«Театр и я» (материалы к работе театрального кружка для старшеклассников)

«Театр и я»
(материалы к работе театрального кружка для старшеклассников)

Организационно – методические рекомендации

Теория и история театра является частью мировой культуры. Театр – одно из наиболее древних и глобальных для мировой культуры искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах и условиях различных форм идейно – художественного сознания.
Особенности работы данного объединения заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомлении старшеклассников с историей театрального искусства от античных времён и до нашего времени, рассматривается деятельность выдающихся режиссеров, актёров, драматургов, а так же имеется возможность непосредственно прикоснуться к волшебному миру театра через посещение спектаклей и участие в самодеятельных спектаклях.

Цель и задачи программы:
Главная цель программы состоит в ознакомлении школьников с теорией и историей театра различных эпох, национальными особенностями и своеобразием развития драматургической, режиссерской и исполнительской деятельности, а так же позволяет попробовать свои силы в театральном искусстве
Задачи программы: в процессе занятий старшеклассники знакомятся с мировыми достижениями театральной культуры Европы и России; изучают драматургические и музыкальные образцы театрального искусства.

1.2. Требования к результатам освоения программы
В результате занятий в театральном кружке «Театр и я» старшеклассники должны
Знать:
Основной терминологический аппарат по теории и истории театра;
Историю развития и совершенствования театральной культуры различных эпох;
Мировые шедевры театрального искусства.
Уметь:
Пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики;
Грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения театральной культуры, сохранения и освоения культурного наследия;
Ориентироваться в огромном массиве накопленного драматургического материала;
Выказывать собственное мнение об увиденном спектакле;


1.3. Объем и сроки изучения предмета
Работа кружка рассчитана на 34 часа (двухгодичный цикл для учащихся 10-11 классов, с привлечением к практическим занятиям девятиклассников). Практических занятий – 18 часов, лекционных занятий – 16 часов.

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении программы:
Для процесса изучения характерна вариантность видов занятий.
Лекции и беседы
Практические занятия
Самостоятельная работа
Консультации
Просмотр спектаклей с последующим обсуждением
Репетиции и участие в школьных спектаклях
Таким образом, помимо практических и лекционных занятий, предусматривается выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся.

1.5. Виды контроля
Программой предусмотрено проведение практических занятий, выполнение индивидуальных заданий для закрепления изученного материала. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе обучающихся как над теоретическим материалом, так над практическими заданиями (отзывы и рецензии; сценическая работа) .

2. Содержание программы:

2.1. Перечень тем лекционных и практических занятий:

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с задачами и программой кружка. Определение круга интересов новых членов объединения. (1 час)

Тема 2. Из истории театра. «Путешествуем во времени».
2.1 Театр Древней Греции и Древнего Рима.
2.2 Средневековый европейский театр и итальянская комедия дель арте.
2.3 В.Шекспир и театр «Глобус»
2.4 Театры Франции и Англии XVII – XIX в.в.
2.5 Виды и формы театрального действа на Руси. Скоморохи. Петрушка. Медвежья комедия.
2.6 Ф.Волков – первый русский профессиональный актер.
2.7 Русский театр в XIX веке. Станиславский и Немирович-Данченко.
2.8 Русский театр в XX веке. В.Мейерхольд и современный российский театр.

Тема 3. Театр – как искусство. Теория и практика современного театра.
3.1 «Азбука театра». Основные термины и понятия театрального искусства.
3.2 Великие режиссеры и их роль в развитии современного театра.
Система Станиславского.
Театр Мейерхольда.

Тема 4. «Мой театр» ( Я – зритель. Я – актер.)
4.1 Посещение театра и обсуждение спектакля. (Учимся смотреть и понимать спектакль)
4.2 «Свет рампы» (участие в создании школьных спектаклей и литературно-музыкальных композиций)




Календарно-тематическое планирование (примерное)
работы театрального кружка.


