«Формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе внеурочной деятельности»


«Формирование универсальных учебных действий (УУД)
в процессе внеурочной деятельности»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. ФГОС направлен на формирование 4-х видов УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные УУД отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные  УУД обеспечивают способность обучающегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К  познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою
точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действие.
          Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и  оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. Второе условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения обучающимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Третье  условие для успешного формирования УУД – диагностика.
Для формирования личностных УУД можно предложить следующие виды заданий:
-         участие в проектах;
-         подведение итогов урока;
-         творческие задания;
-         самооценка события, происшествия;
-         дневники достижений;
Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
-         "найди отличия" (можно задать их количество);
-         "на что похоже?";
-         поиск лишнего;
-         "лабиринты";
-         упорядочивание;
-         "цепочки";
-         хитроумные решения;
-         составление схем-опор;
-         работа с разного вида таблицами;
-         составление и распознавание диаграмм;
-         работа со словарями;
Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
-         "преднамеренные ошибки";
-         поиск информации в предложенных источниках;
-         взаимоконтроль;
-         "ищу ошибки"
-         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
-         составь задание партнеру;
-         отзыв на работу товарища;
-         групповая работа по составлению кроссворда;
-         "отгадай, о ком говорим";
-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-         "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
ВЫВОД: участие детей во внеурочной деятельности помогает развивать основные учебные навыки умения учиться, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, умения ставить перед собой цели и следовать им в учебной и иной деятельности, заботиться о своём здоровье. Всё вышесказанное готовит обучающегося уверенно смотреть в будущее и соответствует характеристикам «портрета» выпускника основной школы.
Привлечение к организации внеурочной деятельности классных руководителей, социального педагога, психолога расширяет возможности учебного плана (тренинги, социальные акции, экскурсии, ежедневные прогулки и динамические паузы).