Урок по истории Донбасса Святогорский монастырь в 18 веке (8 класс)

___.Святогорский монастырь в XVIII веке. Дата ____________

Содержательная часть урока
Святогорский монастырь в первой половине XVIII в.; архитектурные сооружения монастыря; хозяйственная деятельность монастыря; Святогорское имение семьи Потемкина.
Основные понятия и термины:
Христианская религия, монастырь, монахи, храм, духовность
Тип урока
Изучение нового материала.
Методы и формы обучения
Методы: активный, интерактивный
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Приемы: «открытый микрофон», «мозговой штурм»
План урока (для учителя)
Организация работы на уроке (приветствие, правила, цели и задачи работы)
Актуализация опорных знаний (связь с курсом истории Родного края по прошлому курсу)
Святогорский монастырь в первой половине XVIII в.; архитектурные сооружения монастыря; хозяйственная деятельность монастыря; Святогорское имение семьи Потемкина.
Эпиграф урока
Сюда стекался весь юг России славить Бога и просить Его милости и в дни счастия, и в злую годину; сюда на молитву и за благословением приходили русские князья; здесь находили покой пленные наши предки, коим удавалось уйти из становищ татарских; здесь в пещерах подвизались подвигом добрым молитвенники за благоденствие Руси (Г. Кулжинский)
Образовательные ресурсы
История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов /Авторы: А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. Донецк: Издательство
·Фирма
·Кардинал
· 1998,
- с. 320.
Оборудование и материалы
Тетради, наглядные пособия (картинки с изображениями различных исторических источников), памятки, презентация.




Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные

Научатся:
Ориентироваться в истории Святогорского монастыря XVIII века;
Получат возможность научиться:
Закрепить построение определения понятий и терминов;
Характеризовать исторический период Святогорского монастыря XVIII века.
Познавательные: применяют знания для выполнения конкретных заданий, самостоятельно действуют по алгоритму деятельности при выполнении заданий, работают с текстом, отвечают на вопросы, подводят итоги и делают выводы, выделяют основное; определяют грань «знания и не знания»
Коммуникативные: выстраивают коммуникацию в парах, группах, активно слушают, сотрудничают с ровесниками и педагогом
Регулятивные: организуют свою учебную деятельность; формулируют правила работы на уроке, выстраивают правила работы в группе, учатся работать с памятками и алгоритмами; учатся оценивать собственную работу.
Получают мотивацию к изучению истории; проявляют любознательность

Предметно-методологическое содержание урока
Действия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


I. Организационный момент (2 - 3 мин.)
Дидактическая задача: подготовка класса к началу урока.

Организация урока
Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на плодотворную и творческую работу.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.


Выработка правил работы на уроке
Объясняет правила приема «Мозговой штурм»; работы класса в парах.
Используя прием «Мозговой штурм» устанавливают правила работы на уроке, а также вырабатывают правила работы в парах.


II. Демонстрация учащимися владения старым способом (ранее усвоенным) (5 мин)
Дидактическая задача этапа: актуализация опорных знаний учащихся

Прием «Мозговой штурм»
Задается вопрос: Какими знаниями вы владеете на данный момент по истории Святогорского монастыря с момента его основания?
Учащиеся сначала записывают ответы себе в тетрадь, а затем по очереди озвучивают их. Учитель же основные моменты фиксирует на доске.


III. Постановка новой учебной задачи (5 мин.)
Дидактическая задача этапа: изучить новый материал.

Работа с эпиграфом (пары, группы).
Диалог (цель подвести учащихся к мысли, что Святогорский монастырь являлся на тот период духовным центром нашего края)
Обращает внимание обучающихся на эпиграф, предлагает объяснить его, высказать личное мнение (согласие – не согласие)
Объединяются в пары или группы (на их выбор), обсуждают варианты.
Ведут диалог – обоснование точки зрения.
Озвучивают свои варианты, обосновывают, обсуждают, выбирают наиболее важное; связывают с вопросом рассмотренным во время «мозгового штурма».


IV. Решение поставленной задачи (25 мин.)
Дидактическая задача этапа: в ходе работы учащихся на уроке по теме, углубить и дать новые знания, умения и навыки учащимся на основе нового материала, закрепить новый материал, подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.

Святогорский монастырь в первой половине XVIII в.


