Методическая разработка на тему Реализация индивидуального подхода на уроках иностранного языка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»


Выполнила учитель английского языка
МБОУ «Рощинская СОШ»
Плотникова Н.В.
п. Рощино
2016
ВведениеПостоянные изменения в социально экономической сфере нашего общества требуют инновационных процессов в системе образования. Современное общество ждёт oт школы мыслящих, инициативных выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации ищет пути, которые позволили бы выполнить этoт заказ.
Успешное обучение возможно только в тoм случае, если учителю удаётся пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически его поддерживать. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой извне информации. Такая организация образовательного процесса искусственно задерживает развитие познавательной активности.
Одним из путей oбучения, ориентированного на личность ребёнка, является применение технологии индивидуализированного oбучения.
Настоятельная необходимость индивидуализации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат oбучения. Сюда относится уровень знаний, умения, навыков, учебные умения и способности. А также свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и учитываются в индивидуальных случаях.
Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы таких выдающихся психологов и педагогов как: И.Э. Унт, В.А. Артемов, А.Н. Леонтьев, А.Н. Щукин, Б.А. Бенедиктов, Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова и другие.
Хотя проблема индивидуального подхода к обучающимся давно изучаема, и существует целый ряд рекомендаций по реализации этого подхода, невозможно наложить индивидуальность одних детей на индивидуальность других, и в каждом конкретном случае необходимо тщательное исследование учащихся, выработка педагогической стратегии, подбор средств и приёмов обучения.
Цель методической разработки – выявление наиболее эффективных приёмов индивидуального подхода на практике.
Условия применения – предварительное исследование учащихся с помощью различных видов тестирования, анализ полученных данных и дифференциация учащихся по группам с учетом первоначальной языковой подготовки учащихся, постановка личностно значимых для ученика целей, выработка устойчивых и рациональных навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению знаниям, детальная проработка методических пособий и поиск возможных приёмов индивидуального подхода.
Личный опыт и наблюденияВ качестве основного метода исследования было выбрано опытно-экспериментальное обучение с проверкой авторской гипотезы, заключающейся в том, что обучение английскому языку будет более успешным и результативным, если учитель применяет на практике всевозможные приёмы индивидуального подхода, т.е. рассматривает каждого отдельного учащегося как личность, индивидуум, и работает в этом направлении систематически.
Условия экспериментаЭксперимент проводился в период с декабря 2015 года по май 2016 года и охватил одну группу пятого класса, состоящую из 15 человек, МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области.
Принципиальное отличие экспериментального обучения от обычного заключалось в том, что индивидуализация осуществлялась систематически, планомерно на основании специально для этого составленных дидактических средств и при помощи приёмов индивидуализации.

Методы и средства изучения обучающихсяПеред проведением эксперимента проводилось тщательное изучение учащихся при использовании различных методов сбора эмпирических данных: анализ, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение независимых характеристик.
Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также в соответствии с образовательной программой для пятого класса по иностранному языку были выделены показатели исследования предметных, метапредметных и личностных результатов.
Для синтеза и анализа полученных данных была составлена карта диагностики уровня достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в которую заносились данные предварительных и итоговых исследований (Таблица 1 - см. Приложение 1).
Личностные результаты изучались при помощи анкетирования (Анкета для сбора сведений о личностных свойствах учащихся – см. Приложение 2); обобщения независимых характеристик, полученных от разных лиц, знающих исследуемых учеников; корректировались с помощью наблюдения и проведения беседы.
Разработка стратегии индивидуализации и применяемые приёмы индивидуализацииПо результатам проведённых исследований было решено применить дифференциацию и разделить группу на четыре блока по сумме всех результатов (предметных, метапредметных и личностных): сильные, сильные средние сильные, слабые средние сильные и слабые сильные (Таблица 2 – см. Приложение 3). В эту же таблицу были добавлены некоторые личностные характеристики, что позволило бы составлять подходящие речевые группы учащихся по интересам.
Развитие личностных качеств учащихся – первостепенная задача каждого педагога. В данном эксперименте необходимо было повысить уровень мотивации, познавательной активности и эмпатии. Так как эти показатели высоки не у всех учащихся, необходимо было повысить интерес к предмету, используя личную информацию о каждом ученике. За счёт повышения уровня мотивации у учащихся должен был повыситься и уровень познавательной активности.
