Урок-исследование в 10-м классе «Внешняя политика России в эпоху Петра I»








Урок-исследование в 10-м классе
«Внешняя политика России в эпоху Петра I»








Автор:
Ларина Ольга Алексеевна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МОУ «Красногвардейская средняя
общеобразовательная школа № 2»



Донское
2009

Урок-исследование – одна из современных форм организации учебного процесса, позволяющая сочетать продуктивный метод обучения (исследовательский) с эффективной формой организации познавательной деятельности учащихся (групповой). Это обеспечивает повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых в процессе изучения темы «Внешняя политика России в эпоху ПетраI», стимулирует положительную мотивацию, способствует развитию навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации. Активное включение в познавательный процесс эмоционально окрашенного видеоряда презентации урока (цитаты, стихи, репродукции картин, фрагменты художественного и документального фильмов) позволяет адаптировать материал новой темы к восприятию и осмыслению его десятиклассниками.
В результате активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию участников образовательного процесса достигается высокое качество овладения знаниями, умениями, навыками по теме, изменяется установка личности ученика на сотрудничество и эмпатию.

Тема урока: «Внешняя политика России в эпоху Петра
·».

Цель: Создать условия для целостного осмысления учащимися содержания внешней политики России в конце XVII – I четверти XVIII вв.

Задачи урока:
Создать условия для определения учащимися основных направлений и результатов внешней политика России на рубеже XVII – XVIII вв.
Продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), составления опорного конспекта по теме урока, осуществление учащимися самостоятельного целеполагания.
Способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формированию положительной мотивации к изучению предмета, развитию аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
Способствовать воспитанию у учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Форма урока: урок – исследование.

Метод обучения: исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование:
1. Электронная презентация урока.
2. Репродукция портрета Петра
·.
3. Цитата к нему:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.


4. Цитата к проблеме:
« Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком удаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого». К. Маркс.
5. Историческая карта «Россия в период с начала XVIII века до 60-х годов XVIII века»
6. Комплект атласов.
7. Тематическая аппликация.
8. Опорная карта – схема на доске.
9. Гипотеза исследования.
10. Видеофильм «Петр
·», режиссер Эйзенштейн.
11. Магниты, аппликации.



·.Основные этапы урока:

Постановка целей и задач: определение проблемы исследования на основе анализа цитаты и работы с картой, формулирование целей и задач исследования; рассмотрение технологии их решения (определение гипотезы исследования).
Самостоятельная групповая познавательная деятельность в рамках предлагаемого исследования.
Создание на доске опорной карты – схемы по теме и ее индивидуальное комментирование со ссылкой на данные вспомогательных источников.
Осмысление найденной информации. Решение проблемы. Демонстрация достижения целей и задач исследования.
Вывод – иллюстрация: просмотр фрагмента фильма «Петр
·» Эзейштейна.
Закрепление: решение тематических тестов.

Домашнее задание §11, пункт 1 -3 (пересказ), карта – схема, повторить алгоритм изучения истории войн.

Ход урока:

Оргмомент

I. Введение. Осуществление целеполагания:
В истории каждого государства были эпохи, события, предопределившие во многом их могущество. В истории нашего государства это эпоха Петра Великого и главным образом его внешне политической деятельности.
(далее эпиграф).
И потому тема урока: «Внешняя политика Петра
·».
Еще в XIX в. К. Маркс утверждал, что..
(далее цитата).
Для того, чтобы определить проблему нашего исследования я предлагаю вам проанализировать это высказывание К. Маркса.
Для этого покажем на карте контуры границ европейской части России.
Какой вывод нам можно из этого сделать?
Таким образом, мы подтвердили первую часть цитаты. Далее Маркс утверждает, что так было до времен Петровых. Налицо противоречие!?
Попробуйте его определить!
Нам известно, что до начала правления Петра
· границы пролегали далеко от морей.
Во время правления Россия уже овладела выходом к морю.

Но ничего не сказано о том, в ходе каких событий Петр
· сумел решить эту важную для России внешнеполитическую проблему.
Всякое противоречие порождает проблему!
Как ее сформулировать?
Проблема: Доказать, что Петр
· вел активную и успешную борьбу за выход в море!
Для этого мы должны провести небольшое исследование.
Для этого определим его цели: Определить основные направления и результаты внешней политики Петра
·.
Задачи:
определить главные события внешней политики Петра
·, используя вспомогательные источники.
Оценить их значимость для последующего развития страны.
Наше исследование будет более эффективным, если
Изучим и используем данные легенды карты.
Проанализируем исторические источники, документы «Хрестоматии»
Стр. 238 «Посылка волонтеров за границу».
Исследуемую информацию нанесем на опорную карту – схему.
Таким образом, поэтапно исследуя проблему, используя только вспомогательные источники, я надеюсь, успешно достигнем цели исследования.

Физкультминутка


·
·. Этап осуществления самостоятельной познавательной деятельности в группе.
Работа вами выполняется в группе с последующим индивидуальным комментарием каждого из направлений.
Работа в группе 15 мин:
Создание членами проблемных групп опорного конспекта темы на доске с использованием аппликаций.

III. Комментирование результатов исследования.
1. Предлагаю вам прокомментировать данное направление внешней политики. Осмыслите и систематизируйте в карте – схеме информацию и попробуйте сделать вывод!
Теперь вернемся к нашей цитате – проблеме и покажем границы России после Петровской эпохи.
2. Какой вывод мы можем сделать?
Таким образом, мы разрешили проблему исследования!

В подтверждении наших выводов я предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Петр
·» реж. Эзейштейн.
(демонстрация фрагмента).

IV. Закрепление:
Решение тестов по новой теме.
Тестовый тренинг по сборнику «Тесты по истории России XVIII – XIX вв.».
Стр. 29 – Т 4, Т 3 (б).
Стр. 31 – Т 1 (ч 2).
Стр. 34 – Т 6.
V. Домашнее задание: §11, пункт 1 -3 (пересказ), карта – схема, повторить алгоритм изучения истории войн ( Комментирование)


VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок за урок.

Литература:

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.-2изд., дораб.-М.:Просвещение,1989.-288с.
Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.- Тула:
Пересвет II,1995.-592с.
Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.- М.: Просвещение,1998.-240с.
Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль,1990.- 312с.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова.- М.: Мысль,1997.- 198с.
Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России. – М.: Правда,1990.- 213с.












Ларина Ольга Алексеевна
МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 2» Красногвардейский район

13PAGE 15


13PAGE 14515


Ларина Ольга Алексеевна
МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 2» Красногвардейский район




15