Шаблон Отчета о прохождении летней педагогической практики в детском оздоровительном лагере

Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова








Отчет о прохождении летней педагогической практики в детском оздоровительном лагере «Березка»



Студентки 3 курса
филологического факультета
группы РЛЖ-07-4
Безручко Любови
Ульяновск,
2010

2 ОТРЯД

Вожатая: Безручко Любовь Сергеевна
Воспитатели (тренеры): Курин Николай Михайлович
Курин Михаил Николаевич




Название отряда: «Цементник»


Девиз (кричалка):

В футбол привыкли побеждать,
Не ведая провала!
В «Березке» будем отдыхать –
Здесь кормят до отвала!






Список отряда.

1. Алексеев Никита
2. Андриянов Андрей
3. Арутюнян Эдуард
4. Бадамшин Руслан
5. Башин Никита
6. Егоров Александр
7. Железняков Артем
8. Исаев Руслан
9. Карасев Максим
10. Курин Александр
11. Пчеляков Руслан
12. Рудь Иван
13. Сарбаев Виталий
14. Сатаров Михаил
15. Степеннов Олег
16. Субботин Владислав
17. Сурков Сергей
18. Чувашев Никита
19. Червяков Михаил
20. Ястребков Владимир



План.
1.Какие цели и задачи ставились вожатыми в начале смены и возникали в течение смены?
2. В какие виды деятельности, и в какой форме Вы включали детей своего отряда?
3. С какими трудностями встретились при работе в лагере? В чём они заключались? Конфликтные ситуации в отряде, их развитие и способы разрешения?
4. Какие основные способы педагогического воздействия Вы использовали?
5. Методы и приёмы Вашей работы в организационный период смены?
6. Охарактеризуйте взаимоотношения в отряде.
7. Ваше зачётное дело в отряде.
8. Какие формы коллективного анализа дня, смены, Вы использовали?
9. Получили ли Вы удовлетворение от работы и общения с детьми.
10. Какие предложения Вы можете внести по подготовке студентов к работе в учреждениях отдыха и оздоровления детей?











1.
В начале смены нами (вожатыми и воспитателями) ставились следующие задачи:
Задачи перед сменой (основные):
- формирование временного коллектива; - психологический климат в отряде; - выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.
 Воспитательные задачи:
Создать коллектив отряда, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений (выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, умения быть руководителем несложных общих дел и т. д.)

Привлечь каждого ребёнка к деятельности через систему поручений, содержание которых существенно отличается от школьных.

Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания.

Привить детям санитарно-гигиенические навыки.

Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов.

Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности.


Задачи в начале смены (оргпериод):

1. Более тесное знакомство детей друг с другом, с взрослыми и условиями проживания;
2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослыми;
4. Определение места (статуса) в коллективе;
5. Помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях, знаниях и умениях; разработать общие цели, задачи и перспективы совместной деятельности;
6. Формирование чувства доверия друг к другу;
7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций. 
8. Изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе, изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности
9. Научить детей соблюдать правила внутреннего распорядка., познакомить с правилами личной гигиены и самообслуживания.
 Цель вожатого: сплотить детский коллектив для того, чтобы в дальнейшем сделать его инструментом воспитания личности ребёнка, организовать жизнь детей в лагере.
              


Задачи, стоящие в основной период смены:
1.Моделирование ситуации успеха; 2. Предоставление свободы выбора; 3. Создание положительного эмоционального настроя; 4. Создание условий для активности ребенка; 5. Поддержание положительного эмоционального настроя; 6. Организация взаимодействия; 7. Поддержание групповых норм.

Задачи на заключительном этапе:
1.Организация подведения итогов смены; 2. Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.); 3. Реализация вышеперечисленных знаний и умений; 4. Организация личной рефлексии; 5. Организация групповой рефлексии.