В данном случае применялся такой приём индивидуализации как использование опережающих индивидуальных заданий. Это было необходимо для того, чтобы ученик из слабой средней или слабой группы мог заранее подготовить связное высказывание по изучаемой теме и достойно выступить на уроке. Ученикам со слабым уровнем подготовки предлагалась специальная карточка, по которой на уроке он лишь освежал то, что подготовил.
Для повышения уровня мотивации применялся также приём дополнительного внепрограммного обучения, а точнее дополнительные внеклассные занятия по темам, которые были наиболее интересны ученикам.
Также для повышения мотивации и познавательной активности применялся такой приём как самостоятельная работа по уровням знаний. Такая работа носила индивидуальный, парный либо групповой характер и выполнялась как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях (в письменной и устной форме). И этот приём стал универсальным. Он помогал не только повысить уровень мотивации, но и сблизить учащихся при парной и групповой работе, избавлял многих учеников от систематически допускаемых ошибок, учил их самоконтролю, поиску и выбору необходимой информации из различных источников, а также выполнению заданий разными способами. Это были задания на выполнение индивидуальных и групповых проектных работ (с распределением функций в зависимости от способностей каждого), а также задания на подготовку диалогов (парная работа).
Близко с личностными качествами стоят и коммуникативные УУД. Практически у всех учеников этот показатель развит достаточно, кроме одного ученика, которого следовало бы взять под бдительный контроль. Групповые задания и беседы выполнялись в постоянно меняющихся группах: по интересам, по взаимным привязанностям и так далее.
Для развития у учащихся регулятивных и познавательных УУД им предлагалось оценивать свою работу самостоятельно, сильные учащиеся помогали слабым. После каждой самостоятельной работы, проводимой в конце каждого модуля, ученикам предлагалась проверка свой работы на следующем уроке. При этом проверка проводилась со свежим взглядом на работу. Также учащиеся обменивались работами и ещё раз проверяли их, выявляя дополнительные ошибки. В данном случае использовался приём оказание помощи слабым со стороны сильных. Эта работа помогала учащимся учиться находить допущенные ошибки и корректировать их. Сильным учащимся предлагалось самостоятельно составлять проверочные задания, в которых было больше всего ошибок (приём самостоятельной работы по уровням знаний).
Для развития непосредственно предметных результатов учащихся применялся приём целенаправленной помощи в «критических точках» урока в зависимости от наличия или уровня той или иной способности. У слабых учащихся была слабо развита способность правильно перевести само задание и понять его. На этом делался акцент при разборе задания. Учитель просил читать и переводить задание слабых учеников (сильные лишь контролировали). Это способствовало усвоению необходимой лексики и снимало ранее имевшиеся трудности. Индивидуально отрабатывалось произношение звуков во время фонетической зарядки. Звуки отрабатывались по схеме сильный-средний-слабый. Иногда в качестве помощников для отработки звуков выбирались и инструктировались учащиеся с хорошим произношением контролируемых звуков (оказание помощи слабым со стороны сильных). Далее учащиеся дополняли ряды отрабатываемых звуков своими примерами: сильные по памяти, слабые могли использовать словарь.
Приём целенаправленного использования опор различного типа применялся для развития различных речевых навыков. Во-первых, широко использовались схемы для диалогов на русском и английском языках, в составлении которых, с опорой на образец, часто принимали участие сами учащиеся. При выполнении заданий по заучиванию диалогов наизусть слабые учащиеся при ответе имели карточки со схемой диалога на русском языке, а иногда и репликами собеседника, т.е. им необходимо было выучить наизусть только свои реплики и уметь отслеживать ход диалога. Остальные рассказывали диалоги по памяти, имея под рукой схему диалога на английском языке (см. Приложение 4). При использовании диалогов на уроках в качестве примерного диалога отрабатывался диалог «учитель-сильный ученик» или «сильный-сильный ученики». Применялся прием смены собеседников для более тщательной отработки лексики. Учитель постоянно следил, чтобы учащиеся слушали своих партнеров и добавляли в свои заметки недостающую, пропущенную ими информацию. С другой стороны, они должны были редактировать, исправлять или обсуждать встречающиеся разночтения и разногласия. Учитель вмешивался в случаях несогласия, добивался соответствующего разрешения проблемы.