Работа с текстом
Выдает распечатку учащимся с соответствующим текстом по рассматриваемому вопросу; организует разбор текста и его анализ.
Прорабатывают материал совместно с учителем, выделяют самое главное. Определяют направления и роль Святогорского монастыря в изучаемый период.


Архитектурные сооружения Святогорского монастыря XVIII в.


Работа со слайдами
Выводит изображения архитектурных сооружений на экран, предлагает попытаться охарактеризовать их.
Озвучивает дополнительную информацию по теме.
Работают совместно с учителем: описывают, что видят на экране, пытаются характеризовать архитектурные сооружения.


Хозяйственная деятельность монастыря в изучаемый период.


Работа в группах
Выдает для работы в группах необходимый материал учащимся для проработки в течение положенного времени. При необходимости дает краткую консультацию.
Прорабатывают материал по одному из направлений хозяйственной деятельности, после чего кратко характеризуют свой вопрос и предлагают основные моменты под запись в тетрадь.


Святогорское имение семьи Потемкина.

Работа с заранее подготовленным сообщением
Нацеливает учащихся на прослушивание и анализ подготовленного сообщения одним учащимся (или группой учащихся).
Заслушивают подготовленное сообщение учащимся (или группой учащихся), анализируют его с помощью учителя.


V. Рефлексия (2 – 3 мин.)
Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, ответить на проблемный вопрос, поощрить учащихся.

Выводы по теме в виде
«Открытого микрофона»
«Достигли ли вы поставленных перед собой задач? Почему? Что осталось не ясным?»
Предлагает сделать выводы по теме урока.
Задают вопросы учителю, уточняют не ясные моменты.
Делают общие выводы по теме, обобщает изученный материал.



Оценивание знаний
Анализирует работу учащихся на уроке, оценивает
Делают самооценку работы на уроке.


VІ. Итоги урока. Домашнее задание (2 – 3 мин.)
Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания.

Формулировка домашнего задания.

Записывает на доске (или высвечивает слайд) домашнее задание, объясняет, что нужно сделать:
- подумайте, подготовьте обоснованный ответ-рассуждение: «Докажите, что в XVIII веке Святогорский монастырь был духовным и экономическим центром Донецкого края?»
Записывают домашнее задание в дневники, уточняют не ясные моменты. При подготовке домашнего задания обучающийся может использовать дополнительные источники (словари, Интернет). Главное – ответы должны быть подготовлены устно или записаны в тетради от руки. Распечатки – не принимаются.



Дополнительный материал
Правила работы в парах:
Говорить по очереди.
Умение слушать, не перебивать.
Уважаем мнение партнера.
Замечания делаем корректно.
Приблизительные критерии оценивания работы на этапе урока (лучше, если учащиеся предложат собственные критерии и будут ими пользоваться и на других уроках, в идеале, такая работа должна была быть проведена в 5 классе)
Отлично – обучающийся активно работал, предлагал варианты решения вопроса (проблемы), аргументировал свою точку зрения опираясь на исторические факты, а не на эмоции; соблюдал правила ведения диалога, выслушивал иную точку зрения, был корректен.
Хорошо – обучающийся предлагал варианты решения вопроса (проблемы), приводил слабые аргументы (недостаточные) в защиту; придерживался только своей точки зрения, не анализируя мнения оппонентов, не всегда соблюдал правила ведения диалога.
Удовлетворительно – обучающийся не проявлял инициативы, высказывал мнение, но не аргументировал, от диалога уклонялся, мало задавал вопросы сам и мало отвечал, плохо соблюдал правила ведения диалога.
Неудовлетворительно – обучающийся не принимал участия в обсуждении вопроса (проблемы), уклонялся от диалога, не задавал вопросов, не отвечал; нарушал правила поведения на уроке, правила ведения диалога, мешал работе группы (класса).

