Исследовательская работа на конкурс Когда я думаю о маме, встает вся Родина за ней. Тема: Человеческий эгоизм способен заглушить самый главный инстинкт женщины — материнство


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
СЕВЕРСКОГО РАЙОНА СТ. КРЕПОСТНОЙ
 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
"Человеческий эгоизм может заглушить самый сильный инстинкт женщины - материнство."Руководитель работы: работу выполнил:
Кравчина Елена Петровна Кравчина Семен
МБОУ СОШ № 3 МБОУ СОШ № 3
учитель биологииученик 8 класса
     
 
Ст. Крепостная
2016
Содержание
Содержание.................... .......................................................................................2
Введение.................................................................................................................3
Глава I. Материнство - счастье или труд.............................................................4
Глава II. Великая и вечная тема в искусстве и литературе………………...…4
   2.1. "Богоматерь Владимирская",.......................................................................4
   2.2  "Сикстинская Мадонна"...............................................................................5
2.3 Заступничество Пресвятой Богородицы в Полтавском сражении……...6
2.4 "Всенощное бдение" С. Рахманинова……………………………………..6
Глава III. 3.1 Призвание и подвиг материнства………………………………..7
Глава IV 4.1 Сила слабых: женщины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг……………………………………………………………………………10
Глава V«Родина-мать зовёт!»: что вы не знали о монументе………………..14
Глава VI Епистиния Федоровна Степанова……………………………………15
Глава VII Современные мамы – какие они…………………………………….17
Глава VIII Я горжусь своей мамой……………………………………………..19
Заключение............................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................21 ВведениеАктуальность выбранной темы продиктована временем. В стране увеличивается доля бездетных женщин. В маленьких городах и селах не рожают, потому что не могут, в мегаполисах — потому что не хотят. Мать — вне ряда, место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей — профессиональных, дружеских и тому подобное. И в то же время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека.
Мать создает новые жизни и тем самым передает эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями. Она, можно сказать, источник возобновляемых сил природы.
Цель работы: формирование и развитие художественной культуры человека на основе ценностей отношения к материнству средствами искусства. Изучить влияние современного телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей своих граждан. Сравнить образ праматери с современным образом.
Задачи:
«Святость материнства»  – восстановление духовного и нравственного потенциала российской семьи, формирование отношения в обществе к семье как величайшей ценности. показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери;
воспитывать осознанное чувство уважения, внимательности и заботливости к матери. выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством.
Провести работу исследовательского характера.
Результаты исследования: привлекли внимание к подвигу материнства, восприятие образа Родины через образ женщины –матери. Сравнили современное материнство с материнством наших предков.

1. Материнство - счастье или труд?
В нашем обществе, которое все дальше уходит от понятия нравственного, христианского долга, материнство порой уже понимается как лишняя нагрузка, чрезмерная ответственность, которая не под силу молодым семьям. А не молодым уже и здоровья на этот подвиг не хватает. Материнству, как любому другому труду, нужно учить, причем, с детства.[1]
Для каждой женщины материнство – свой личный, особенный и неповторимый опыт. Он дается с радостью, со слезами, с заботами и счастьем – вместе, вперемешку, никак иначе.[2]
2. Великая и вечная тема в искусстве и литературе.
2.1. "Богоматерь Владимирская"
- МАТЬ - символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви. Культ почитания матери, как главы рода и охранительницы, сохраняется во многих культурах до настоящего времени.
Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей - это Матушка Земля, Родина-мать, Природа-матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка - мама.
Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта
Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа). В первую очередь это главная святыня земли Русской - "Богоматерь Владимирская", икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете.