Во-вторых, в работе применялись разнообразные памятки:
- для работы в парах;
- по составлению тезисного плана/заметок для подготовки рассказа с опорой на записи;
- для работы с интернациональными словами;
- для прогнозирования содержания текста;
- по работе с новыми словами (см. Приложение 5);
- по работе с творческими письменными заданиями;
- по работе со словарём (vocabulary) (см. Приложение 6);
- по восстановлению пропущенных в тексте слов;
- по выполнению заданий по аудированию;
- по запоминанию грамматических структур (см. Приложение 7).
Перед выполнением определённого вида задания учитель напоминал о памятках и предлагал учащимся освежить их в памяти. Грамматические структуры и видовременные формы глаголов записывались учащимися самостоятельно в тетрадь, сильные учащиеся осуществляли эту работу у доски.
Для восполнения пробелов в аудировании на начальном этапе эксперимента (в течении двух месяцев) слабые учащиеся имели перед глазами текст-опору, сильные – только новые слова, затем условия для всех учащихся были равными. Также прослушивание текста проводилось поэтапно. При подготовке к прослушиванию формировалась мотивация учащихся, а также включались в работу их знания по определённой теме, вспоминалась лексика. На данном этапе часто применялись такие приёмы работы с лексикой, как кластеры, таблицы для систематизации материала, памятка для работы с заданием по аудированию. Затем непосредственно выполнялось задание на прослушивание с постоянным контролем за слабыми учащимися. Проверка задания осуществлялась по схеме «слабый - сильный».
Работа с текстами для чтения в классе проходила по-разному. Тексты для чтения по типу тоже были разнообразные: электронные сообщения, письма, статьи, стихотворения и т. д. Работа над ними позволила в системе развивать различные умения чтения (ознакомительное, поисковое, изучающее). Как уже упоминалось выше, сложные тексты часто заранее задавались слабым учащимся для домашнего чтения, и они уже готовы были прочесть его в классе наравне с сильными учащимися. Простые тексты читались в классе без предварительной подготовки, причём чаще читали слабые учащиеся, остальные выступали в роли учителя – замечали ошибки, которые впоследствии обсуждались. Работа с текстами делилась на три этапа: дотекстовый, непосредственно чтение (иногда по абзацам), послетекстовый.
Большинство заданий на развитие умений связного продуктивного письма в различных формах, основанных на реальных типах и стилях письменной речи, таких, как письмо, описание, заметка, открытка, статья, предполагалось выполнять дома, так как они требовали значительных затрат времени. Однако подготовка к их выполнению неизменно планировалась как отдельный важный этап урока. Этот этап представлял собой повторение, рефлексию изученного на уроке материала, который предполагался к использованию в письменной речи, а также проработку устных вариантов связного текста - часто на основе отработанного на уроке текста-модели. Учитель лишний раз удостоверялся в понимании задания слабыми учащимися. Уделялось внимание системе проверки творческих письменных работ, использовались разнообразные формы проверки (взаимопроверка с обсуждением, проверка учителем с зачитыванием наиболее удачных вариантов работы и др.). Анализируя выполнение задания, наиболее типичные ошибки выписывались на доске, учитель помогал учащимся исправить их. Проверенные письменные работы по желанию учащихся приобщались к портфолио. Лучшие работы вывешивались на специальный стенд в классе, проводилось награждение дипломами и поощрительными призами, т.к. старание заслуживает не меньшего уважения и поощрения, чем успех.
Следует также упомянуть о неотъемлемой части индивидуальной работы учащихся по самооценке достижений. Для этого использовались таблицы самооценки по пройденным модулям (Students’ Check Forms) после выполнения заданий на самопроверку в разделе Progress Check (см. Приложение 8). Таким образом учащиеся представляли своё субъективное мнение о собственном уровне освоения материала, определить свои сильные и слабые стороны. Этот приём обеспечил развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки своих учебных достижений, что является важным аспектом познавательной компетенции. Учителем также производилась оценка результатов учащихся по каждому модулю при помощи карточки оценки достижений (Progress Report Card) (см. Приложение 9). Заполненные таблицы самооценки и карточки оценки достижений хранятся в портфолио учащихся.
