Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи.

Важнейшей проблемой при обучении родному языку детей со сниженным слухом является развитие устной речи. А всякое отсутствие глухого ребенка в развитии речи предполагает задержку развития интеллектуальных функций и, в первую очередь, памяти, воображения, мышления. Поскольку речь формируется на основе слуха, снижение его отражается на развитии речи ребенка и создает проблемы социальной адаптации его в обществе. Из опыта известно, как трудно воспитывать детей с недостатками слуха и речи, так как большинство из них из-за физического состояния или непонимания их окружающими людьми раздражительны, плаксивы, негативны к окружающим. Чтобы добиться успеха в адаптации этих детей в обществе, надо уделять каждому ребенку много внимания, создавать благоприятные условия воспитания и обучения его в семье и в коллективе.
В 1950 году Петер Губерина, лингвист, занимавшийся проблемой восприятия речи, разработал и развил верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации. В настоящее время более 600 центров в странах мира работают по верботональному методу.
Особенностью верботонального метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь - общественное явление.
Значение речи передается лингвистическими элементами, слуховыми и визуальными информациями, которые присутствуют в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Говорящий воспроизводит и воспринимает речь. С изменением восприятия меняется и речь. Когда мы исправляем речь, мы исправляем и восприятие.
«При обследовании детям предлагается верботональный тест. Цель его – определить чувствительность пациента к речи и проверить его способность понимать речь. Ответ пациента помогает планировать для него терапию и оценить его прогрессирование. (Губерина, «Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации», 1981г.)
Обязательным является использование нескольких аппаратов «СУВАГ» и «ИРЕТОН» для фронтальной и индивидуальной работы. Наличие многочастотной аппаратуры, ее широкое использование дает хороший результат в реабилитации.
В самом начале работы маленькие глухие дети сидят на вибростоле, который подключен к аппарату «СУВАГ- 1» или «ИРЕТОН». Верхняя часть тела используется для активности движения. Если ребенок реагирует на речь, которая передается воздушным путем, ему надевают наряду с вибратором наушники Косс К-6. Позднее вибратор ставят на сгиб руки так, чтобы ребенок мог двигаться.
В зависимости от состояния слуха детей в группе (при групповых занятиях) используется аппарат «СУВАГ-1» для слуховых упражнений с широкой частотой характерной (0,5-20 000 Гц или 0,5-2000Гц). При групповой работе дети используют зрительный анализатор, но специальные упражнения для считывания с губ не проводятся. После того, как ребенок усвоит ритм и интонацию, реабилитатор на аппарате «СУВАГ-2»подбирает интенсивность и частотные области, на которых пациент лучше всего понимает слова- ОСП ( оптимальное слуховое поле) – частотная область, которая дает ребенку наилучшую разборчивость. В ходе занятий ребенок начинает понимать речь на более широких частотных областях по сравнению с начальным ОСП с тем же качеством ответа. Таким образом, происходит расширение восприятия частотного диапазона ребенка.
Родители должны относиться к своим детям, имеющим снижение слуха так же, как к нормально слышащим детям. Это обязательное требование верботонального метода. Благоприятно сказываются на продвижении ребенка посещения родителями индивидуальных занятий. Родители должны знать речевые и слуховые возможности ребенка, учиться контролировать и исправлять его речь, развивать остаточный слух ребенка, освоить эксплуатацию аппарата «Мини- СУВАГ» (если родители его приобрели), работать на голое ухо и хорошо знать режим работы индивидуального аппарата ребенка. Рекомендуется вводить в общение с ребенком речевой материал обиходной разговорной речи, постоянно обновляя, закрепляя и расширяя его (вымой чашку, тарелку и чашку мой горячей водой и т.д.)
Во время работы детям даются различные речевые стимуляции: с помощью игр по ситуации дети усваивают коммуникативный аспект речи. При работе обращается большое внимание на состояние вестибулярного аппарата, его терапию
«Исследования показали тесную связь между вестибулярной функцией, детской моторикой и речевыми способностями. Если вестибулярный ответ соответствует норме, тогда прогноз ребенка в речи хороший» (Губерина П., Пансини М. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации. 1981, с. 2). Когда ребенок начинает работать после вибростола на аппарате «СУВАГ» (при индивидуальной реабилитации он ведет себя не как глухой, а как ребенок слабослышащий), он воспринимает речевой материал урока с хорошей разборчивостью (от 50 до 100%).
Дети учатся читать и писать в последней фазе, когда развита спонтанная речь. Успех в работе зависит от индивидуальной программы, от интенсивности работы, совместно групповой и индивидуальной, от правильно организованной работы родителей с детьми, от физических и умственных способностей ребенка. Дети, страдающие снижением слуха, развивают речь хорошего качества: хороший ритм и интонацию, т.к. используют аппараты широких частотных областей и вибротактильные стимуляции в первоначальном периоде обучения речи. Многие глухие легко адаптируются к аппаратам и используют свои слуховые способности для общения со слышащими.
Цель верботонального метода – помочь детям с нарушениями слуха развивать речевую коммуникацию для контакта со слышащими людьми.

Задачи верботонального метода для развития слуха.

