Презентация по литературе Е.Носов Кукла


Евгений Иванович Носов«Кукла»Учитель:Андреева Раиса Павловна Цели урока:Образовательные:Познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно-художественные особенности рассказа Е. И. Носова «Кукла»;Выяснить нравственный смысл рассказа Е. И. Носова «Кукла»;Показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;Развивающие:Уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения;Воспитательные:Формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;Воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе Евгений Иванович НосовРусский писательРодился 15 января 1925г. в с. Толмачево под КурскомСолдат-артиллеристНачал печататься в 1947Учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССРУмер 14 июня 2002г. (77 лет) Рассказ «Кукла» (1959г.)«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию».Е. И. Носов Словарь ОжеговаКУКЛА1. Детская игрушка в виде фигурки человека. Играть в куклы (с такими фигурками). 2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. 3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов. Фрагмент пейзажной зарисовкиВ природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия. Фрагмент пейзажной зарисовкиПоехал и не узнал реки.Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи… Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину. Работа со словарем ОжеговаГлумиться – издеваться;Святотатство – поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого;Варварство – грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям;Кощунство – оскорбительное отношение к чему-нибудь. Описание куклыВ грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой. Акимыч и КуклаТак мне нехорошо видеть это!.. Аж сердце комом сожмется... Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дите не отличишь. И плачет по-людски. Кто проходит мимо куклы…А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное. Акимыч…Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:— Всего не закопать... «Кукла» Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась.Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…Бедная кукла! Ты так неподвижно лежалаСкорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,Руки раскинула, ясные очи закрыла…На человека ты, кукла, вполне походила! К.СлучевскийСравните с рассказом Е.Носова «Кукла» Бруно Ясенский:«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Тема урока?Остановитесь, люди!Если ты слеп, если душа твоя глуха…Да ведь облик-то человеческий…Чужого горя не бывает.Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти. Продолжите…Хорошая жизнь – это …Самое главное в жизни …Нельзя прожить без …На уроке я задумался о …В конце урока я хочу поделиться своими чувствами … Спасибо за урок!