Методическая разработка на тему Роль музеев в патриотическом воспитании


РОЛЬ МУЗЕЕВ В СИСТЕМЕ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ


Одним из основных направлений МОУ СОШ № 85 является работа по патриотическому воспитанию, которое направлено на реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Основная цель его - формирование чувства гражданственности, уважения к государственной власти, любви к России, к родному городу, проявление культуры межнационального общения.
В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На наш взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, своих героев и кумиров, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного музея, его место в общей структуре жизнедеятельности школы.
В рамках школьного музея объединяются как учащиеся всех возрастных ступеней, их родители, общественность микрорайона школы, так и весь педагогический коллектив, включив все названные категории взрослых и детей в различные виды деятельности.
Каковы реальные механизмы реализации идеи объединения взрослых и детей в их совместной деятельности? В нашей школе такой механизм создан и реализуется в единой образовательной программе, которую мы назвали «Мы живём на проспекте Жукова».
Работает программа на базе двух тематических музеев, которые ведут совместную и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодёжи.
При музеях созданы и работают различные кружки, клубы, объединения для разных возрастных категорий детей. Так, для учащихся начальных классов при школьном музее создано детское объединение. Для учащихся среднего звена - кружок «Парус», клуб «Юный моряк». Для учащихся старших классов, прочно определивших для себя приоритетные предметы и дисциплины, необходимые им в дальнейшей учебе и работе, - это клуб «Патриот». Для старшеклассников, ориентированных на поисково-исследовательскую работу, работу в исторических архивах, работу с историческими документами создан клуб «Поиск».

Образовательная программа личностно-ориентирована и составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главный критерий - желание самого ребенка, только интерес и личная активность сделает из простого школьника настоящего знатока истории, краеведа и экскурсовода.
Объединяющим и детей, и взрослых в процессе патриотического воспитания должны стать сложившиеся школьные традиции.
Учащиеся нашей школы шефствуют над госпиталем ветеранов войны и труда. Традиционно в январе, феврале актив музея проводит акцию «Рука, дарящая добро». Каждый получает частичку добра - подарки, сделанные детскими руками. Готовят праздничный концерт «От всей души». Дети воочию видят, какую боль несет война, острее чувствуют чужое страдание. Шефство над госпиталем ветеранов, дружеская связь с молодыми войнами, прошедшими Чечню и другие горячие точки и находящимися на лечении в Волгоградском гарнизонном госпитале, помогает в воспитании учащихся, в формировании и сохранении у них нравственных начал.
Материалы обзорных экскурсий широко используются преподавателями на уроках.
Нами разработаны дидактические материалы, составленные по тексту экскурсий. Приведенный ниже материал можно использовать для проведения уроков русского языка в среднем звене. Это особенно важно, поскольку экскурсоводами являются обучающиеся 5 – 8 классов.