Рис. 2.1. "Богоматерь Владимирская"
2.2. "Сикстинская мадонна"
Икону называли " несравненной, чудесной, извечной песнью материнства". Что поражает нас на этих иконах? Это не иконы, это портреты матерей. Известные и неизвестные художники в образе Богоматери старались передать образ матери, нежно хранимый в сердце. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме - Рафаэль Санти. Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн".
В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - своё дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина - мать. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. "Приветствую тебя, Мария! Приветствую вас, все матери мира!" - говорит нам художник. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

Рис. 2.2. "Сикстинская мадонна"

2.3. Заступничество Пресвятой Богородицы в Полтавском сражении.
Вот так уже 2 тысячи лет люди обращаются к Богоматери, матери всего человечества. И ко всем людям она относится как к своему ребенку, и в трудную минуту приходит на помощь. Богородицей воспринималась как защитница и покровительница родной земли. Давайте вспомним Полтавскую битву.
Когда Петр 1 решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня - день празднования явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Но Борис Петрович Шереметьев упросил царя отсрочить битву на один день, чтобы почтить его великим празднованием и испросить заступничество Божией Матери. Командуя в день сражения центром русской армии, Б.П.Шереметьев отличился примерным мужеством и испытал над собой очевидный знак небесного заступничества - находясь под жесточайшим огнем, граф остался невредим даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку. Победу русской армии царь и полководец отнесли заступлению Богоматери. Возвращаясь с Полтавской битвы, царь Петр 1 заехал в Борисовку к Шереметьеву. Обозревая окрестность, обратил внимание на гору. Петр повелел сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил его на вершине, где и был основан Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Церковь была устроена во имя Тихвинской иконы Богородицы, в благодарное воспоминание о заступничестве Пресвятой Богородицы в Полтавском сражении.
С той поры для борисовцев праздник Иконы Тихвинской Божьей Матери является одним из самых главных.
2.4. "Всенощное бдение" С. Рахманинова.
Стремление человека прославить образ Богородицы дало миру огромное количество музыкальных шедевров. Один из них - "Всенощное бдение" С. Рахманинова. Всенощное бдение - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения.
Рахманинов С. В. (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижёр. В творчестве очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки. "Всенощное бдение" принадлежит к вершинам хорового искусства. Наполненная глубочайшим содержанием, высокой духовностью, огромной мощи эта хоровая симфония стала крупнейшим шедевром русской и мировой культуры. Оно считается классикой русской хоровой музыки и является основой репертуара, практически, всех хоровых коллективов России и соборов.
Музыка исцеляет человека не зарядом таинственной энергии, и не сочетанием вибраций, как полагают оккультисты; а тем Божественным, что в музыке (как и в иконографии) служит носителем подающего исцеление Святого Духа Божия. Не случайно приходится привести сравнение духовной музыки с иконографией. И то и другое бывает дано свыше, то и другое может служить лекарством для души и тела, и оба духовных искусства служат проповедью о Небесном Царстве. Господь Бог Своим непостижимым Промыслом наделяет художников, если это иконописцы - духовным зрением, а музыкантов - особым духовным слухом, открытым звучанию Божественной гармонии. И если говорить о музыке Рахманинова, то удивляться ее целительной силе не приходится. духовная музыкальная культура древней Руси.
Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей руке был привязан номерок из клеенки. На нем были написаны фамилия, число, год и время рождения, ваш вес. Вы были крошечными. Маме хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, и когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете.
Так устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. [3]
3.1 Призвание и подвиг материнства
Издревле на Руси девочек в семье с малых лет воспитывали как будущих мам и хранительниц домашнего очага. Их приучали к труду, обучали рукоделию, и, что самое главное, воспитывали в целомудрии. Такая жена потом могла хозяйство вести, пятнадцать детей родить да и воспитать.
Сейчас времена изменились, но так же велика ответственность матери за свое дитя.
В преддверии Дня матери было интересно услышать ответ на вопрос: «Какой должна быть мама в XXI веке?». Ответить на него согласились Елена Миропольцева, мать пятерых детей, и Евгения Малахова, мать четверых детей. Обе они - прихожанки храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в городе Ханты-Мансийске.
Как вы считаете, насколько высок статус матери в нашем обществе? Мне кажется, что он невысокий. Если судить по тому, что девушки в первую очередь стараются получить образование, а лучше два, потом найти хорошую работу и сделать карьеру. Если же заведут семью, то детей рожать не торопятся. Сейчас их не рожают, а планируют, чтобы вдруг не помешали. Человеческий эгоизм заглушил самый сильный инстинкт женщины - материнство. Почему это происходит?
Елена Миропольцева: Мать во все времена в первую очередь должна быть любящей и заботливой. Уметь всю себя отдавать детям, семье. А сейчас в мире любовь оскудела. Возможно, поэтому женщины не хотят рожать детей или ограничиваются одним - двумя.
Евгения Малахова: Что может осчастливить женщину? Работа? Карьера? Нет, это все подмена, которая впоследствии приведет к одиночеству. Радость жизни и утешение только в детях.
Елена Миропольцева: Конечно, семья -это большой труд. Это бесконечная работа над собой, которая требует постоянного терпения и смирения. Смысл спасения чадородием заключается не только в том, чтобы родить, но и в том, чтобы воспитать достойного гражданина Отечества земного и небесного. Женщина тратит много жизненных сил, жертвует своим временем, здоровьем, терпит какие-то лишения, по ночам не спит, старается воспитывать свое дитя, этим и спасается.