Результаты эксперимента и выводыВ середине мая 2016 года была проведена итоговая оценка предметных результатов, а также исследование метапредметных и личностных результатов с помощью аналогичных способов и методов, что и при предварительной оценке в начале эксперимента, что отображено на Рисунке 1.

Рисунок 1. Две гистограммы предварительных и итоговых результатов исследования учащихся
Можно сделать вывод, что наиболее значительными оказались успехи в достижении метапредметных и личностных результатов у учащихся слабой и слабой средней групп, а предметных у учащихся всех групп, кроме слабой. Следовательно, можно сделать вывод, что индивидуальный подход положительно влияет на учащихся разных групп по-разному. Для достижения положительных результатов во всех видах речевой деятельности при работе со слабыми учащимися необходимо уделять им больше времени на уроке, работать во внеурочное время, чтобы всегда держать под контролем уровень их знаний, восполнять возникающие пробелы и, несомненно, учитывать их личностные интересы и потребности.
ЗаключениеМожно определённо утверждать, что индивидуальный подход в широком смысле представляет собой учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываютcя. Индивидуализация призвана для достижения основных целей: обучения, воспитания и развития.
Индивидуализация в обучении является одним из дидактических принципов, предусматривающих такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности учащихся, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, влияющие на успешность обучения..Индивидуализация в обучении иностранному языку предполагает не только учёт, развитие способностей детей, индивидуальный стиль учебной деятельности, но и создание и постоянное поддержание мотивации учащихся.
Учитель, зная индивидуально-психологические особенности учащихся, может предлагать приёмы и способы работы, соответствующие особенностям каждого учащегося:
- целенаправленная помощь в «критических точках» урока;
- целенаправленное использование опор различного типа;
- очередность опроса;
- варьирование времени на подготовку ответа;
- использование опережающих индивидуализированных заданий;
- использование заданий разного уровня сложности;
- объяснение нового материала по группам;
- использование дополнительного внепрограммного занимательного материала;
- оказание помощи слабым со стороны сильных;
- более частый опрос учащихся со слабыми способностями;
- выполнение дополнительных упражнений учениками с низким уровнем развития тех или иных способностей;
- самостоятельная работа по уровням знаний;
- возможность использования цифровых технологий.
Несомненно, успех возможен только тогда, когда педагог обращается не только к уму ребёнка, но и к его сердцу, учит его так, чтобы само учение уважало ребёнка, даже самого отсталого, и когда он переживёт радость успеха, он сам начнёт уважать учение.
Данная методическая разработка была представлена в мае 2016 года коллективу учителей иностранного языка на заседании методического объединения МБОУ «Рощинская СОШ» в форме доклада.
Список литературыФедеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ №1897 от 17.12.2010 г. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014).
Алиева Г.Н. Возможности использования технологии индивидуализированного обучения в образовательном процессе. Инновационный подход к обучению и воспитанию. Сборник II Международного фестиваля методических идей.- Чебоксары: АУ ЧР ДПО «Учебно-методический центр», 2011.- 652 с.
Кузовлев В. П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения иноязычной речевой деятельности // Иностранные языки в школе. – 1979/№ 1. – С. 23–27.
Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М.: Изд–во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд–во НПО МОДЕК, 2001. – 448 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. ТI- М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. ТII-М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.М. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. - Мн.: Высш. шк., 1999. – 522 с.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М: Просвещение, 1985. – 208 с.
Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса – Пресс, 2010. - 640 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М: Просвещение, 2006. – 239 с.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М: Педагогика, 1990. – 192 с.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. - М.: Филоматис, 2007. - 480 с.
R. Tenner, C. Green Task for teacher education: Coursebook. - London: Addison Wesley Publishing Company, 1998. - 144 p.

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc460150116 \h 2Личный опыт и наблюдения PAGEREF _Toc460150117 \h 31.Условия эксперимента PAGEREF _Toc460150118 \h 32.Методы и средства изучения обучающихся PAGEREF _Toc460150119 \h 33.Разработка стратегии индивидуализации и применяемые приёмы индивидуализации PAGEREF _Toc460150120 \h 34.Результаты эксперимента и выводы PAGEREF _Toc460150121 \h 7Заключение PAGEREF _Toc460150122 \h 8Список литературы PAGEREF _Toc460150123 \h 9
Приложение 1
Таблица 1
Карта диагностики уровня достижения предметных, метапредметных и личностных результатов с предварительными и итоговыми результатами

Имя, Фамилия
учащегося
Параметры
исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Егор Ж. Никита И. Анастасия К. Ольга К. Ксения Л. Вероника М. Назар М. Андрей Н. Семён О. Анастасия П. Карина П. Влад С. София Т. Александр Т. Максим Ф.