Развивать акустическо – сенсорные возможности детей с помощью частотных характеристик, усиления напряжения, нахождение режима слушания на аппаратах «СУВАГ – 1», «СУВАГ – 2», «ИРЕТОН» с помощью вибратора, вибрационной доски и различных комбинаций.
Вырабатывать у ребенка желание слушать и говорить. Как только ребенок произнес первый звук, включать в занятия различные по звучанию предметы и развивать способность различать их на слух с помощью ЗУА.
Установить связь между слушанием и фонацией (от слушания себя к слушанию разных звуковых вариаций): слушание своего голоса; слушание детьми различных по тональности звуков; различение речевых моделей; развитие моторики через слушание (снятие напряжений при артикуляции); развитие разговорного ритма и интонации через слушание.
Развивать предречевую фазу: дыхание, вокализацию, лепет, гуление, игровые артикуляционные упражнения и пение. Без этого природный голос развивать нельзя.
Имитировать разные ритмы, интонацию, интензитетные вариации (усиление, снятие громкости), развивать эффективность выражений.
Побуждать ребенка произносить различные звуки при различных игровых ситуациях; добиваться новых звуков, соединять звуки в слоги, а затем в слова и фразы.
Воспитывать у детей понимание речи. Слово имеет для ребенка определенное значение. Развивать активное слушание на имеющихся слуховых остатках. Ребенок смотрит, запоминает и имитирует услышанное. Знакомство с грамматическим строем языка через введение различных форм: диалог, описание, рассказ, самостоятельный пересказ и повторение сказанного.


Коррекция произношения.

Походу занятия давать детям на слух правильную и неправильную модель речи. Дети слушают, затем повторяют услышанное (правильную модель): необходимы частые повторы речевых единиц для закрепления с помощью слуха; речь и слух активизируются при общении.
Воспитывать у детей самоконтроль своей речи: сказал – услышал – исправил (если есть ошибка). Выпадает звук в слове – должен повторить правильный образец: ребенок повторяет то что услышал; с целью ориентирования ребенка на самостоятельное воспроизведение речи проверяем правильное произношение – воспитываем самоконтроль, устанавливаем связь логотомов (слогов) и речи ва-ва-ва – голова, повторяя образец первого ритма, дети сами заменяют логотом (слог): «па» на «на», «та»
Стремиться к тому, чтобы услышанное ребенок воспроизводил в речи: быстро – медленно, низко – высоко, тихо – громко; повторял различные интонации, использовал различные формы выражения речи: весело, грустно, приятно – неприятно.
Работать над различением речи путем слушания:
- ребенок слушает и повторяет сказанное;
- повторяет то, что цитируют;
- слышит и различает знакомые и новые слова (из материала занятия);
- слышит и приближенно или точно повторяет незнакомую речь.
Проследить динамику развития слуха ребенка – ежедневно отмечать, помогает ли слуховой аппарат, есть ли улучшения в слуховом развитии.
Развитию речи организованных дошкольников способствуют фронтальные занятия по фонетической ритмике, речевой режим на занятиях и вне занятий, физическое и нравственное развитие. Только комплексное воздействие дает положительный результат в продвижении глухих и слабослышащих детей в развитии речи. Во время фонетических занятий отрабатываются основные движения, способствующие качеству произношения, стимулирующие произношение, формирующие произношение. Движения предварительно не заучиваются, повторяются синхронно с педагогом несколько раз. Движение убирается только тогда, когда слово, логотом (слог), звук правильно произносится в речи. Можно сказать, что движение – средство для достижения цели: формирование речи, ее коррекция. Итог каждого занятия – фонетически правильно оформленная речь без движений. Инструкции, речевой материал предъявляются детям слухозрительно и на слух. Все движения на фонетическом занятии характеризуются напряженностью, интенсивностью и временем. При произнесении разных звуков группы мышц то напрягаются, то расслабляются, происходит усилие в артикуляционном аппарате.
Время определяет скорость того или иного движения, произнесения логотома (слога), слова, фразы. Ритм и интонация – основа звукопроизношения. Они находятся на низких частотах: от 8 до 15Гц – ритм, от 0 до 300Гц – интонация.
В образовании ритма, его развитии участвует все тело, ритм регулирует не только движение, слово, темп, а также играет важную роль в формировании и коррекции произношения. Воспроизведение ритма в движении и проговаривании будет правильным, если ритм, передаваемый движением, соответствует ритмическому рисунку слова или фразы. С маленькими глухими и слабослышащими детьми работу над ритмом можно начинать на игрушках, используя структуры: «много – один», «много – два», «много – три».
В логотомах можно менять гласные и менять структуры:
Па папа татата тата та баба ба та-то-ту.
Через ритм отрабатывается каждое слово, предложение (отрабатывается вначале каждая часть фразы в отдельности, затем все соединяется в единое). На данном этапе может быть замена звуков – на это внимание не обращается. Важным считается, чтобы ребенок усвоил рисунок слова. Коррекция звуков идет позже.
Глухие, слабослышащие с тяжелой степенью поражения говорят монотонно, но воспринимать и подражать речи педагога могут. Эти возможности увеличиваются при использовании звукоусиливающей аппаратуры. На занятиях уделяется внимание формированию повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациям. На занятиях формируется эмоциональные различные состояния: радость, удивление, испуг и др. Проговаривание слов, предложений, текстов сопровождается определенными выразительными движениями. Затем особенности интонации контролируются только слухом. Большую роль играют занятия по фонетической реабилитации и при формировании темпа устной речи. Для разговорной речи характерно произношение пяти – шести слов в секунду. Отклонения от нормального темпа снижают внятность речи ребенка. Различают замедленный, средний и быстрый темпы. У детей с нарушением слуха – замедленный темп устной речи. На занятиях по фонетической ритмике формируются умения:
- двигаться в заданном темпе;
- чередовать движение в различном темпе;
- сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
- проговаривать речевой материал без движения в заданном темпе.
Движения, направленные на формирование темпа речи, разнообразны. Они связанны с речевым материалом (слоги, слогосочетания, слова, считалки). Например, проговаривание стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притопыванием, бегом в различном темпе – от медленного к быстрому и наоборот.
15