Теоретический материал для учителя
Г. Кулжинский – историк XIX века.
Материал к вопросу 1. Святогорский монастырь в первой половине XVIII в.
До начала XVIII в. монастырь не раз подвергался разграблениям от крымских татар и «воровских людей», поэтому царскими указами предписывалось постоянно проживать в нем отряду воинов c целью обороны этого рубежа. Начиная с XVII в. Святогорский монастырь неизменно фигурирует в государственных документах как важный стратегический пункт на южных границах и укрытие для православных, бежавших из крымского плена, а также подвергавшихся религиозным гонениям в польско-литовских землях.
Крепостью служила сама меловая скала. Неприступная со всех сторон, она была надежным убежищем. По монастырской описи 1758 г. в обители числилось четыре пушки: три медных и одна чугунная, а в синодике упоминается пушкарь монах Иаков.
По царскому указу в Святогорскую крепость были посланы служилые люди из Чугуева и Белгорода, чтобы «татары и воры Черкасы безвестно украдом и обманом какого дурна не сделали».
В XVIII в. уменьшилась опасность со стороны татар: 1737 г. - дата последнего, известного нам кочевнического погрома. Но мирная жизнь в монастыре нарушалась уже другими бедствиями - моровая язва приносила опустошения не менее значительные, чем татарские набеги. Писатель В. И. Немирович-Данченко писал: «в 1738 и 1739 гг. в монастыре началась моровая язва: все иеромонахи, иеродьяконы, монахи померли, остались только два инока простых, лет по сто каждому. После того обитель опять воссияла».Между тем, несмотря на неблагоприятные условия, монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи.
Некоторые из настоятелей обители славились своей образованностью и состояли членами Духовной Консистории, даже занимали епископские кафедры. Например, архимандрит Иларион Григорович, настоятельствовавший с 1733 г., был впоследствии архиепископом Крутицким и стяжал в Москве славу благодатного святителя.
Из Святогорских настоятелей XVIII в. особенно замечательными были архимандриты Фаддей Кокойлович (1738 - 1758 гг.) и Рафаил Мокренский (1758 - 1765 гг.). По свидетельству монастырского летописца, при этих настоятелях Святые Горы снова процвели духовными подвигами иноков, которые, подражая древним подвижникам и отшельникам, жили в одиночных пещерах, скрытых между меловых гор. Кроме того, архимандрит Фаддей Кокойлович, известный своей ученостью, указом Святейшего Синода в 1741 г. был направлен в Москву для участия в исправлении славянского перевода Библии.
Святогорский монастырь, возглавляемый во второй половине XVIII в. учеными из числа ректоров и префектов Харьковского коллегиума, высшего учебного заведения Слободской Украины, тоже становится просветительским центром. Здесь преподают латынь и другие науки. Святые Горы посещает Григорий Сковорода, навещая своего учителя и друга, настоятеля монастыря Леонтия Кордета.
Села Богородичное, Студенок, Банное, находящиеся здесь, были основаны в первой половине XVIII в., в период интенсивного заселения этой местности, принадлежавшей Святогорскому монастырю. В настоящее время эти населенные пункты сохранили свои прежние названия, за исключением поселка Банное, переименованного в 1964 г. в Славяногорск (теперь Святогорск) и являющегося городом-курортом.
Материал к вопросу 2. Архитектурные сооружения Святогорского монастыря XVIII в.
К этому периоду относится и строительство Николаевской церкви. «В скале Донецкой, по длине 200 саженей, идет подземный ход все выше и выше; в верхних его частях уклоняется он то налево, то направо и по сторонам его темные келии. Нелегкий ход выводит, наконец, на тесную площадку, украшенную пятью меловыми конусами. Здесь подвижники устроили себе храм - Николаевскую церковь - шедевр зодчества».
Основная его черта - композиционное единство мелового утеса, церкви и живописного горного ландшафта. Церковь как бы венчает меловую громаду, вырастая из ее плоти. В своем композиционно-плановом решении она восходит к трехкамерным деревянным украинским церквям, Весьма оригинально построение ее глав, различающихся по форме и величине. Восточная башенка - декоративная, вырубленная из мелового конуса. Центральная башня - двухъярусный восьмерик, который завершается восьмигранным куполом и барабаном с маковкой грушевидной формы. Западная часть с колокольней не сохранилась, была разрушена в годы гражданской войны. Обращают на себя внимание разноразмерные оконные проемы северного фасада. Маленькие, прямоугольные - бойничные - более ранние. Проемы больших размеров сделаны позже. Это связано с там, что церковь не раз восстанавливалась и перестраивалась. Особый интерес вызывает соединение в одном памятнике зодчества двух материалов мел и кирпич.
Из поколения в поколение передается легенда о чудесном явлении меловой церкви. Простодушная паства верила, что она возникла за одну ночь. На самом деле стену-ширму после окончания строительства подрубили, и она рухнула» воды Донца. Перед взорами людей предстала белокаменная, златоглавая, прекрасная, как сказка, церковь. Чтобы все осталось в тайне, строителей уничтожили. Возможно, это их кости до сих пор находят в тщательно замаскированных нишах.
В самом конце XVII столетия было положено основание архитектурному ансамблю на «подоле», то есть на плато, у подошвы мелового утеса. Время почти не сохранило этих памятников.
В конце XVII в. у подножия скалы были заложены первые наземные храмы. В 1679 г. Был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. новый каменный Успенский собор.
В 1698г. началось строительство Успенского собора на средства полковника Изюмского полка Ф.В. Шидловского.
В 1708г. строительство было закончено. Но к 1800-му году он пришел в негодность, и его разрушили. Сам Шидловский похоронен в Святогорском монастыре, сохранилась и деревня Шидловка названная его именем. В этот период строится ряд хозяйственных помещений, надвратная колокольня.
В 1774г. посещает монастырь академик Гильденштейн, который в своем дневнике оставил следующую запись:« у подножия крутых гор и лежит Святогорский монастырь; монастырские здания, состоящие из двух церквей и дома, где живет архимандрит с остальными монахами, окружены четырехугольной стеной, каждая из которых имеет шагов 60».
На тот момент в собственности монастыря было около 2000 душ крепостных, более 27 тысяч десятин земли. Настоятелем обители был архимандрит Венедикт. Монастырь процветал.
Материал к вопросу 3. Хозяйственная деятельность монастыря в изучаемый период.
