«Формирование познавательных УУД как фактор повышения качества образования»


«Формирование познавательных УУД как фактор повышения качества образования»
Ещё в 80-х годах прошлого века известный педагог – новатор Ш. Амонашвили сказал:
«Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».
Большую роль в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.В чём заключается эта роль? В свете новых требований - научить ребёнка учить себя. Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности?  Одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем. Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Такие вопросы мы часто задаём себе. Эти и множество других вопросов говорят нам о   несформированности универсальных учебных действий.
           Система универсальных учебных действий (УУД) прописана в стандартах второго поколения для начальной школы. Работу по формированию УУД можно разделить на несколько этапов
Теоретический.
Я определила для себя следующие цели - адаптировать методы и приемы базовых технологии, начать разработку системы заданий, которые помогли бы формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
-научить детей мыслить логически, научно, творчески; -сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся; -вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений; -использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков.
2.Подготовительный. Совместно с нашим психологом была проведена диагностика сформированности УУД обучающихся. Как известно, УУД делятся на 4 группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы использовались различные методики.
Результаты входной диагностики показали, что на высоком и среднем уровне личностных УУД сформированы у 76% учащихся по методике «Беседа о школе» и по анкете оценки уровня школьной мотивации составляет 84%. 62% учащихся имели высокий уровень адаптации. Предметная готовность у 80% детей была на среднем и высоком уровне.3. Практический.
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом, данным в учебнике. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Познавательные универсальные учебные действия включают : общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Поэтому я чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики.
Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий:
• «Найти отличия»
 • «Поиск лишнего»
 • «Лабиринты»
 • «Цепочки»
 • Составления схем-опор
 • Работа с разными видами таблиц
В качестве примера приведу несколько заданий, которые позволяют оптимизировать уроки математики, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников.
Формирование познавательных УУД 1 класс.
Задание №1 «Проводи кошку в гости к королю»: спустись с кошкой вниз на 4 клеточки, поверни налево и пройди еще 1 клеточку.
«Проводи кошку к шалашу»: спустись с кошкой вниз на 6 клеточек.
Задание №2
Сравни примеры в каждом столбике. Определи, по какому правилу они составлены. Запиши ещё по одному примеру и вычисли.
10 – 4 – 2 1 + 6 – 5 9 – 4 + 3
10 – 3 – 3 1 + 7 – 4 8 – 4 + 4
10 – 2 – 4 1 + 8 – 3 7 – 4 + 5
Задание №3
В вагоне метро сидели 5 женщин и 4 мужчины. На станции 1 человек вышел. Сколько человек осталось в вагоне?
Алёша решил эту задачу так:
1) 5 + 4 = 9
2) 9 – 1 = 8
Ответ: 8 человек
Толя решил эту задачу так:
1) 4 – 1 = 3
2) 5 + 3 = 8
Ответ: 8 человек.
Оба решили задачу правильно?
Объясни, что узнавал каждым действием Лёша, и что – Толя.
Найди ещё одно решение этой задачи.
. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и т.д.
С 1-го класса я начинаю формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления  о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.      В дальнейшем дети знакомятся с двумя видами построения модели задачи: в виде схемы и в виде таблицы и более сильные учащиеся уже сейчас их успешно применяют. Для учащихся среднего уровня используем при составлении краткой записи схемы-опоры для решения различных видов задач. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.
     На уроках русского языка также применяем моделирование. На этапе обучения грамоте  это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. На уроках я применяю задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств.
Пример.
Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.
1. Можно ли эти слова объединить в две группы?
2. Если можно, то по какому принципу?
3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы
а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?
4. На какие вопросы отвечают все эти слова?
     Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему. На слайде вы видите фрагмент урока.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц?
- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Сейчас я учу первоклассников. Пока ещё не всегда у них получается быть самостоятельными. Только единицы способны сами искать, выявлять связи, анализировать, делать выводы. Чтобы добиться включения в активную работу на уроке всех детей, я очень часто использую игру, говоря современным языком, игровые технологии . Игровая деятельность на уроке, если она продумана заранее и хорошо организована, помогает не просто пробудить познавательную активность, но и даёт каждому возможность проявить себя в учебной деятельности. Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», «Урок -викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра», «Урок-исследование».
Мои ученики с большим интересом занимаются исследованиями. Вместе мы исследуем на уроках обучения грамоте: звуковые схемы слов, согласные и гласные звуки, по окружающему миру: «Какие бывают животные?», по математике: «Сложение и вычитание».
Заключение.
Познавательные УУД формируются постепенно с 1 по 4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД использую не только комплексные диагностические работы (входная, промежуточная, итоговая), но и текущий контроль. Результаты мониторинга за 3 четверть показали, что уровень познавательной активности учащихся стал выше. Если в начале учебного года в классе было 7 человек с высоким уровнем развития, то сейчас я могу назвать уже 16. Таким образом, формируя познавательные УУД, я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.