Предметные результаты (входной /
итоговый) Чтение 1 3/4 3/4 4/5 3/3 4/4 5/5 3/3 4/5 4/5 5/5 4/5 5/5 3/3 5/5 3/3
Говорение 2 4/4 5/5 5/5 4/3 4/4 4/5 3/4 5/5 4/5 5/5 4/5 5/5 3/3 5/5 4/4
Письмо 3 3/3 3/3 5/5 3/3 4/5 4/5 3/3 4/5 5/4 5/4 4/4 4/5 3/3 4/5 3/3
Аудирование4 2/3 2/3 3/4 2/3 3/4 4/5 2/3 4/5 4/5 4/5 3/4 3/4 2/3 3/5 2/3
Успеваемость 5 3/4 3/4 4/5 3/3 4/4 4/5 3/3 4/5 4/5 5/5 4/4 4/5 3/3 4/5 3/3
Метапредметные результаты Регулятивные УУД Понимать и принимать учебную задачу 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Планировать свои действия в сотрудничестве с учителем, учениками 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Выполнять действия самоконтроля 8 0/1 0/1 1 0/0 1 1 0/0 1 0/1 0/1 1 1 0/0 1 0/1
Находить допущенные ошибки и корректировать их 9 0/1 0/1 1 0/0 1 1 0/1 1 1 1 1 1 0/1 1 0/1
Познавательные УУД Принимать и сохранять учебную цель и задачи 10 1 1 1 0/1 1 1 0/1 1 1 1 1 1 1 1 1
Выделять существенную информации из различных информационных источников 11 0/1 0/1 1 0/0 1 1 0/1 1 1 1 1 1 0/1 1 1
Выполнять действия анализа, сравнения, группировки 12 1 1 1 0/0 0/1 1 0/1 1 1 1 1 1 0/1 1 0/1
Выполнять задание разными способами 13 0/1 0/1 0/1 0/0 0/1 1 0/1 1 1 1 0/1 1 0/1 1 0/1
Анализировать рисунок, текст, схему для получения информации 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Метапредметные результаты Коммуникативные УУД Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения на уроке 15 1 1 1 1 1 1 0/1 1 1 1 1 1 1 1 1
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую 16 1 1 1 1 1 1 0/1 1 1 1 1 1 1 1 1
Итого (сумма) 17 7/11 7/11 10/
11 5/6 9/11 11/
11 3/10 11/
11 10/
11 10/
11 10/
11 11/
11 5/10 11/
11 7/11
Личностные результаты Уровень мотивации достижения 18 1/2 2 2 1/1 2 2 2 2 2 2 2 2 1/1 2 2
Уровень познавательной активности 19 1/2 2 2 1/1 2 2 2 2 2 2 1/2 2 1/2 2 2
Уровень эмпатии 20 1/1 1/1 1/1 1/1 2 2 1/2 1/1 2 2 1/1 1/1 2 1/1 1/1
Итого (сумма) 21 3/5 5/5 5/5 3/3 6/6 6/6 5/6 5/5 6/6 6/6 4/5 5/5 4/5 5/5 5/5
Дополнительная личная информация Любимы предмет - английский 22 V V V V V Внеучебные интересы и увлечения 23 Футбол, компьют. игры Технология, комп. игры Рукоделие, рисование Футбол, волейбол Танцы, рисование Танцы, англ. язык Хоккей, шахматы, кудоИгра на гитаре, шашки Рисование, футбол Рисование, волейбол Музыка Игра на гитаре, каратэ Музыка, англ. язык Футбол, рисование Каратэ, рукопашный бой
Профессиональные намерения 24 Военный Инженер-программист Телеведущая --- Учитель русского языка Дизайнер одежды Политик Инженер, учёный Архитектор Кондитер Стоматолог, дирижёр Военный Дизайнер, певица Архитектор Полицейский
Желательные речевые партнёры (№ партнёра) 25 9, 10
1214 8, 9
12 14 9, 10
11 3, 5, 11 9, 10 9, 10
13 2, 9, 12 2, 12 2, 1214 3, 5, 6, 11 2,3, 10
12 2, 9, 14 2, 5, 6 2, 9, 12 8,
9,
14

Имя, Фамилия
учащегося
Параметры
исследования 26 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Егор Ж. Никита И. Анастасия К. Ольга К. Ксения Л. Вероника М. Назар М. Андрей Н. Семён О. Анастасия П. Карина П. Влад С. София Т. Александр Т. Максим Ф.