Евгения Малахова: Многие девушки боятся этих трудностей. Действительно, как только появляется первый ребенок, начинаешь понимать, как нелегко быть матерью. Уже не хватает времени на себя, сильно устаешь, кажется, что время бессонных ночей никогда не закончится. Но это естественно для женщины, и через такие переживания нужно пройти. Например, я, родив четвертого ребенка, поняла, что все можно успевать и что дети меня дисциплинируют. Стараешься рассчитывать свое время, не расходовать его впустую. Еще я заметила, что начинаешь контролировать свои материальные средства. Нет бессмысленной траты денег, как раньше. Учишься жить необходимым.
Елена Миропольцева: Действительно, дети - это наш стимул. Они не дают нам расслабиться. Даже моя мама, у которой уже шестеро внуков, говорит, что если бы не вы, то я бы сейчас на пенсии сидела дома, хорошо, что вы мне этого делать не даете, отсекаете мою леность. Мама знает, что нам нужна помощь: с детьми посидеть, в магазин сходить. Постоянное ощущение, что ты кому-то нужен, есть для кого жить. Сейчас бытует мнение, что многодетная семья в настоящее время существовать не может. Как вы думаете, почему люди так считают?
Елена Миропольцева: Я уверена, что с Богом все возможно. Многие боятся трудностей, которые возникают с появлением семьи, детей. Но мы забываем, что проблемы будут всегда с семьей или без нее. Некоторые думают, что сначала нужно выучиться, потом найти работу, только потом выйти замуж и родить детей. Например, я первого ребенка родила, когда училась в колледже, второго, третьего, четвертого - в институте. При этом не пропустила ни одной сессии. Возможно все, если ты рядом с Богом. И учиться, и жениться, и детей рожать. Современный мир диктует свои нормы жизни, в нем много соблазнов, которые могут увести человека с истинного пути. Как уберечь своих чад от этого? Что самое сложное в воспитании детей?
(На последний вопрос Елена и Евгения ответили, что самое сложное, но и самое важное - привести детей к Богу).
Евгения Малахова: Мы сами выросли в семьях неверующих родителей, перед тазами не было примера православной семьи, а без этого опыта очень трудно строить малую Церковь. Самый лучший пример для воспитания -это жизнь Христа. Образ Христа должен быть для детей образцом. Хочу привести в пример сюжет фильма, который я недавно посмотрела. В нем главный герой - ученый, живущий в XIX веке. Он пишет научную работу, в которой хочет облегчить образование, убрав из него личность Иисуса Христа. Герой говорит, что воспитать нравственные качества можно и без примера жизни Богочеловека. Человек и без этого всегда будет стремиться к духовности. Впоследствии ученый с помощью машины времени попадает в XXI век и ужасается тому, что видит. Хотя нравственные нормы остались теми же, но не было духовной основы, что привело к полной деградации общества. Герой увидел, к чему может привести учение, в котором не упоминается имени Христа. Если я говорю ребенку, что так делать нельзя, что это плохо, что-то ему запрещаю, я обязательно должна объяснить ему, что так сказал Господь, это Его заповеди. Детей нужно приучать к такому послушанию с детства. Как воспитывают детей неверующие родители? Я даже представить не могу. Наверное, это очень тяжело, без Божией помощи оградить своих чад от пропаганды насилия и разврата.
Елена Миропольцева: Один священник как-то сказал, что дети в современном мире чувствуют себя опустошенными. Если это пространство родители не смогут заполнить добром, любовью к Богу, то эта пустота будет заполняться разного рода современными пагубными развлечениями и интересами.
Очень важно, чтобы детская душа не засорилась. Поэтому родителям нужно прикладывать много усилий, чтобы ограждать своих чад от современной вседозволенности. Хорошо, когда ребенок с малых лет приучен к труду. В многодетной семье родителям в этом плане легче, у каждого чада свои обязанности. Они с детства - помощники маме и папе.
Конечно, у многодетных семей сегодня много проблем. У некоторых не может решиться квартирный вопрос. Многих тревожат материальные проблемы. Но будем помнить, что семья - это тоже крест, за который обязательно будет награда. И многие родители получают ее уже на земле, видя благочестивую жизнь своих детей. «Нет никакого высшего искусства, - писал святитель Иоанн Златоуст, - как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».
Материнство - это призвание, подвиг большой жертвенной любви и самоотречения. Хочется пожелать всем матерям помощи Божией. Пусть Господь укрепляет их и дает им силы рожать и воспитывать новое поколение. [4]
 4.1 Сила слабых: женщины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы – девчата,Похожие на парней. Нет, это горят не хаты – То юность моя в огне…Идут по войне девчата, Похожие на парней.(Ю. Друнина, 1942)
Всё самое дорогое и святое, что есть на Земле, связано с женщиной. И не с проста такие важные в жизни каждого человека слова как честь, совесть, слава, победа, война, битва - слова женского рода. Да, «у войны не женское лицо», «не женское это дело - воевать», но если Родина призывает своих «детей» на защиту жизни, любви, свободы, то уже не имеет никакого значения, какого ты пола. Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом, но русские женщины ничем не уступают мужчинам.В период Великой Отечественной Войны в армии служило 800 тысяч женщин, а просилось на фронт ещё больше. Женщина не только была сестрой милосердия, трудилась в тылу, ждала и верила, что близкий человек вернется живым и невредимым, но и наравне с мужчинами шла на врага. Это факты, а за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Жестокая необходимость толкнула её на этот шаг, желание самой защищать Отечество от беспощадного врага, обрушившегося на её землю, её дом, её детей. Священное право! Имена тысяч павших героинь высечены на обелисках, запечатлены в произведениях литературы, звучат в бессмертных песнях, смотрят с призывных плакатов того страшного времени.Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество. Это один из первых плакатов Отечественной войны художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет»
Рис. 4.1 Родина – Мать зовет.
С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти! (см. Приложение 1, рис. 1.1). В.Б. Корецкий также взял образ женщины-матери, как призыв к действию: «Воин Красной Армии, Спаси!» (Приложение 2, рис. 2.1). Он написал и плакаты, поддерживающие трудящихся в тылу, где также ковалась тяжелая и долгожданная победа (В.Б. Корецкий «Все для Победы! Фронту от женщин СССР»,