2. Детей нашего отряда мы включали в следующие виды деятельности:
1) Интеллектуальная (ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты.)
2) Практическая
- профессионально-творческая работа,
- спорт, (зарядка, верёвочный курс, соревнования – баскетбол, волейбол, вышибалы, «весёлые старты»)
- туризм, (туристическая вертушка, похож на водоём)
- труд, (уборка территории – «трудовой десант», уборка своих мест в комнате)
- кружки, (занятия в кружках – рисование, вышивание, шитьё, оригами и др.)
3) Художественная
- музыка (разучивание песен, выступление на концертах с музыкальными номерами, проведение музыкальных викторин)
- театр, (инсценировка различных ситуаций, сказок и т.д.)
- живопись, (конкурсы на самый лучший рисунок на определённую тему, создание художественных плакатов)
- импровизация (участие в конкурсах, где нужно выполнять определённые задания баз подготовки, экспромтом)
4) Спортивно-оздоровительная
- прогулки (ознакомительная прогулка по лагерю, прогулка со сбором растений и знакомством детей с ними)
- спорт (зарядка, соревнования по разным видам спорта, игра с мячом, «весёлые старты» и др.)
- туризм (поход на родник, «туристическая вертушка»)
5) Досуговая
- отдых (игры в шашки и шахматы, игры на детской площадке, катание на качелях, рисование, бадминтон и др.)
- самообразование,
- саморазвитие,
- развлечения (дискотека, игры на детской площадке, игры с мячом)
- праздники, (участие в общелагерных концертах, тематических праздниках)
- творчество (занятия в кружках, участие в творческих конкурсах, рисование, участие в сценках и концертах, пение, танцы)

3.
Особых, серьезных сложностей в течение смены не было. Хотя так же, как и в любом другом коллективе, конфликтные ситуации были нередки. Тем более если учесть то, что отряд состоял из 20 мальчиков-спортсменов из ФК «Цементник» г. Новоульяновка в возрасте от 7 до 16 лет.
Так, например, одной из частых причин конфликтов были «стычки» между старшими и младшими. Особенно часто младшие жаловались на одного из старших ребят, который, по их словам, их запугивал и иногда мог и сильно ударить. С этим мальчиком я несколько раз беседовала на эту тему сама, несколько раз просила их тренера поговорить с ним. Когда была свидетелем его выходок, оскорблений, старалась сразу же строго пресекать их, делать замечания, пристыжать, «взывая» к совести, однако это было малоэффективно: он просто не слушался, воображая, что он «сам все знает и никого слушаться не будет».
Хотя, с другой стороны, разновозрастный коллектив, как оказалось, не так уж и плох, т.к. порой только старшие могли дисциплинировать своих младших товарищей.
Мальчики очень часто были неаккуратны, не убирали вещи за собой, за что их приходилось частенько журить.
Конечно же, ощущалась нехватка девочек в отряде.

4.
Существуют различные способы педагогического воздействия. Например, поощрение, наказание, совет, просьба, убеждение и т.д.
Я, в свою очередь, использовала поощрение, совет, просьбу и другие.
Безусловно, провинность также мной наказывалась, но наказанием было уменьшение поощрения. Этот метод наказания действовал как нельзя лучше. В основном, это уменьшение поощрения касалось дискотек, более раннего отбоя. Но за любой успех я хвалила их, что было лучше любого поощрения.

5.
Мы с тренерами, зная, насколько важно планирование детского пребывания в лагере, постарались накануне начала смены очень тщательно продумать свои дальнейшие шаги, особенно, в первые дни. Мы предусмотрели, чтобы у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно. В первый день после расселения провели экскурсию по лагерю. Обследовали все вместе каждый уголок.
Так как большинство детей до лагеря в той или иной степени знали друг друга, то проведение игр на знакомство оказалось ненужным. Поэтому я старалась подобрать такие игры, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр я старалась внимательно следить, чтобы никто не оказался в "глупом" положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, на сотрудничество и помощь. Вечером проводили огонек "знакомств", где ребята рассказывали своих первых впечатлениях и ощущениях в лагере.
Также в течение смены я использовала следующие методы:
самостоятельное формирование детьми органов самоуправления (помощники вожатого, командир отряда и др.);
наглядный метод (знакомство с уставом лагеря, с режимом дня);
словесный метод (беседы);
метод коллективного целеполагания;
практический метод (анкетирование)