1 год (10 класс)


тема
класс
дата
часы
задания

1
Вводное занятие. Знакомство с кружком и его программой
10 кл.
сентябрь
1
определить круг своих театральных интересов

2
«Мой театр»
Я – зритель. Посещение театра
9-11 кл.
сентябрь
октябрь
?
написать отзыв для презентации «Наша театральная карта»

3
Путешествуем во времени.
Театр Др.Греции и Др.Рима.
Виды и формы театрального действа на Руси. Скоморохи. Петрушка. Медвежья комедия
10 кл.
октябрь
1
подготовить сообщение по теме и материалы для проекта «Русский театр»

4.
Театр – как искусство.
Знакомство с теорией театра.
10 кл.
октябрь
1
Работа над глоссарием «Азбука театра»

5.
Путешествуем во времени. Средневековый европейский театр и комедия Дель арте.
Ф.Волков – первый русский профессиональный актер
10 кл.
ноябрь
1
Работа над презентациями «История мирового театра» и «Первый русский»

6.
«Мой театр». «Свет рампы»
Я - актер. Участие в школьном театрализованном представлении «День рождения гимназии»
9-11 кл.
ноябрь
?
Репетиции и выступление на празднике «День гимназии»

7.
«Мой театр»
Я – зритель. Посещение театра.
9-11 кл.
декабрь
?
Написать отзыв для презентации «Наша театральная карта». Обсуждение спектакля.

8.
Театр – как искусство.
Знакомство с теорией театра.
10 кл.
январь
1
Работа над глоссарием «Азбука театра»

9.
Путешествуем во времени. Шекспир и театр «Глобус»
10 кл.
февраль
1
Подготовить сообщение по теме

10.
«Мой театр». «Свет рампы»
Я – актер. Участие в городском школьном смотре художественной самодеятельности.
9-11 кл.
февраль
?
Репетиции и выступление

11.
Театр – как искусство.
Знакомство с теорией теа
·тра.
10 кл.
март
1
Работа над глоссарием «Азбука театра» и работа над викториной «Современные спектакли»

12.
Путешествуем во времени.
Театры Франции и Англии в XVII-XIX в.в.
10 кл.
март
1
Подготовить сообщения по теме

13.
«Мой театр»
Я – зритель. Посещение театра
9-11 кл.
апрель-май
?
Написать отзыв для презентации «Наша театральная карта».
Обсуждение спектакля

14.
Театр – как искусство.
Знакомство с теорией театра.
10 кл.
май
1
Сбор материала для презентации «Школы для актеров»

15.
Подведение итогов
май
1





2 год (11 класс)

1.
Путешествуем во времени.
Русский театр XIX века. Станиславский и Немирович-Данченко.
11кл.
сентябрь
1
Работа над фотоальбомом «Корифеи сцены»

2.
Театр – как искусство.
Великие режиссеры. Система Станиславского.
11 кл.
октябрь
1
Работа над проектом «Русский театр»

3.
«Мой театр»
Я – зритель. Посещение театра
9-11 кл.
октябрь
?
Написать отзыв для презентации «Наша театральная карта». Обсуждение спектакля.

4.
«Мой театр». «Свет рампы»
Я – актер. Участие в школьной литературно-музыкальной композиции
9-11 кл.
ноябрь
?
Репетиции и выступление

5.
Театр – как искусство.
Знакомство с теорией театра.
Система Станиславского
11 кл.
декабрь
1
Работа над презентацией «Школы для актеров» и таблицей для проекта «Русский театр»

6.
«Мой театр»
Я – зритель. Посещение театра.
9-11 кл.
декабрь
?
Написать отзыв для презентации «Наша театральная карта».
Обсуждение спектакля

7.
«Путешествуем во времени»
Мейерхольд и современный русский театр
11 кл.
январь
1
Работа над проектом «Русский театр»

8.
«Мой театр». «Свет рампы»
Я – актер. Участие в театрализованном представление «Вечер встречи выпускников»
9-11 кл.
февраль
?
Репетиции и выступление

9.
Театр – как искусство
Театр Мейерхольда
11 кл.
март
1
Работа над викториной «Современные спектакли»

10.
«Мой театр»
Я – зритель. Посещение театра.
9-11 кл.
апрель
?
Написать отзыв для презентации «Наша театральная карта».
Обсуждение спектакля

11.
Подведение итогов
11 кл.
май
1






Список литературы

1. Бояджиев Г.Н. " История зарубежного театра" Издательство: Просвещение, 1986 г.
2. Всеволодский В. " История русского театра" Издательство "Планета музыки", 2011 год
3. Материк М. " Актерская энциклопедия кино. М.: НИИ киноискусства, 2008
4. Плаксина Э.Б. " История костюма" Академия, 2008 год
5. Станиславский К.С. "Моя жизнь в искусстве" Издательство: Academia, 1933 г.




