В конце XVI – первой половине XVII вв. основным занятием святогорцев были промыслы, которые во второй половине XVII – XVIII вв. сохраняли мелкотоварный характер и приносили значительный доход монастырю. Доказательством доминирующей роли рыбного промысла является сам факт основания монастыря на берегу богатого на рыбу Северского Донца. По мере освоения Степной Украины святогорские монахи расширяют рыбные угодья.
В XVI–XVIII вв. степной регион был богат рыбой (белуга, севрюга, стерлядь, сазан, судак и др.). В то же время вырубка лесов и строительство мельниц во второй половине XVII–XVIII вв. привели к частичному обмелению рек и сокращению их рыбных ресурсов. Поэтому увеличивается вылов рыбы (щука, окунь, сом, карп и др.) в ставках и озерах.
Рыболовством занимались круглый год. На рыбных промыслах трудились сами монахи, а также подданное население, наемные рабочие и многочисленные паломники. Основными снастями были сети, неводы и лодки. Среди вспомогательного инвентаря упоминаются котлы, бочки, кадушки, ножи и веревки. Выловленная рыба частично продавалась свежей, а остальная перерабатывалась. Часть сушеной и вяленой рыбы
продавали.
Существенные сдвиги в заселении и хозяйственном освоении региона во второй половине XVII– начале XVIII вв. нанесли значительный урон лесным массивам Подонцовья. Поэтому охота утратила свое первоочередное значение в хозяйственной деятельности святогорцев.
В монастырских хозяйствах, особенно во второй половине XVII–XVIII вв., распространяется пчеловодство. Природа лесных и лесостепных районов Донецкого края благоприятствовала развитию этой прибыльной отрасли хозяйства. Мед ели, изготовляли из него различные лекарства, напитки, продавали. Из воска делали свечи для внутренних потребностей и на продажу.
Главным компонентом пасеки были улья с пчелами. Пасеки держали на лугах с цветущими травами и вблизи лесополос с липами. Прилегающую к пасекам землю не распахивали. Часто пасеки размещали в садах вблизи сенокосного луга. В уходе за пчелами стали использовать новые методы: на зиму улья вместе с пчелами убирали в теплые погреба, где хранили мед и необходимый инвентарь; с наступлением весны улья выносили из теплых погребов на воздух и по мере необходимости подкармливали пчел медом из запасов.
Монахи, особенно во второй половине XVII–XVIII вв., активно занимались лесозаготовкой. Большие лесные массивы росли вдоль притоков Северского Донца, иногда по обе стороны реки – Изюмский, Теплинский и Маяцкий. Два последних леса занимали междуречье Донца и Тора. Теплинский лес принадлежал Святогорскому монастырю. Монастырь контролировал вырубку лесов.
Одним из древнейших вспомогательных промыслов было собирательство. Оно существенно дополняло ассортимент продуктов. Собирали ягоды (чернику, землянику, ежевику, калину, рябину, боярышник, шиповник, терн). Рацион дополняли грибы, орехи, дикие яблоки и груши. Собирали лекарственные растения (мяту, ромашку, валериану, зверобой, крапиву, липу, чабрец). Среди распространенных способов заготовки продуктов
этого промысла были сушение и соление. Из березового и кленового сока делали квас.
Продуктами собирательства торговали. К традиционным лесным промыслам относились заготовка сырья (лыка, бересты, дубовой и лозовой коры), выкуривание смолы (из старых сосновых пней) и выгонка дегтя. В быту смола использовалась для смазки колес и в лечебных целях.
Во второй половине XVII– начале XVIII вв. среди монашества распространяется земледелие (хлебопашество). Этому способствовало уменьшение татарских набегов после Азовских походов Петра I, активное освоение территории Среднего Подонцовья и продвижение на юг феодального землевладения. В XVIII в. Святогорский монастырь увеличивает свои земельные владения.
Среди зерновых преобладали рожь, пшеница, просо, гречка, ячмень, овес. Рожью монастырские крестьяне платили натуральные налоги. Основная часть пшеницы продавалась на внутреннем рынке. Просо давало высокую урожайность и круглогодично пользовалось спросом на рынке. Зерно выращивали для засева, еды, торговли, содержания домашнего скота и птицы. Технические культуры (лен и конопля) использовались для
изготовления одежды. Землю обрабатывали тяжелым плугом и тяжелой бороной, легкой сохой и ралом. Рожь, пшеницу, просо и гречку собирали серпами, а ячмень и овес – косами.
Собранный хлеб сушили в поле и молотили. В целом агротехника в монастырских хозяйствах была на примитивном уровне и не давала высокой урожайности.
В XVIII в. распространяется огородничество. Среди овощных культур преобладали капуста, свекла, морковь, лук, чеснок, репа. Выращивали фасоль, горох, тыкву и огурцы. Для приправы культивировали петрушку, укроп, хрен, сельдерей и салат. В источниках упоминаются посевы картофеля, кукурузы и подсолнечника. Для прополки использовали тяпку, а копали овощи лопатами. Выкопанные овощи хранили в погребах.
В XVIII в. развивается садоводство. В документах упоминаются фруктовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни). Разводили малину и смородину. Свежие и сушеные фрукты и ягоды использовали для внутренних потребностей и продавали. Путешественник и академик И. Гильденштедт писал, что в монастырском саду росли яблоневые, грушевые и бергамотовые (вид груши) деревья. Он также отмечал, что за две
версты от Святогорского монастыря, по дороге в город Маяки, в балке в лесу рядом с фруктовым садом монахи разбили виноградник примерно на 400 лоз. Виноградник уродил, но был мелкий и плохих сортов. От августовских заморозков 1774 г. он пропал.
Несмотря на определенные успехи в развитии земледелия, до середины XVIII в. преобладало животноводство, обеспечивавшее монахов всем необходимым. Разводили коней, овец, коз, свиней. Первоочередное значение уделяли крупному рогатому скоту (коровы, волы). Среди домашней птицы преобладали куры, петухи, гуси, утки, индюки.
Развивалась добывающая промышленность. Правый берег Донца, богатый на залежи железной руды, имеет древние разработки. Документы и археологический материал (с территории пещерного монастыря и первых наземных построек) свидетельствуют о распространении среди монашества железорудного, бронзолитейного, стекольного и гончарно-керамического производства. В XVIII в. Святогорский монастырь владел
небольшими кирпичным и стекольным (в с. Богородичном работало 10 семей (23 чел.) монастырских крестьян) заводами. Свои товары монахи продавали на базарах и ярмарках.
Таким образом, в процессе заселения и освоения Среднего Подонцовья в XVI–XVIII вв. сформировались условия, определившие основные направления экономической деятельности Святогорского монастыря. Знание монахами природных условий региона и накопленный хозяйственный опыт способствовали формированию многоотраслевого агропромышленного комплекса обители, ставшего основой для развития экономического потенциала современного Донбасса.

