Конспект урока по математике на тему: Сумма и слагаемые.

Предмет: математика
Класс: 1
Тип урока. Объяснение нового материала.
Тема. Слагаемые. Сумма.
Цель: познакомить с понятиями «слагаемые», «сумма».
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);
УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.
Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.
Используемые учебники и учебные пособия: 
М. И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 класс, 1 часть М. "Просвещение" 2011; М. И. Моро, С. И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. 1 часть. 2011
Краткое описание: 
Представленный урок – урок изучения новой темы и закрепление предыдущей, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Повторить предыдущие темы и изучить новый материал способствуют разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, групповая форма работы, технология оценивания учебных успехов. В конце урока – рефлексивная оценка собственной деятельности учащихся.

План – конспект урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


2.Мотивационный



3.Планирование работы.








4.Актуализация опорных знаний.













































5.Изучение нового материала.


























Физ. пауза.








7.Усвоение нового материала
по учебнику.





по тетради
(с 32)

















Физ. пауза





работа с задачами
















8.Обобщение
полученных знаний.






9.Рефлексия.
-Какой урок начинается по счету?
-Какой предмет? Чему уже научились на уроках математики?

Посмотрите внимательно на доску. Есть ли там записи, которые вам неизвестны?

-Определим задачи урока.



-Как думаете, с чего нужно начать урок?




-Начнем выполнять знакомую работу, а затем познакомимся с понятиями «слагаемое», «сумма».
-К доске пойдут двое учащихся и допишут знак действия и число в следующих равенствах.
4 * * =5 5 * * =0
8 * * =10 4 * * =2
6 * * =6 6 * * =3

-Посмотрите на числовой ряд. Что заметили?
1 2 3 4 5 7 8 9
-Что можете сказать о числе 6? –Как можно получить число 6?
Покажите, используя карточки с цифрами. Поставим число на свое место. Поиграем в игру «Счетная машинка». Показываю число, а вы по моему заданию показываете число «на .. больше» или «на .. меньше».
Проверка индивидуальной работы.
- Что общего у примеров первого, второго столбика?
-Как в математике называется интересная страна, где живут геометрические фигуры?
Назовите одним словом эти геометрические фигуры.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Каким цветом начерчена прямая линия? -Сколько прямых можно провести через одну точку? Через две точки? Назовите линию, которая начерчена синим цветом. Сколько звеньев у ломаной линии? Назовите остальные линии.
Подходит ли запись к рисунку?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 +* =5 Какие числа можно вставить? Причитайте равенство известными способами.
Этот пример можно прочитать по новому, используя слова «слагаемое», «сумма». Помогут этому научиться вот эти яблочки. Положите на парту слева столько кружков, сколько яблок взял Илья. (2).Справа положите столько кружков, сколько в руках у Светы. (3) Илья кладет яблоки в вазу и Света кладет яблоки в эту же вазу. Сдвиньте кружки.
-Сколько яблок стало? Сколько кружков всего образовалось?(5) Что сделали с яблоками и кружками?
С числами провели действие сложение. Числа, которые складываем на математическом языке называются слагаемыми, а результат сложения- суммой. Обозначим компоненты в записи словами «слагаемое», «слагаемое», «сумма». И всю запись можно назвать суммой.(пододвигаю таблички с записями) Попробуем по- новому прочитать пример.

Поднимает руки класс-
Это «раз»,
Выше голова-
Это «два»,
«Три» в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На «четыре»- руки шире,
На «пять» себя обнять,
А на «шесть»- тихонько сесть.

-Откройте учебник с.86. Прочитайте, как называются числа при сложении? Как назвать результат сложения?
№ 1. Какие фигуры можно назвать многоугольники? Прочитайте примеры, назовите первое и второе слагаемое, вычислите сумму.
Где еще ждут нас задания?
Откройте тетрадь и прочитайте слова. Что называют слагаемыми? Суммой?
Посмотрите на первое задание. Кто сможет объяснить, что нужно сделать? Выполняем.
Прочитайте равенства, в которые вставляли слагаемое. Зачитайте пример, в котором находили сумму.
-Погладьте себя по головке два раза, кто не ошибся; один раз кто ошибся и исправил.
№2. 7 жучков бежали в домик,
Но один из них устал.
От товарищей отстал.
Сколько резвых насекомых
Продолжают путь домой?
Запишите для каждого рисунка свое равенство.
А теперь ,ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Быстро сели, вновь за дело.

Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем, сколько найдем?
А вот на вопрос задачи №3 с 87 учебника можно найти ответ.
Чтение задачи.
-Сколько было книг у Васи?
-Что произошло?
-Стало больше книг или меньше? Выберите запись-решение задачи.
Анализ задачи №4 Какой знак действия нужно выбрать для решения задачи? Почему?
Решите задачу «ловушку».
На столе стояли 3 стакана с чаем. Мальчик выпил 1 стакан чая. Сколько стаканов осталось на столе?


-Сейчас вы начнете работать в парах, вспомним правила дружной работы.
-Работая в парах выберите слова одной группы.(слагаемое, слагаемое, +, сумма,-)
-Оцените свою работу:
-улыбнитесь, кто не ошибся;
-покачайте головой, кто сомневался.
Игра «Найди свое место» (с цифрами)
Наш урок заканчивается. Чему новому научились? Оцените свое «знание».


Фронтальная работа.



Выбирают слова с неизвестными значениями: «слагаемое», «сумма»
-узнать новые слова;
-решать примеры;
-решать задачи.

Определяют план работы на урок:
1.Повторить то, что уже умеем.
2.Узнать то, что неизвестно.
Индивидуальная работа у доски. Самооценка
(-справился легко
затруднялся.
было трудно)
Фронтальная работа


Индивидуальная работа с набором цифр.





Фронтальная работа
























Чтение выражения разными способами.





Практическая работа.







Фронтальная работа.
-сложили;









Чтение равенства: первое слагаемое 2, второе 3 , сумма равна 5.











Работа по заданию в учебнике.


Работу выполняют «цепочкой».




Самостоятельная работа.


Самоконтроль.


Оценка своей работы.


Самостоятельная работа.












Фронтальная работа.
-нельзя ответить.

Анализируют условие задачи, выбирают нужную запись для решения.
6 +2 6 – 2
Индивидуальная работа
3 * 1


Выполняют задания поискового характера,
применяют знания и способы действий в измененных условиях.

1.Внимательно слушай товарища.
2.Говори вполголоса.
3.Исправляя товарища- не обижай.
Парная работа. Одна пара работает у доски.
Контролируют и оценивают свою работу.

Прикрепляют на доску картинки.
(-справился легко
затруднялся.
было трудно)



15