6.
Как было сказано выше, среди целей, которые ставились перед уходом на педпрактику, не менее важной являлось создание дружного, сплоченного детского коллектива. Мы с воспитателями прикладывали все усилия на создание дружного сплоченного коллектива, единой команды.
Вследствие разного возраста детей в коллективе, принадлежности в городе к тем или иным футбольным командам (обычно по году рождения, н-р, «Цементник-95») и различным тренерам, в начале смены было довольно яркое деление на микрогруппы, что определенно нас настораживало. Поэтому мы прикладывали большие усилия, чтобы их сплотить, сдружить(проводили различные игры, свечки, совместные просмотры футбольных матчей, сплочению помогали и их тренировки, спортивные игры и др.) и к середине смены обнаружили, что официально осталась только 2 микрогруппы по возрасту: 1-ая была между старшими ребятами (15-16 лет) и ребятами среднего школьного возраста ( 9-14 лет).
2-ую микрогруппу составили самые маленькие (их было 3 по 7 лет), которые тренировались отдельно и часто держались вместе, однако микрогруппой их можно назвать только с натяжкой, так как в их среде не было явного лидера и они нередко примыкали к ребятам среднего школьного возраста.
Лидером первой микрогруппы был Исаев Руслан, также являющийся и командиром в команде «Цементник – 95» . Мальчик очень ответственный, умный, справедливый и добрый. Умел организовывать и направлять в правильное русло своих друзей. Легко шел на контакт, был отзывчив к любым просьбам.
Лидером второй микрогруппы стал Железняков Артем. Мальчик отличался так же умением организации своих «подчиненных», справедливостью и некоторой жесткостью в общении.
Изгой в нашем отряде, к сожалению, был. Арутюнян Эдик был предметом всеобщего отвергания и нелюбви. Однако его «невхожесть» в коллектив была обусловлена рядом его личных качеств. Мальчик был очень избалованным ребенком, капризничал, часто жадничал, отличался неуступчивостью. Наши усилия хоть как-то приобщить его коллективу оканчивались упертым нежеланием, а скорее, думаю, неумелостью жить в коллективе.
По классификации А.Н. Лутошкина можно сказать, что наш коллектив достиг ступени развития «Алый парус». Об этом можно судить по таким факторам, как общее переживание каждого за общее дело, общие успехи, также переживания по поводу чьей – либо неудачи. Появляется чувство гордости за коллектив. Дети помогали друг другу, взаимодействовали с другим коллективом (отрядом), привлекали их и во внутриотрядные мероприятия. Уже явно наметился командный состав, который мог повести за собой и организовать всех вместе.


7.
Зачётное дело в отряде.
«Мое здоровье – в моих руках».

А) Интеллектуальная викторина о здоровом образе жизни. Форма проведения – викторина.
Данное мероприятие было проведено в конце смены, когда в это время ребята уже адаптировались, чувствовали себя уверенно, появился командный дух. Возраст детей – от 7 до 16 лет. На данном этапе им уже намного легче проявлять себя и свои знания в коллективе, без боязни ошибиться и быть осмеянным. На момент проведения викторины в общелагерной сетке намечались мероприятия со спортивным уклоном, и в контексте этих мероприятий викторина очень органично вписывалась.
Б) Цели данного мероприятия:
- организовать досуг детей
- формировать здоровый образ жизни
- воспитывать общую культуру здоровья
- развивать коммуникативные умения ребят
Задачи:
Образовательные
-конкретизировать знания ребят в области различных видов спорта
-возобновить
- возобновить в памяти детей уже известные знания ребят по этой теме

Развивающие
- развивать потребность детей в занятии спортом и ведении здорового образа жизни;
- развитие памяти, мышления, воображения
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к спорту и здоровому образу жизни
- воспитывать дружеские отношения в коллективе
- воспитывать культуру общения и поведения
- прививать любовь к книге

