Литературное чтение С. Михалков Как друзья познаются


С. Михалков «Как друзья познаются»
Цель:
Познакомить учащихся с басней С. Михалкова «Как друзья познаются»;
Помочь осознать главную мысль произведения;
Воспитывать положительные качества личности.
Универсальные учебные действия:
Познавательные - прогнозировать содержание произведения; анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные - целеполагание, планирование, самооценка деятельности;
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Оборудование:
выставка книг по теме и рисунков, карточки с ситуациями, видеоролик.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит фонограмма С. Селиванов М. Пляцковский «Настоящий друг»
Выставка иллюстраций с пословицами.
Итак, мы продолжаем беседу о дружбе и друзьях. Из песни слов не выкинешь: «Настоящий друг познаётся в трудную минуту» Давайте проверим: «Придете ли вы на помощь однокласснику в трудную минуту?» Чтение и разбор жизненных ситуаций по теме. Выбор пословиц подходящих для ситуации.
1 группа
Выберите хорошо читающего человека. Он вслух зачитывает ситуацию. Незнакомые слова уточните у взрослых.
Вы с товарищами играли во дворе. К вам подбежала незнакомая собака. Один из товарищей испугался. А ты твердым голосом сказал: «Фу, пошла прочь» Собака убежала.
Ответьте на вопрос:
Выручил ли ты товарища?
Выберите одну из пословиц подходящую для вашей ситуации:
Всем угодлив, никому не пригодлив.
Смелость города берет.
Помощь в несчастье, что дождь в засуху.
Друг спорит, недруг поддакивает.
За правое дело стой смело.
2 группа
Выберите хорошо читающего человека. Он вслух зачитывает ситуацию. Незнакомые слова уточните у взрослых.
Вы возвращались из школы домой. Одноклассница споткнулась и упала. Ты помог ей подняться и донести портфель до дома.
Ответьте на вопрос:
Выручил ли ты товарища?
Выберите одну из пословиц подходящую для вашей ситуации:
Всем угодлив, никому не пригодлив.
Смелость города берет.
Помощь в несчастье, что дождь в засуху.
Друг спорит, недруг поддакивает.
За правое дело стой смело.
3 группа
Выберите хорошо читающего человека. Он вслух зачитывает ситуацию. Незнакомые слова уточните у взрослых.
Два одноклассника поспорили. Ты знаешь, что один из них обманывает. И именно он просит тебя подтвердить его слова.
Ответьте на вопрос:
Выручишь ли ты товарища?
Выберите одну из пословиц подходящую для вашей ситуации:
Всем угодлив, никому не пригодлив.
Смелость города берет.
Помощь в несчастье, что дождь в засуху.
Друг спорит, недруг поддакивает.
За правое дело стой смело.
4 группа
Выберите хорошо читающего человека. Он вслух зачитывает ситуацию. Незнакомые слова уточните у взрослых.
Ты знаешь, что над твоим одноклассником посмеиваются, потому что он не может подтягиваться. Тогда ты приглашаешь его вместе заниматься утренней зарядкой, на которой будешь его тренировать.
Ответьте на вопрос:
Выручишь ли ты товарища?
Выберите одну из пословиц подходящую для вашей ситуации:
Всем угодлив, никому не пригодлив.
Смелость города берет.
Помощь в несчастье, что дождь в засуху.
Друг спорит, недруг поддакивает.
За правое дело стой смело.
5 группа
Выберите хорошо читающего человека. Он вслух зачитывает ситуацию. Незнакомые слова уточните у взрослых.
На уроке твоего одноклассника вызвали к доске. Он стоит и ничего не может ответить, потому что не учил. Ты стал ему подсказывать. Товарищ еле-еле ответил.
Ответьте на вопрос:
Можно ли считать, что ты выручил товарища?
Выберите одну из пословиц подходящую для вашей ситуации:
Всем угодлив, никому не пригодлив.
Смелость города берет.
Помощь в несчастье, что дождь в засуху.
Друг спорит, недруг поддакивает.
За правое дело стой смело.
«Открытие» новых знаний
-Ребята, трудная была ситуация для одноклассника?
- Да.
- Смогли ребята 5 группы придти к единому решению при ответе на вопрос?
- Нет.
- Кто-то считает, что помощь была оказана, а кто-то так не считает. Какой тогда возникает вопрос?
- Кого можно назвать настоящим другом? И какова должна быть помощь?
- Где можно получить ответы на эти вопросы?
- У взрослых или из книг.
- Какое произведение предлагаете почитать?
- С. Михалкова «Как друзья познаются»
Чтение басни несколькими учащимися, самостоятельное распределение ролей.
Обсуждение после чтения.
-Похоже ли содержание произведения на пословицу: «Друг познается в беде»
- Да.
- Почему Бобер не захотел дальше путешествовать с Лисой и Кабаном?
- Они не помогли ему в трудную минуту.
- А какую помощь ожидал Бобер?
- Они его быстро вытащат из воды, несмотря на то, что он умеет плавать.
- Это эффективная помощь. Та, которая приносит пользу. Так кем должен оказаться друг в беде?
- Помощником.
Первичное повторение.
- Было ли вам интересно читать этот поучительный короткий сюжет?
- Кратко сформулируйте, о чем вы прочитали.
- Как вы считаете, в сюжете больше действий или описания?
- Больше действия. (Чтение вступления)
- Присутствует ли диалог? ( Чтение по ролям)
-Большое ли количество героев?
-Чем напоминает это произведение сказку?
-Каким свойствам человеческого характера вас научило это произведение?
Итак, мы выделили шесть признаков нового для нас литературного жанра - басни.
Рефлексия.
- Какой урок для себя вы вынесли, прочитав басню.
- Настоящий друг должен приходить на помощь без просьбы. И помощь должна быть эффективной.
- Закончите предложения:
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Кто же вам всегда в трудную минуту бескорыстно приходит на помощь.
Нет милей дружка, чем родная…
Урок завершается видеофрагментом.