Презентация выступления на педагогическом совете школы по теме Мотивация обучения — основное условие успешности обучения.


Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учения» и закреплению представлений о формировании мотивационной сферы учения. Задачи:1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения». 2. Используя практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения.   План проведения:1. Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах /Л.В. Трушева/. 2. Обоснование выбора темы /Л.В. Трушева/. 3. Краткие теоретические сведения по проблеме (глоссарий темы) /Л.В. Трушева/. 4. Возрастные особенности мотивации школьников./Трушева Л.В./5.Использование методик психолого-педагогического сопровождения в начальной школе по ФГОС НОО.6. Практикум «Формирование мотивационной сферы» /Русских Н.А./. 7.Формирование мотивации учения школьников на уроках математики /Ерёмина Е.Д./8. «Формирование мотивации на различных этапах урока (Салмина Н.В.).9. «Успешный учитель – успешный ученик» /Рябцева В.В./.10. Рефлексия педсовета./Русских Н.А./11. Принятие решения /Л.В. Трушева /.   Уровни мотивов:1широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд;2мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими;широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов;3учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов;мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний. Мотивы учения::внешние (мотивы обучения)внутренние (мотивы учения)осознанные (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию)неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях)реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения)мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)! Самостоятельность, активностьСамостоятельность– определение объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. !Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.!Компоненты активности :готовность выполнять учебные задания;стремление к самостоятельной деятельности;сознательность выполнения заданий;систематичность обучения;стремление повысить свой личный уровень и др.Познавательная активность и самостоятельность школьников неразделимы. Ступени отношения школьника к учениюотрицательное: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям;безразличное: наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов;положительное: устойчивость мотивов, умение ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, поиск нестандартных приемов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.!Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.!Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.   Возрастные особенности мотивации школьников.!Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм (на слайд):определение и уточнение целей обучениявыявление возрастных возможностей мотивацииизучение исходного уровня мотивации(чтобы судить об изменениях)изучение превалирующих мотивов(ведущие в учебной деятельности)изучение индивидуальных особенностей мотивациианализ причин изменения мотивации(недостаточный уровень развития мотивационной сферы, низкая обученность, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость)формирование должных мотивов(в ходе учебно-воспитательного процесса в контексте решения всех других задач)оценка достижений и планирование дальнейших действий