Конспект урока по математике на тему: Слагаемые. Сумма.

План - конспект урока в 1 классе

Тема урока: Слагаемые. Сумма.
Предмет – математика
Тип урока - урок открытия нового знания
Тема – Слагаемые. Сумма.
Технология построения урока - Проблемно-диалогическая
Цель: создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма», формирование умения читать и записывать суммы. Совершенствование вычислительных навыков.
Задачи:
формировать умение соотносить количество предметов с цифрой; развивать математическую речь;
повторить числа от 0 до 5, сравнение чисел;
учить работать в парах постоянного состава
Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Формируемые УУД:
1. Познавательные: - использование имеющихся знаний;
- исследование учебной задачи;
- установление логических, причинно-следственных связей,
- применение знаково-символической схемы.
2. Регулятивные: - оценивать уровень успешности;
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую
результатом;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
3. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия
других учащихся;
- оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
4. Личностные: - самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
5.Предметные: - знать название чисел при сложении.
-уметь употреблять новые понятия в математической речи;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать умение решать простые задачи;
- выбирать различные способы чтения математических выражений.
Аннотация урока
Представленный урок – урок открытия нового знания, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Назначение урока – создание условий для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»
Данный урок направлен на развитие личных качеств учащихся: осознанности, осмысленности процесса учения, развитие творческих, интеллектуальных способностей, умения отвечать на поставленный вопрос. Взаимодействуя в паре, друг с другом, дети высказывают свою точку зрения. Урок проводится с использованием компьютера.
В конце урока – рефлексивная оценка деятельности учащихся
Ход урока
1. Мотивация познавательной деятельности
Нам заливистый звонок
Просигналил: «На урок!»
Математика, друзья,
Нам особенно нужна!
У нас урок, и так много гостей.
Поприветствуйте их улыбкой своей. Слайд 1
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете, куда мы с вами отправимся.
- Город этот непростой,
Он дремучий и густой. (Лес.) Слайд 2
- Правильно!
- А кто знает, что такое лес? (Это дом для животных, там много деревьев.)
- Молодцы! А кто живёт в лесу? (Звери, птицы, растения т.д.)
- Верно!
- Животные очень важны для леса, помогают его росту и развитию.
Сегодня мы отправимся в осенний лес, в лесную школу. Посмотрите, животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики. Слайд 3

- Сейчас я прочитаю стишок, а вы должны досказать словечко. И вы узнаете, кто же проверяет знание у лесных зверей?

- Неуклюжий, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу.
Кто таков? Скорей ответь!
Ну, конечно же, (Медведь.)
- Правильно, это медведь. (Слайд 4. Картина медведя)
- К нам на урок пришёл медведь. Посмотрите, какой он красивый, умный.
- Давайте покажем ему, что мы с вами умеем хорошо считать.

Слайд 5. Помогите лисичке заполнить окошки в примерах:
1 столбик – вставить пропущенные числа,
2 столбик – вставить знаки + или -,
3 столбик – вставить знаки >, <, или =.
6-О=5 9 О 2=7 7+1 О 5

О+9=9 5 О 1=6 5 О 4+1

8+О=10 7 О =7 4-4 О 4
Примеры записаны на доске. Учитель вызывает по 1 ученику на каждый столбик.

Слайд 6.Пока ребята помогают лисичке, мы поможем волчонку:
Посчитайте от 5 до 10, от 9 до 4, от 2 до 8 через один, от 1 до10 через два (Дети считают в полголоса хором, чтобы не мешать работающим у доски).
Молодцы! Помогли волчонку! Он очень вам благодарен.

Слайд 7.В нашей лесной школе учится белочка.

Ай, да белка – мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
.Сколько у неё клубков? (5)

Слайд 8 Как вы узнали? (3+2=5)
Как по-разному можно прочитать эту запись?
(к 3 прибавить 2 получится 5, 3 плюс 2 равно 5, 3 да 2 будет 5, 3 увеличить на 2 получится 5).
3.Постановка учебной задачи.
Можно ли прочитать эту запись по-другому? Для этого нам надо узнать, как называются числа при сложении. Кто может сказать, чему мы должны научиться на уроке? (читать запись по-другому, узнать названия чисел при сложении)
4.Открытие нового знания.
(У учителя корзина и муляжи фруктов, с помощью которых он демонстрирует все действия зайчика)
Слайд 9. В лесной школе учится зайчик. Он нашёл под дикой грушей 2 груши и положил их в корзину.
Положите на парту столько же кругов.
Потом он под дикой яблоней нашёл 3 яблока и положил их в корзину.
Положите рядом столько же треугольников.
Что делал зайчик с фруктами? (Складывал в корзину)
Какое действие он выполнял? (Сложение)
Что он складывал? (2 яблока и 3 груши)
Составьте выражение.(2+3)
Слайд 10. Числа, которые мы складываем в математике называют слагаемыми.
Назовите первое слагаемое.(2)
Назовите второе слагаемое. (3)
Сколько всего фруктов у ёжика в корзине? (5)
Сколько у вас на столе фигур? (5)
Дополните нашу запись. (2+3=5)
Как вы можете назвать число 5?
В математике результат сложения называется – СУММА.
Прочитайте хором эту запись по-новому.
- Значит тема нашего урока: Слагаемые. Сумма. Слайд 11
Работа по учебнику - Откройте учебник на стр. 86.
Прочитайте правило.
Что, кроме результата, можно назвать суммой? (целое выражение 3+2)
Сумма чисел 3+2 равна 5.
Задание №1, с.86. Слайд 12

Слайд 13. Физминутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа в тетради на печатной основе с.32, № 1
1.Прочитайте первое задание.
Что такое слагаемые?
Какие равенства подчеркнули?
Прочитайте их с ответом.
2.Прочитайте следующее задание.
Какое равенство составили к первому рисунку?
Какое равенство составили ко второму рисунку?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд 14.
- Сейчас вы сами превратитесь в лесных зверушек. Повернитесь друг к другу и договоритесь, кто из вас будет белкой, а кто – зайкой. С помощью линейки нужно решить примеры. Слева решает зайка, а справа- белка. (дети работают в парах)
А теперь вместе проверьте работу своей пары.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).
Чему учились на уроке? (называть числа при сложении).
Какие математические термины узнали? (слагаемое, сумма).
Что мы называем слагаемыми? (числа, которые складываем).
Что называем суммой? (результат сложения и целое выражение).

Ребята, у вас на столах у каждого лежат по три «яблока» трёх разных цветов, как на светофоре. Вы должны в корзину положить только одно из них. Если вам урок понравился и вам все понятно, значит, вы кладёте мне в корзину зелёное «яблоко». Если у вас есть какие-то затруднения, то кладёте «яблоко» жёлтого цвета. А если вам было непонятно, то красное.
- Договорились? (Да.)
- Я пройдусь по классу с корзиной.
- Итак, у меня в корзине только зелёные яблоки. Значит, всем действительно всё понравилось и понятно.
- Давайте, сделаем приятное для зайчика и дома в тетради нарисуете и раскрасите его изображение со с.87 учебника.
Слайд 15. Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением, а уходить с урока с новыми знаниями.
И они вам оставили значки – раскраски с их изображением.