Материал к вопросу 4. Святогорское имение семьи Потемкина.

Григорий Потемкин - великий русский государственный деятель, граф, светлейший князь, родился 13 сентября 1739, в селе Чижово, близ Смоленска. Рано потеряв отца, воспитывался матерью - Дарьей Васильевной. Вступив в Московский университет (в 1755 г.), в июле 1757 в числе лучших 12 студентов был представлен императрице Елизавете. Участие в государственном перевороте 28 июня 1762 обратило на Потёмкина внимание императрицы Екатерины II. Он сделан был камер-юнкером и получил 400 душ крестьян. В 1763 Потёмкин стал помощником обер-прокурора синода, не покидая военной службы. В 1768 он пожалован в камергеры и отчислен от конной гвардии, как состоящий при дворе. В комиссии 1767 он был опекуном депутатов от иноверцев, состоя в то же время и членом духовно-гражданской комиссии, но ничем себя здесь не заявил, и в 1769 отправился добровольцем на турецкую войну. Он отличился под Хотином, успешно участвовал в битвах при Фокшанах, Ларге и Кагуле, разбил турок у Ольты, сжёг Цыбры, взяв в плен много турецких судов. Деревни, поместья, лесные угодья и великолепные дворцы буквально обрушивались на Потемкина. Во многих из них он вообще не бывал, или посещал только один раз. Но есть место в Украине, которое Григорий Александрович любил особенно.

