Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС.


Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС.
Каковы современные подходы к изучению языковой теории в школе.
В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Перед каждым учителем встает вопрос: каким образом преподнести учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ученика на долгие годы? Как научить детей учиться?
Методика отвечает, зачем, чему и как учить.
Русский язык учащиеся воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому перед учителем стоит задача - воспитать интерес к предмету. Красота и богатство русского языка могут раскрыться в полной мере только в процессе кропотливой работы на каждом уроке.
Приходится немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, тем самым повышая результативность обучения и сохраняя при этом у учащихся интерес к предмету. В настоящее время для обучения в средней школе внедряются новые технологии.
Педагогическая технология - это «целостная, конкретная, научно обоснованная, специальным образом организованная система обучения для достижения конкретной образовательной цели. (В.В.Бабайцева) Педагогическая технология обосновывает и разрабатывает не только цель обучения, но и содержание и средства обучения.
В поисках новых идей учитель обращается к нестандартным формам обучения, т. е. к современным технологиям , которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества, активизируют творческие силы учащихся, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения. Ведь современный урок должен быть интересным и насыщенным полезной информацией. А для развития творческих способностей учащиеся должны использовать полученные знания и жизненные наблюдения, должны стремиться работать самостоятельно.
Нестандартные уроки повышают эффективность обучения, развивают активность и самостоятельность, творческие способности учащихся.
В основе проблемного обучения лежит создание проблемной ситуации. Возникает она потому, что учащийся не может решить проблему известными ему способами.
Выделяют четыре уровня проблемности в обучении:
- учитель сам ставит проблему и решает ее при активном участии учащихся;
- учитель ставит проблему, а учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают ее;
- учащиеся ставят задачу и решают ее с учителем;
- учащиеся сами ставят и самостоятельно решают проблему.
Проблемная ситуация на уроках повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и активизирует мышление.
Третий и четвертый уровни проблемности – это уровни исследовательской работы.
Развитие речи учащихся - одна из главных задач уроков русского языка в школе. Я считаю, что наиболее актуальной является работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Без планомерной и целенаправленной работы невозможна подготовка к итоговой аттестации, в которой среди прочих проверяются умения понимать текст, анализировать его, выявляя отличительные признаки, логически выстраивая план повествования, формулировать основные тезисы, приводить аргументы в их защиту, делать обобщения.
Учащиеся, работая с текстом, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.
Информационные технологии - компьютерные технологии, использующие сеть Интернет. Задачей информационных технологий является формирование единого образовательного пространства в рамках мирового сообщества. Интернет позволяет использовать электронные книги, энциклопедии… Информационные технологии становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Применение компьютерных средств обучения целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контролем над усвоением знаний, отработке умений и навыков.
Неограниченные возможности для подготовки и проведения уроков развития речи дают Интернет-ресурсы.
Рассмотрю их применение на примере урока развития речи по картине Ф. П. Решетникова « Опять двойка». Учащимся предлагаю найти в сети и отобрать материал к будущему сочинению- описанию по картине: сведения о художнике, истории создания картины, высказывания современников о творчестве Ф.П. Решетникова. Возможно использование мультфильма, поставленного по сюжету художественного полотна.
Разнообразная информация позволит рассмотреть замысел художника, сюжет картины.
Использование мультимедиа и Интернет- ресурсов позволяют предоставить обучаемым больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также гибко варьировать программу учебных действий.
Модульное обучение. Модуль – полный, логически завершенный блок учебной работы. Все показателя модуля известны учащемуся и оцениваются, составляя его рейтинг. Результат оценивается тестом.
Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» обеспечивает качество современного образования. Эта теория соответствует требованиям личностно - ориентированного обучения и применима для работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология обеспечивает развитие у учащихся мышления, способствует формированию коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Она интересна учащимся, и это создает на уроке атмосферу сотрудничества.
Метод проектов – совокупность последовательных учебно- познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой- либо продукт, материальный результат совместного труда. Проекты могут иметь разную сложность. Тематика проектов может касаться какого - то теоретического вопроса школьной программы и предполагать углубление знаний учащихся по этому вопросу, дифференциацию процесса - умения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому- то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а сразу из нескольких областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.
В основе проектного обучения, как форме обучения- сотрудничестве, лежат принципы проведения научного исследования. Подтверждением этого тезиса является то, что деятельность обучаемых при работе над проектом проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования.
В технологии проектной деятельности проект может быть не только монопредметным( выполняться по какому- то одному предмету), но и межпредметным ( интегрируется тематика нескольких предметов).
Таким образом, перспективы совершенствования новых технологий широки. Современный этап развития системы среднего образования предполагает изучение, разработку и внедрение нетрадиционных для средней школы технологий с целью оптимизации учебного процесса.