Рис 4.2. «Отомсти»
Но истинное назначение женщины – быть матерью. Она любит своего дитя всем сердцем, именно маме посвящено немало обжигающих душу стихов, одно из которых написал Николай Некрасов:
Внимая ужасам войны,При каждой новой жертве боя,Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя…Увы, утешится жена,И друга лучший друг забудет;Но где-то есть душа одна – Она до гроба помнить будет!……………………………….Одни я в мире подсмотрелСвятые, искренние слезы, - То слезы бедных матерей!....Велика сила материнской любви и бездонна материнская тоска «…сердце у старенькой стонет…Как же ему не стонать?!...» (И. Ганабин «Скачут горячие кони…»). Какого было им отпускать свое дитя в эту беспощадную мельницу смерти, а потом молить Бога и покорно ждать известий с фронта «…и старушка в цветастом платье у иконы свечу зажгла. Я не знаю, как написать ей, чтоб тебя она не ждала?» (Ю. Друнина «Зинка»).Мама и ее малыш навсегда связаны незримой нитью. Материнская любовь и молитва помогли многим ребятам выйти живыми из страшнейших боев, не замерзнуть в ледяных окопах:
Не имеет никакого значения, какая кровь течет в материнском сердце русская или немецкая. Для любой матери нет ничего страшнее, чем потерять свое дитя. Немецкая художница, Кете Кольвиц (1867-1945), очень остро, экспрессивно воспринимала и передавала в своих рисунках, литографиях ужасы войны и трагедию обездоленных людей, бесконечно любила людей и верила в победу добра и света. Во время Первой мировой войны, после двух дней пребывания на фронте умер Петер, любимый сын Кете. Горе окрасило все ее творчество в мрачные трагические тона. Все чаще обращалась она к изображению матери с ребенком. На ее картинах, часто больших по размеру, изображены матери, которые борются со смертью за свое дитя или держат его мертвого на коленях ("Женщина с мертвым ребенком", "Смерть и женщина"). 
В 1942 году, как восклицательный знак в ее творчестве, появилась последняя графическая работа Кольвиц - литография, на которой изображена мать, защищающая своих детей. В ней есть что-то от орла, крыльями ограждающего своих птенцов. Для подписи к рисунку она взяла цитату из "Поучения" Гете: "Семена для посева не должны быть перемолоты".