Совершая походы к Черному морю, Потемкин неоднократно бывал в Святогорске. Он облюбовал этот живописный уголок, который к тому времени перешел в ведение казны. Здесь он видел «голубое небо юга и сенно-лиственные деревья», а под ними величавый Донец. Сохранилось его письмо Екатерине, в котором он описывает "Донецкую швейцарию" и просит подарить ему  "дачку с рощицей" рядом со святым местом. В сохранившейся переписке Екатерины с Потемкиным имеется письмо, где императрица жалует ему эту "дачку с рощицей".
В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический - Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в ("Святом месте") разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
Потемкин построил свой дворец так, чтобы любоваться божьей красотой и молиться во славу России. Согнав крепостных мастеров, он на одной из меловых гор, расположенной на правом берегу Северского Донца, в кратчайший срок соорудил роскошный дворец, а также велел построить на берегу живописного озера купальни для своих именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное».
Как свидетельствуется в ведомости Генерального плана, святогорским имением, внесенным в реестр под 126 номером, в 1797 г. владел наследник Потемкина – генерал-поручик и кавалер В.В.Энгельгардт. Имение состояло из 25000 десятин земли, в том числе пашни – 9860 десятин, лес – 10000 десятин, сенокосы – 2000 десятин, неудобной земли–2560 десятин. Кроме того, 3200 десятинами монастырь не мог владеть полноценно вследствие посягательств на эти земли соседних землевладельцев – капитан-поручика Кателевского, надворной советницы Бухановой, надворного советника Мордванкина и поручиков Брагина и Жевержеева.
Святогорское имение Энгельгардта включало в себя 8 населенных пунктов с 4157 жителями, в основном слободскими крестьянами (2066 мужского пола и 2091 женского). В отличие от ведомостей Екатеринославского Атласа 1795 г. в состав святогорского имения 1797 г. включены село Голая Долина и хутор Нитриузский.
Получив в наследство Святогорье с окрестными селами, Энгельгардт увеличил население за счет крестьян, которые платили ему оброк.
В это время в селах Студенок и Яровая работали три мельницы на 6-ти и 3-х поставах, которые давали около 150 четвертей муки в год. Также значительную прибыль генералу приносили винокурни, находившиеся в с.Студенок.
Как свидетельствуется в Генеральном плане 1797 г., «лес растет по правую сторону реки Донца строевой и дровяной: черный дубовый, берестовый, кленовый и осиновый; по левой стороне реки: сосновый, березовый и местами по болоту – ольховый». Да лес такой, большей частью, что трудно поверить. Как свидетельствовал очевидец, жившие «недалеко от Святых Гор государственные крестьяне села Долгенького, занимаясь искони лесным промыслом, покупали такие дубы» в этих обширных лесных владениях, что из одного выстраивали «ветряную мельницу и амбарик, а из ветвей и щепы набиралось сажени три дров!» Такие ветряные мельницы крестьяне продавали «ежегодно по нескольку в Новороссию и другие степные места, и множество других древесных изделий из валежника святогорских лесов».
Со времени упразднения Святогорской обители и обращения ее храмов в приходские церкви штат служителей состоял из двух священников, одного диакона и четырех причетников, которые размещались в монастырских зданиях. К святогорскому приходу принадлежали крестьяне окрестных селений, не имевшие в то время своих собственных храмов. В пользование церковного причта было оставлено всего 33 десятины земли.
Едва ли не единственным источником церковных доходов, и в особенности приращения свечной суммы, служил древний подземный ход, по которому возносили на скалу, в церковь святителя Николая, чудотворную, явленную в пещерах, икону святителя.







15