Результативность

Опрос после спектакля.


Оцените свои впечатления о просмотренном спектакле по 5 бальной шкале
год
спектакль
Кол-во опрошенных
Оценки
5 4 3 2 1
% отличной оценки

2005
«№ 13»,
МХТ им. Чехова
9
6 3 - - -
67%

2006
«Крутой маршрут»,
Современник
12
7 5 - - -
60%

2007
«Белая гвардия»,
МХТ им. Чехова
16
12 4 - - -
75%

2008
«Сирано де Бержерак»,
Театр им. Моссовета
14
9 5 - - -
70%

2009
«Дядя Ваня»,
Театр им. Вахтангова
13
10 3 - - -
77%

2010
«Маскарад»,
Театр им. Вахтангова
12
9 3 - - -
75%

2011
«Мой бедный Марат»,
Театр им. Моссовета
10
8 2 - - -
80%
























Количество старшеклассников, посещавших кружок «Театр и я» за период с 2005 по 2011 г.г.


Уч. год
9 класс
10 класс
11 класс
итого

2005-2006
3
5
6
14

2006-2007
3
6
7
16

2007-2008
4
6
7
17

2008-2009
4
7
7
18

2009-2010
3
8
7
18

2010-2011
3
7
8
18

2011-2012
3
7
8
18




Олимпиады по искусству и МХК



9 кл.
участники/результат
10 кл.
участники/результат
11 кл.
участники/результат
итого

2008-2009





муниципальные
10/ победитель, призер
6/ победитель, призер
4/ победитель, призер


региональные
2/ -
2/ II место
1\ -


2009-2010





муниципальные





региональные





2010-2011





муниципальные
16/победитель, призеры
6/ призер
4/победитель


региональные
2/ -
2/-
1/-


2011-2012





муниципальные
9/победитель,
призеры
4/призер
4/победитель, призеры


региональные


















Наши спектакли и выступления

уч.год.
выступления
Кол-во
участников-кружковцев
Кол-во
выступлений
Кол-во
зри-
телей

2007-2008
-Литературно-музыкальная композиция «Люди идут по свету» (бардовская бесня)
-литературно-музыкальная композиция «Воспоминания о детстве» (смотр художественной самодеятельности школ города)
6


12
2


2
200


500

2008-2009
-мини-спектакль «Посвящение в гимназисты» (день рождения гимназии)
- вечер-встречи выпускников «Однокашники»
-театрализованное представление «Пушкин наше все» (к юбилею поэта)
4


5

10
1


1

2
300


300

200

2009-2010
-литературно-музыкальная композиция «Литературный XX век»
-театрализованное представление «Моя Родина» (смотр художественной самодеятельности школ города)
- литературно-музыкальная композиция «Сочинение ко Дню Победы»
8

14



11
2

2



2
200

500



500

2010-2011
-театрализованное представление к юбилею школы «Гимназии -100 лет»
- литературно-музыкальная композиция «Лучшая из школ» к юбилею гимназии (смотр художественной самодеятельности города)
- вечер-встречи выпускников «Однокашники»
18

18




4
1

2




1
300

500




300

2011-2012
-мини-представление «Моя Соборная площадь» к 1150-летию города
-мини представления «Сказка о чернильнице» и «Лапти»
-мини представление на конкурсе обрядов русского народа в Башкирии «Кумление или крещение кукушки»
4

8

8
1

1

1
100

250

300




Конкурсы

Областной конкурс литературно-музыкальных композиций «Тебе, моя Россия» (2009 г.)
- диплом I степени за литературно-музыкальную композицию «Моя Родина».
(в выступлении принимали участие – 14 кружковцев)

2. Областной литературно-краеведческий конкурс, посвященный 65-летию победы «А впереди была Победа» (2010 г.)
- диплом победителя в номинации «И помнит мир спасенный» за работу «Три товарища или баллада о дружбе и войне»
(в работе над проектом принимали участие – 3 кружковцев)
Заголовок 1 Заголовок 215