Голубым цветом выделены успехи, красным – отсутствие положительного эффекта
Приложение 2
АНКЕТА
для сбора сведений о личностных свойствах учащихся
Дата
Класс
Фамилия, имя
Как обстоят твои дела с изучением иностранного языка? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:
а)учить не хочу, неинтересно;
б)учить хочу, но стало неинтересно;
в)учить хочу и учу с прежним интересом.
Что побуждает тебя изучать иностранный язык? Ниже перечислены возможные причины. Прочитай их внимательно. Выбери подходящие и обозначь их цифрами в порядке значимости для тебя:
родители хотят, чтобы я знал хотя бы один иностранный язык;
считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык;
привлекает возможность обсуждать события, общаться с ребятами на иностранном языке;
иностранный язык необходим для дальнейшей учебы, будущей профессии;
изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе;
изучаю язык, потому что люблю и уважаю учителя;
учитель всегда интересно проводит уроки;
мне нравится узнавать, как устроен язык;
иностранный язык служит средством получения знаний о том, что мне интересно;
у меня хорошие оценки по другим предметам, и я хочу, чтобы по иностранному языку оценка была хорошей;
хочу знать язык не хуже моих товарищей.
Назови товарищей из подгруппы, с которыми у тебя есть общие дела. (Например, Миша Иванов - играем в шахматы, Света Петрова - всегда вместе, Саша Голубев - ходим в музыкальную школу, занимаемся в секции и т.д.)
______________________________________________________________
Назови товарищей из подгруппы, с которыми ты чаще всего обсуждаешь интересующие тебя события, дела и т.д.
а)______________ б)________________ в)______________
Назови трёх товарищей из подгруппы, с которыми ты разговариваешь редко.
а)______________ б)________________ в)_______________
Назови товарища, с которым ты бы хотел сидеть на
уроке иностранного языка.__________________________________________
Если бы тебе пришлось перейти в другую школу или отправиться в дальний поход и т. д., кого из учеников подгруппы ты взял бы с собой?
_______________________________________________________________
К мнению каких учеников из подгруппы ты обычно прислушиваешься, чьё мнение тебе важно?
________________________________________________________________
Сообщи о себе:
Твои любимые предметы.______________________________________
________________________________________________________________
Твои любимые занятия, увлечения, интересы и телепередачи. _______
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
В каких кружках, секциях ты занимаешься?_______________________
________________________________________________________________
Кем ты собираешься стать после школы?__________________________
________________________________________________________________
Считаешь ли ты, что иностранный язык потребуется тебе для будущей профессии?______________________________________________________
Приложение 3
Таблица 2
Дифференциация учащихся по результатам предварительного исследования
Блоки группы № п/п И. Ф. учащегося Параметры исследования Личностные характеристики
Предметные результаты (успеваемость) Метапредметные результаты
(итоговые баллы) Личностные результаты (итоговые баллы) Общие баллы по всем результатам Интересы, увлечения Профессиональные предпочтения
Сильные 1 Вероника М. 4 11 6 21 Танцы, англ. язык Дизайнер одежды
2 Андрей Н. 4 11 5 20 Игра на гитаре, шашки Инженер, учёный
3 Семён О. 4 10 6 20 Рисование, футбол Архитектор
4 Анастасия П. 5 10 6 21 Рисование, волейбол Кондитер
5 Влад С. 4 11 5 20 Игра на гитаре, каратэ Военный
6 Александр Т. 4 11 5 20 Футбол, рисование Архитектор
Сильные средние 1 Анастасия К. 4 10 5 19 Рукоделие, рисование Телеведущая
2 Ксения Л. 4 9 6 19 Танцы, рисование Учитель русского языка
3 Карина П. 4 10 4 18 Музыка Стоматолог, дирижёр
Слабые средние 1 Егор Ж. 3 7 3 13 Футбол, компьют. игры Военный
2 Никита И. 3 7 5 15 Технология, комп. игры Инженер-программист
3 Максим Ф. 3 7 5 15 Каратэ, рукопашный бой Полицейский
Слабые 1 Ольга К. 3 5 3 11 Футбол, волейбол ---
2 Назар М. 3 3 5 11 Хоккей, шахматы, кудоПолитик
3 София Т. 3 5 4 12 Музыка, англ. язык Дизайнер, певица
Приложение 4
План-схема диалога-расспроса о третьем лице на вечеринке
Карточка 1. (для сильного учащегося)
A
(excited, curious)
Show excitement and approval of the party.
