Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках информатики


В.Н. ШуплецоваМБОУ г.Иркутска СОШ№19
Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках информатики
«Кто владеет информацией — тот владеет миром!»
Натан Ротшильд
С каждым годом объём информации обрушившийся на учеников возрастает. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. С увеличением информации и время восприятия ее человеком возрастает.  Как следствие те знания, которые приобретают ученики, после окончания школы требуют коррекции.
Всё более востребованы, становятся результаты обучения не в виде знаний, а в виде умения учиться. Развитие основ умения учиться определено как одна из важных задач образования. Согласно ФГОС ОО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий(УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].
В процессе изучения курса «Информатика» метапредметные универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
Учебных проектов, реализуемых в рамках предмета «Информатика», может быть много. Они могут быть расширенны межпредметными проектно-исследовательскими работами.
В 6х классах я использую исследовательские проекты-учебные проекты, формирующие мыслительную компетентность.
Таблица 1.
Цель проекта Деятельность учащихся Продукт
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Деятельность, связанная с логическими и мыслительными операциями, экспериментированием Результат исследования оформленный установленным способом.
Работа над проектом – достаточно сложная работа, требующая систематических усилий от учащихся.
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.
Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при выполнении проектно-исследовательской работы, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.Литература:
Полат Е.С. Метод проектов: программа Intel обучение для будущего [Электронный ресурс] – URL: http://www.iteach.ru