Программа театрального кружка в начальной школе


Программа театрального кружка в начальной школе
(художественно-эстетическое направление)
Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Театральный кружок Петрушка» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования ,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности «Начальное и основное образование». В. А. Горский, Москва «Просвещение» 2011г., «Методический конструктор». Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение"
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа (1 класс).
Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словар
·ный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Ожидаемые результаты программы
В результате освоения этой деятельности школьники
- приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;
- овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;
- приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);
- научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

Литература:
ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
Ершова А.П. Уроки театра в школе.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.


Тематическое планирование (33 часа)

№ п/п

Дата
Тема

1.

Вводное занятие «За кулисами кукольного театра». Инструктаж по технике безопасности.

2-3

Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декломации. Импровизация. Импровизация. Диалог. Монолог.

4-5

Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы «Советы здоровья». Беседа о прочитанном. Понравилась ли пьеса? Кто из героев понравился? Хотелось ли вам сыграть эту пьесу? Главная мысль пьесы. Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении? Упражнения и игры на развитие воображения?

6-7

Распределение ролей и чтение произведения учащимися: определить количество действующих лиц в пьесе; эмоциональное состояние персонажа; его характер. Развитие речевого дыхания и артикуляции.

8-9

Отработка чтения каждой роли: прочитать чётко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правильное дыхание; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за «него» и почему именно так. Упражнения и игры на внимание.

10-11

Отработка чтения каждой роли, репетиции за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок.

12-15

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда.

16-17

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку, голову на указательный палец руки, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребёнком. Развитие дикции на основе скороговорок.

18-19


Обучение работы над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформление, декор деталей, подача бутафории, помощь друг другу при управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

20

Генеральная репетиция.

21

Показ пьесы детям и родителям.

22

Выбор пьесы «Как снеговики солнце искали» Т. Н. Караманенко. Беседа о прочитанном. Понравилась ли пьеса? Кто из героев понравился? Чтение пьесы вслух. Определение места и времени действия. Характеристика действующих лиц и их взаимоотношений. Распределение ролей. Читка по ролям за столом.

23-24

Читки по ролям, глубокий детальный разбор пьесы.

25-26

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

27-28

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.


29-30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

31

Генеральная репетиция. Звуковое оформление пьесы.

32

Показ пьесы детям.

33

Показ пьесы родителям.












15