Классный час День молодого избирателя


Барсукова Ирина Анатольевна
МКОУ Синявская СОШ Таловского района Воронежской области
Учитель химии и биологии (стаж работы 18 лет)
Классный час в 7-9 классах
«День молодого избирателя.
Школа молодого гражданина:
понимаю, знаю, выбираю».
701040201930
МКОУ СинявскаяСОШ 6-11-89
397493 Воронежская обл. Таловский район с.Синявка ул.Советская д.10
2015г
План-конспект внеклассного мероприятия
«День молодого избирателя. Школа молодого гражданина: понимаю, знаю, выбираю».
Место проведение: актовый зал школы.
Установочное положение
Внеклассное мероприятие «День молодого избирателя. Школа молодого гражданина: понимаю, знаю, выбираю» с получением знаний по избирательному праву проводится в форме теоретического и практического (игрового) этапов с использованием современных информационных технологий.
Такая форма активизирует учащихся, способствует эмоциональной атмосфере, вызывает интерес и способствует формированию правовых знаний, воспитанию ответственности и патриотизма.
Этапы мероприятия
Подготовительный – за две недели до мероприятия учащиеся делятся на 4 группы (право выбора за детьми) для проведения анкетирования среди старших классов на тему: «Что я знаю о выборах?» Анкету составляют учащиеся самостоятельно, результаты представляют в виде презентации.
Основной – настрой учащихся на проведение мероприятия, теоретическая часть.
Игра.
Заключение(тест).
Рефлексия .Цели внеклассного мероприятия: сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства. Подвести учащихся к критическому осмыслению получаемой информации.
Обучающая цель: .   Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России, с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
Развивающая цель: развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, формировать их познавательную активность и творческое мышление, совершенствовать навыки групповой работы.
Воспитательная цель: воспитать внимательное отношение к любого рода документации, гражданской ответственности, чувство патриотизма.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор, компьютер;
2. Мультимедийная презентация;
3. 4 конверта с заданиями для проведения игры.
Методы и приемы, используемые в мероприятии:
Метод проектов используется при организации выполнения домашнего задания по мероприятию.
Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.

Ход мероприятия:
«Чтобы сделать из людей хороших граждан,
им следует дать возможность проявлять
свои  права граждан и исполнять обязанности граждан»(С.Смайлс, английский писатель)
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами необычный классный час. У нас – классный час по избирательному праву
Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова С.Смайлса Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, английский писатель? Прав ли он? В течение классного часа каждый из Вас найдет ответы на эти вопросы.
2. Вступительное слово учителя “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Но, прежде чем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах, наши группы представят результаты анкетирования на тему: «Что я знаю о выборах?»
* Представление результатов анкетирования группами учащихся .Исходя из результатов анкетирования, учитель подводит учащихся к выводу.
Учитель: Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.
3. Немного истории
Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства
Имеем право мы иметь права,но ведь морально люди связаны.Поэтому чтобы достойно жить,мы очень многое обязаны. 
История выборов в России
История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII в., – варяжского князя Рюрика – предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а объединенного политического решения объединенных славянских и финских племен.
Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем собрании горожан.
С образованием Российского государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган было не нужно. Но ей нужен был другой институт на смену вечу и взамен ему: сословно- представительный орган, который поддерживал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институт и явились земские соборы. На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Земские соборы просуществовали в России менее 150 лет: первый был созван Иваном IV Грозным в 1549 г., последний – в 1683-1684 гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, окольничими, дворецкими, казначеями) и военнослужилыми людьми (воеводами, княжатами), то в 1653 г. на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь кроме широко представленных высших должностных лиц и военно-служилых сословий присутствовали купечество и простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства – так называемый «Освященный Собор».
Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые вновь появляются уже в XX веке.
Государственная дума России 1906-1917 г.
В отличии от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название – Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).
Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
4.Основная часть.
Понятие и принципы избирательного права.
Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.
совокупность правовых норм,
регулирующих общественные
отношения по выборам ворганы гос. власти и органы
местного самоуправления.
конституционное право граждан
избирать и быть избранным ворганы государственной власти
и органы местного
самоуправления.

Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.
Принципы избирательного права

всеобщее прямое равное
свободноетайное

Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.
Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определённых цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.
Выборы являются равными. Устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избирательные округа, избиратель включатся только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Выборы являются прямыми. Депутаты и президент избираются гражданами непосредственно.
Выборы являются свободными. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах или нет и за кого голосовать.
Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей со стороны исключён. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.
2.4. Вывод.
ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.
- Обратите еще раз внимание на эпиграф классного часа. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ.
Высказывания школьников.
 
ТЕСТ «Я - избиратель»
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
1.     Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2.     Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
3.     Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»,
то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).
Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,
то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,
то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Задумайтесь над результатами.
- Через 2-3 года каждому из Вас предстоит пройти процедуру выборов. ПОМНИТЕ:
- Знайте, Вы сами создаете свою судьбу!
3. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний классный час? Что особенно понравилос