Статья на тему ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.

ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
Р.В.Солтан заместитель директора по УВР Муниципального образовательного учреждения « Рыбницкая средняя общеобразовательная школа-интернат» г.Рыбница, Приднестровье
Реформирование сферы образования в государстве невозможно без кардинального изменения позиций педагогов и руководителей образовательных учреждений в отношении инновационной деятельности. Инновационная деятельность развивает творческий потенциал участников образовательного процесса, «выращивает» творческую личность.
В условиях перехода к новым образовательным стандартам специально организуемая инновационная деятельность в педагогических коллективах создает предпосылки не только для распространения новшеств, но и для раскрытия субъектных ценностей и смыслов. Новая парадигма функционирования образования ориентирует всех специалистов-педагогов на профессиональное и личностное развитие.
Мы понимаем профессиональное развитие педагога как рост, интеграцию, становление и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений. Подобное понимание этого понятия ставит вопрос о поиске объективного подхода к его изучению. Одним из таких подходов должно стать вовлечение педагога в инновационную деятельность, а одним из факторов может выступать творческая направленность личности руководителя образовательного учреждения.
В педагогике проблема изучения деятельности руководителя образовательного учреждения (РОУ) является одной из важнейших научно-практических проблем. От продвижения ее фундаментальных разработок в наибольшей степени зависит успешность организации эффективной работы педагогических коллективов и конкретного педагога.
Идеи целостности, единства, системной организации труда руководителя образовательного учреждения позволили представить его в виде многомерного пространства, состоящего из трех составляющих: личности, деятельности и общения при главенствующей роли личности.
В отечественной психолого-педагогической литературе накоплен определенный фонд сведений, раскрывающих с теоретических позиций: социальную роль педагогического труда и труда руководителя ОУ (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская,,
А.В.Луначарский, А.В.Петровский, М.А.Рейснер и др.), особенности умственной работы учителей (Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, А.Б.Орлов и др.), творческий характер педагогического труда (А.А.Бодалев, С.Г.Вершловский, С.Б.Елканов, И.И.Ильясов, В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, С.В.Кондратьева и др.), характерные особенности деятельности и личности руководителя учебного заведения (Г.Н.Мальковская, Т.С.Полякова, П.А.Просецкий, А.И.Щербаков и др.). В ряде работ представлена концептуальная схема педагогической деятельности и деятельности руководителя образовательного учреждения (И.Атватер, А.А.Бодалев, А. А. Деркач, Г.А.Ковалев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Л.М.Митина, А.Я.Никонов, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин и др.)
В диссертационных исследованиях последнего времени представлено пространство управленческой деятельности РОУ (Т.Г.Захарина), содержание и условия развития поведенческой активности руководителя (К.А.Аветисян),опыт и проблемы повышения его компетентности (А.Д.Алферов, Н.А.Аминов,В.И.Андреев и др.), поведения в конфликтных ситуациях (Н.В.Антонова), условия развития креативности (Н.В.Вишнякова), теория и практика
субъективности (Е.Н.Волкова) и др. Однако новые ориентиры развития образовательной практики обусловили необходимость поиска новых подходов к рассмотрению деятельности руководителя образовательного учреждения в контексте развития педагогических инноваций и необходимости их внедрения в учебный процесс.
Между тем, проведенный нами анализ педагогических источников показал, что уровень изученности проблемы творческой направленности личности руководителя как условия инновационного подхода к организации образовательного процесса в образовательном учреждении еще недостаточен, а некоторые её стороны практически не исследованы. Так, до сих пор не рассмотрены сущностные черты профессионально-творческой направленности руководителя образовательного учреждения, не раскрыта его роль в организации инновационного процесса в педагогическом коллективе, не обоснован теоретически творческий стиль деятельности руководителя как фактора инновационности, не показано влияние творческой личности руководителя ОУ на развитие творческой инициативы педагогов по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.
