Анализ пользователя»
Индивидуально
Дополнительные сведения. Все изделия создают для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наиболее эффективный способ понять, насколько изделие отвечает этой задаче, воспользоваться им или увидеть, как его используют другие.
Упражнения на оценку изделий
Задание: Выберите изделие на рисунке и дайте ему характеристику, заполнив таблицу.
Таблица – Оценка изделия (оцените изделие по пятибалльной системе)
Параметры Оценка Комментарий
Выполняет ли изделие свои функции? Удобство использования Качество выполнения Внешний вид Хотели бы вы иметь такое изделие? Упражнение «Диаграмма «Паучок»
Группы по три-четыре человека
Дополнительные сведения. Разные люди по-разному оценивают то или иное изделие. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Используя диаграмму «Паучок», вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме.
Задание:
1) Определите восемь параметров (любых) для анализа изделия на рисунке и запишите их на каждом векторе диаграммы.
2) Проанализируйте каждый параметр применительно к изделию и выставите соответствующий балл, отметив его точкой на диаграмме.
3) Соедините точки, и у вас получится «паутинка».
4) Обсудите сходство и различие в оценках изделия разных членов группы.
Упражнение «Цвет»
Индивидуально или в группах по три-четыре человека
Дополнительные сведения. Большинство дизайнеров используют цвет.
Это особенно важно для работы с пищевыми продуктами, тканью, а также при дизайне интерьера, поэтому необходимо знать о влиянии цвета на человека и уметь сочетать различные цвета в одном изделии.
Задание: Внимательно изучите цветовой круг, представленный на рисунке. Выберите одну из пар:
• легкий – тяжелый;
• горький – сладкий;
• радостный – грустный;
• серьезный – легкомысленный.
Подберите цвета, которые будут лучше всего передавать выбранные вами характеристики. Поясните свой ответ.
Иногда возникает ситуация, когда из-за нехватки времени, выполнение представленных выше упражнений может быть пропущено в пользу выполнения самого проекта. В таких случаях целесообразно вводить компенсонаторные пропедевтические развивающие задания. Их количество может быть достаточно большим и включать, например, такие вопросы:
1) Учась в школе и выполняя проекты, ты читаешь много разных интересных книг, работаешь с учебниками, справочной и научной литературой. Подумай: что можно сделать для того, чтобы быстро найти то место, на котором закончили чтение книги? Портится ли при этом книга?
2) Прочитать статью в газете, журнале по проблемам техники, технологии, труда людей, экономики производства, выделить сущность информации или проблемы, сделать устно или письменно реферат.
3) Картинкой задается трудовой сюжет. Предлагается взять интервью с работником, изображенным на ней. Роль интервьюируемого могут играть как преподаватель, так и кто-нибудь из учащихся.
4) По памяти изобразить геральдику, товарные знаки, логотип, ярлыки известных фирм (ЗИЛ, ВАЗ, фирма Apple и др.).
5) За фиксированное время составить список оборудования и инструментов, необходимых для изготовления какого-либо изделия (пенала, контейнера для канцелярских принадлежностей и т.д.). Предложить возможный технологический процесс их изготовления.
6) Выполнить технический рисунок по описанию (письменному или устному).
7) Сравнить физические, механические, технологические свойства различных материалов (сталь, латунь, пластмасса, древесина и др.). Обосновать выбор их конструктором для изготовления изделия.
8) Ролевая деловая игра «Производство нового варианта известного изделия» (роли: заказчик, конструктор, технолог, энергетик, экономист др.).
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты.
Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на школьных и муниципальных предметных олимпиадах, и конкурсах.
Представление проектов происходит на школьных и районных олимпиадах, конкурсах разного уровня.
Итогом такого применения современных педагогических технологий являются:
-  улучшение качества образования по технологии, 100% успеваемость;
- повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности:
а) возрастание числа учащихся, посещающих внеурочные формы занятий;
б) учащиеся становятся призерами районных олимпиад по технологии;
2013-14 г.
Василец Татьяна, 7 класс – 1 место,
Девяткина Наталья, 7 класс – призёр
2014-15 г.
Мордвинова Полина, 7 класс, - 1 место
2015-16 г.
Каряганова Любовь, 7 класс – 1 место
Мордвинова Полина, 8 класс – 1 место
Селихова Евгения, 8 класс – 2 место
Василец Татьяна, 9 класс – 1 место
г) проявляется стойкий интерес к изучению предмета, к участию в неделе технологии, конкурсах:
2014 г. Медведева Анна, проект «Выбор профессии» - участие в школьной конференции НОУ
2015 г. Селихова Александра, проект «Моя будущая профессия - Психолог». - 2 место в школьной конференции НОУ
Районные конкурсы проектов учащихся:
- 2013 г. «Роспись по стеклу» Пятаева Екатерина, Скокова Алёна, Селихова Александра 7 класс – 1 место
- 2014 г. Лучший проект благоустройства озера в с. Спасское «У озера» среди учащихся - Пятаева Екатерина, Скокова Алёна, Визгунова Валерия 8 класс – 1 место
- Медведева Анна, 8 класс, Сертификат участника областного конкурса «Лучшие инновационные практики» в номинации «Лучший проект моих учеников» - 2014 г.
- Дистанционная общероссийская, с международным участием, олимпиада: «Школьная планета технологии» - Девяткина Наталья, 8 класс – 3 место 2015 г.
- Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в ОО «Технология» (НИРО):
2013 г. – Синягина Ксения 9 класс, Медведева Анна 8 класс – Сертификаты участника.
2014 г. – Путоркина Татьяна, 9 класс – Сертификат участника
д) увеличение уровня информационной культуры: работа с разнообразными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение производить обработку информации;
е) растёт уровень коммуникационной культуры    
Применение данной методики дает определённые результаты:
- ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;
- активизируется учебная деятельность школьников, повышается мотивация обучения;
- эффективно внедряются информационные технологии в образовательный процесс;
- экономится учебное время при использовании ИКТ для реализации творческих проектов;
- стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;

Заключение.
Думаю, что проектный метод обучения позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому создавать, осознавать себя творцом. У ребят становится выше и укрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.
В методе проектов привлекает его направленность на актуализацию существующих и развитие новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера активного сотрудничества учителя и ученика – учитель содействует ученику самому добывать знания. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
Применяя проектный метод на уроках технологии, я с достаточной долей уверенности могу сказать, что любой урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено детьми во взрослой жизни. Пусть это будет жизнь, полная красоты и духовности.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии, муниципальный этап. 2015 – 16 уч. г.
-381012700000
Василец Татьяна, 9 класс-1 место.
-76203746500
Мордвинова Полина, 8 класс – 1 место
-38512838481100
Каряганова Люба, 7 класс – 1 место

Список использованной литературы:
Павлова М.Б., Гуревич М.И., Сасова И.А., Питт Дж. Технология: метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя; под.ред И.А. Сасовой - М.: Вентана-Граф, 2010. – 296 с.: ил.
Павлова М., Питт Д. Дизайн-подход как основа обучения (серия «Развитие детского творчества через технологические проекты») Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 286 с.: илл.
Павлова М. Б. Питт Д. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. – Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997 г., - 95 с.
Развитие детского творчества через технологические проекты: Сборник проектов 5 кл. /Под. ред. Гуревича М.И., Павловой М.Б .– Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 200. – 172 с.
Деревянко И. От проекта к проекту – путём самостоятельного поиска знаний//Директор школы, 2007-№5
Технология: программы начального и основного общего образования /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица – М.: Ветната-Граф, 2010 – 192 с.