Spot a person at the party. Point to him/her and tell your friend to look at the person.
5. Confirm. Ask what his/her name is.
7. Describe a feature of the person you like/ Ask how old he/she is.
9. Ask about his/her character. B
(excited, friendly)
Show agreement.
4. Describe a feature to make sure you are talking about the same person. Use appropriate intonation (rising – to show inquiry).
6. Say his/her name and whose brother/sister he/she is.
8. Say how old he/she is.
10. Say something nice about that person.
Suggest to your friend that you introduce them.
Карточка 2. (для слабого учащегося)
A
(взволнован, выражает интерес)
Покажи, что тебе нравится на вечеринке.
3. Укажи на человека, который вызвал у тебя интерес, обрати внимание твоего друга на него, поинтересуйся, кто это.
5. Подтверди. Спроси его/её имя.
7. Опиши человека, который тебе понравился. Спроси, сколько ему/ей лет.
9. Спроси о его/её характере. B
(взволнован, дружелюбен)
Вырази своё согласие.
4. Опиши его, чтобы удостовериться, что это тот человек, о ком ты думаешь.
6. Скажи его/её имя и чей/чья это брат/сестра.
8. Ответь, сколько ему/ей лет.
10. Скажи что-нибудь хорошее об этом человеке. Предложи познакомиться с ним/ней.
Предполагаемый ответ:
А1: This party is fantastic!
А3: Hey, look at that boy over there. Who is he?
А5: Yes. What's his name?
А7: He's got lovely green eyes. How old is he?
А9: What's he like? В2: Yes, it is.
В4: Which boy? The one with the dark hair?
В6: Ivan. He's Marina's brother.
В8: He's 14.
В10: He's very clever and friendly. Come and meet him.
Приложение 5
Памятка по работе с новыми словами
При изучении новых слов создай ассоциацию этих слов с местом, где они находятся. Это поможет тебе лучше их запомнить.
Например, sink – раковина в ванной. Если трудно запомнить, наклей стикер на раковину в твоей ванной комнате. Ты будешь видеть его каждый раз, заходя туда.
Информация о слове, данная в словаре, не менее важна: часть речи, синонимы, примеры употребления. В английском языке слова могут иметь несколько значений и относиться к нескольким частям речи.
Прежде, чем найти слово в словаре, постарайся сначала понять контекст, в котором это слово употреблено. Это поможет тебе найти правильное значение данного слова и запомнить его.
Приложение 6
Памятка по работе со словарём (vocabulary)
Не забывай регулярно заглядывать в свой словарик!
Записывай новые слова по рубрикам, например: животные, страны, семья и т.д.
Не забывай указать:
- часть речи,
- множественное число для существительного-исключения,
- вторую и третью форму для неправильного глагола,
- противоположное значение, где необходимо.
Это поможет тебе лучше запомнить слово.
Приложение 7
Памятка по запоминанию грамматических структур
- Исследуй грамматическую структуру в контексте. Обрати внимание на маркеры времени. Это поможет тебе лучше их понять и запомнить.
- Помни, что любое грамматическое время в английском языке зависит от контекста и определённых маркеров, например: Past Simple – last, ago и т.д.
Приложение 8
Таблица 3
Таблица самооценки по пройденным модулям (Student’s Check Form)

Приложение 9
Карточка оценки достижений учащегося (Progress Report Card)