Кроме того, состояние образовательной практики свидетельствует о наличии в теории и практике образования ряда противоречий:
между потребностью образовательной сферы в динамичном развитии за счет педагогических новаций и неготовностью подавляющего числа педагогов и руководителей образовательных учреждений к инновационной деятельности;
между требованиями образовательной практики к организации учебно-педагогической деятельности в инновационном режиме и несовершенством управленческой и педагогической деятельности в этом направлении;
- между новым типом профессиональной деятельности педагога, ориентированной на применение новых образовательных технологий, и неготовностью педагогических коллективов к их применению.
Творческая направленность личности является не только сущностной характеристикой руководителя образовательного учреждения, но и особой формой проявления его творческого потенциала через творческую деятельность. Она способна выступать одним их главных условий стимулирования членов педагогического коллектива образовательного учреждения к самоизменению и отношению к инновационным процессам в обучении. Технология конструктивного изменения отношения педагога к инновационной деятельности, в которой профессиональное развитие задается через творческую направленность личности и деятельность руководителя, является не побочным эффектом от инновации, а новым способом деятельности, направленным на изменение мотивационной, интеллектуальной, аффективной и поведенческой структуры личности.
Модель творческой деятельности руководителя ОУ по организации внедрения инновационных технологий в учебный процесс представляет собой систему условий в единстве содержательно-целевого, критериального и процессуального компонентов; их взаимодействие обеспечивается организацией эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системах «руководитель ОУ - педагог - педагогический коллектив», «педагог-обучающийся».
Возникшая особая сфера творческих технологий в деятельности руководителя образовательного учреждения ведет к новому витку развития диагностических средств, к возможной диагностике типа креативности педагога. При этом следует иметь в виду, что кто-то может демонстрировать максимальную креативность, если освоит технологию "мозгового штурма", кому-то может оказаться ближе творчество в форме организационно-деятельностных игр и т.д. В одних технологиях более выражены моменты непосредственных коллективных взаимодействий, в других преобладает компонент индивидуальной творческой деятельности. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания многомерной модели креативности, где ее тип описывался бы по параметрам технологий, отношением к различным предметным сферам, степени развернутости каждой технологии.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на огромный выбор методик, направленных на исследование творческих способностей, их все же не хватает. Существуют определенные трудности, связанные с разработкой подобных тестов и определением их обоснованности. Важное значение имеет исследование творческих элементов педагогической деятельности и их развитие.
В изучении инновационных процессов часто определяются также ролевые позиции его участников. Данная диагностическая процедура основывается на представлении, разработанном А.И.Пригожиным. Смысл его состоит в том, что все участники инновационного процесса определяют свое отношение к данному новшеству; это отношение называется ролевой позицией и, в свою очередь, классифицируется как "инициатива", "содействие", "бездействие" и "противодействие". Исследовательские мероприятия позволяют отнести конкретных участников к той или иной группе и определить отношение группы к инновациям. Поэтому новые ориентиры развития образовательной системы обуславливают необходимость поиска нетрадиционных подходов к рассмотрению деятельности руководителя образовательного учреждения в контексте развития
педагогических инноваций и необходимости их внедрения в учебный процесс. Творческая направленность личности руководителя образовательного учреждения действительно может выступать основным условием инновационного подхода к организации образовательного процесса, если:
-определены интегральные характеристики личности руководителя,
- профессиональная и творческая направленность деятельности руководителя рассматривается в контексте более общей проблемы -направленности личности;
-инновационная деятельность в педагогическом коллективе ориентирована на систему устойчиво доминирующих мотивов руководителя образовательного учреждения по созданию и использованию современных педагогических технологий;
-творческий стиль деятельности руководителя проявляет себя в различных сферах и выступает в качестве ведущего фактора утверждения в педагогическом коллективе инновационного подхода к обучению.
Список литературы:
Ангеловски К. Учителя и инновации.- М.: Просвещение, 1991.- 156
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения.- М., 1995.-с.35
Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика
управленчески способностей // Вопросы психологии. - №2. - 1997.
4. Красовский Ю.Д. Если я руководитель.- М.: Московский рабочий,
1983. -С.37.
15