В) Целеполагание основывалось на интересах детей-спортсменов, т.к. это мероприятие касалось их любимой темы – спорта, поэтому данную организацию досуга они приняли с удовольствием. Общая организация викторины лежит на вожатых, детям нужно лишь разделиться на 2 команды. Заранее подготавливаются вопросы для викторины, жетоны за правильный ответ и призы для награждения.
Г) Сценарий
1.Организационный момент
Ребята, я приветствую вас на сегодняшней викторине, тема которой «Мое здоровье – в моих руках». Для этого вам надо разделиться на 2 команды. Команды, готовы к соревнованию? Тогда на старт!
2. Основная часть
Викторина включает в себя 5 этапов с различными заданиями. За каждый правильный ответ команда будет получать жетоны.
Первый раунд.
Приступаем к первому раунду. Сейчас каждая команда начинает набор из 5 букв. Из этих букв вам необходимо составить слово «С П О Р Т». Побеждает та команда, которая составит слово быстрее.
Второй раунд.
Второй раз – спортивная разминка. Я буду поочередно задавать вопросы к командам. Команда, которая ответит на вопрос, получает 1 балл. Если команда не сможет ответить, вопрос переадресуется другой команде.
1.  Ледовая площадка (каток).
2.     Специалист по поднятию тяжестей (штангист).
3.     Лучшая тяжесть для любителей утренней зарядки (гантели).
4.     Она является залогом здоровья (чистота).
5.     Хоккей - шайба, футбол - мяч, бондминтон-... (волан).
6.     Теннисная площадка (корт).
7.     Решающая характеристика внешности для баскетболиста (рост). 8.    Спортивный переходящий приз (кубок).
9.     Что стремится установить спортсмен? (рекорд).
10. Чем являются слова "Быстрее, выше, сильнее?"(девиз Олимпийских игр).
Третий конкурс.
Физкультминутка. Жюри оценивает конкурс.
Четвертый конкурс.
Конкурс капитанов.
Задание: назвать виды спорта. Выигрывает та команда, которая назовёт больше видов спорта.
Пятый конкурс.
Отгадать загадки.
Не обижен, а надут, Его по полю ведут. А ударят - нипочём, Не угнаться за... (мячом). 
Задание. Назвать игры с мячом.
2.Эта птица - не синица,Не орёл и не баклан. Эта маленькая птица Называется... (волан).
Задание. Как называется игра с воланом?
3.На снегу две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то ... (лыжи).
4.Кто на льду меня догонит? Мы бежим в перегонки. И несут меня не кони, а блестящие ...(коньки).
5.Мне загадку загадали: Что это за чудеса? Руль, седло и две педали, Два блестящих колеса. У загадки есть ответ Это мой ...(велосипед).
6.Вот такой забавный случай! Поселилась в ванной - туча. Дождик льётся с потолка Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж. Все ребята любят...(душ).
3. Заключительная часть.
Молодцы, ребята, с заданиями вы справились. А как вы понимаете слова «Мое здоровье – в моих руках»? (Ответы детей.)
Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает.  

В течение данного мероприятия была заметна заинтересованность детей, каждый хотел побыстрее предложить свой вариант, никто не сидел без участия. Постепенно всех захватил соревновательный дух, уже в процессе ребята начинали подсчитывать свои очки. Приятно было слышать, когда вся команда хвалила того, кто правильно ответил на вопрос, особенно на сложный. В результате все остались довольны, а победители вознаграждены, остальные получили утешительные призы.

Д) При проведении викторины я старалась наиболее эмоционально задавать вопросы ребятам с выразительной интонацией, чтобы они таким же тоном продолжали ответы на вопросы, где нужно было подобрать рифму. У них это хорошо получалось. При общем затруднении задавала наводящие вопросы и старалась подвести детей к правильному ответу, чтобы они не сдавались, а всё же догадывались сами. В такие моменты обстановка особенно «накалялась». Я старалась в процессе поддерживать отстающие команды, чтобы не опускали руки те, кто уже достаточно отставал от лидеров.
Е) При проведении данного мероприятия у меня не возникло организационных и методических трудностей, а в психологическом плане главное, поддерживать отстающих ребят, чтобы никто не обижался.

8.
Коллективный анализ дня мы проводили в форме «свечки». Так как возраст ребят в нашем отряде от 7 до 16 лет, то мы старались делать акцент на эмоциональном анализе, для закрепления положительных эмоций. Педагогические задачи, которые мы преследовался при проведении «свечки»- научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора. На свече шли самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мы мечтали, спорили, пели любимые песни.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НАМИ ВАРИАНТЫ ВЕЧЕРНИХ СВЕЧЕК : 1) «Говорят желающие». 2) Вожатый (воспитатель) передает "свободный микрофон" кому пожелает.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НАМИ ФОРМЫ ВЕЧЕРНИХ СВЕЧЕК:
1) "Прогноз погоды". Выразить словами или условными знаками состояние совей души. 2) "Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому. 3) "Шляпа", "Ромашка", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п. 4) "Конфеты". Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет - столько предложений вы должны рассказать о себе. 5) "Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).
9.
Я получила огромное удовольствие от работы и общения с детьми. Не передать ту радость, которую ощущаешь, когда чувствуешь любовь детей. У меня был своеобразный отряд – отряд из 20ти мальчиков разного возраста и 2х мужчин-тренеров, поэтому было сложновато психологически. Но, с другой стороны, я чувствовала огромную поддержку как со стороны детей, так и со стороны своих коллег. Я очень благодарна лагерю за те непередаваемые минуты счастья командных побед, радости общения с детьми, дружеского сотрудничества с коллегами-вожатыми.
10.
Единственное, что хотелось бы предложить – это более полное знакомство студентов-практикантов с условиями, требованиями, законами того или иного лагеря.




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15