Рис 4.3. "Женщина с мертвым ребенком"
5. «Родина-мать зовёт!»: что вы не знали о монументе

Рис 5.1. Родина – мать зовет
Сам образ «Родины-Матери» стал одним из самых сильных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет». Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.
Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл — фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине. Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям.  В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации - на состоящее целиком из фторированной стали.Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни. Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз. Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона , состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания. Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана  также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн. Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции. Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.[5]
6. Епистиния Федоровна Степанова (1874 – 1969).
   
Рис. 6.1.Епистиния и сыновья.
Имя этой кубанской женщины известно всему миру. Ее материнский подвиг – в ореоле славы и бессмертия. Приравняв ее подвиг к ратному, Родина наградила Епистинию Федоровну Степанову боевым орденом.
   Родилась на Украине, но с детских лет жила на Кубани. У нее было редкое имя – Епистиния. В переводе с греческого - «знающая». Вместе с родителями, гонимыми нуждой, приехала на Северный Кавказ. Здесь вышла замуж за крестьянского парня Михаила Степанова. 15 детей было в их семье. Четверых еще до революции скосили болезни, голод. И только после Октябрьской революции в семью Степановых пришло счастье.   В 1918 году белогвардейцы зверски убили старшего сына Александра. Ему было тогда семнадцать.
   Тяжело переживала утрату Епистиния Федоровна. В тридцать третьем не стало мужа, Михаила Николаевича. Умер хлебороб, добрый мастеровой человек, руки которого знали ремесло бондаря и кузнеца, столяра и жестянщика. Он был пахарем и солдатом революции.Дети Епистинии Федоровны росли дружными, работящими, веселыми. Их любили на селе. Все они прошли школу комсомольской закалки, семеро из них стали коммунистами.
   Но в двери материнского дома уже стучалась война. В 1939 году в боях на Халкин-Голе, в братской Монголии, выполняя интернациональный долг, погиб Федор.В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в партизанских отрядах, в фашистском концлагере погибли сыновья Павел, Василий, Иван, Илья, Филипп. Самому младшему, Александру, за мужество и воинскую доблесть, проявленные при форсировании Днепра в 1943 году, было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Получила мать «похоронку» и на сына Николая. Но в августе 1945 года он вернулся из госпиталя, долго болел, умер от ран.
   Сильное, мужественное, героическое сердце было у Епистинии Федоровны Степановой. Маршал Советского Союза А.А. Гречко и генерал армии А.А.Епишев в 1966 году писали ей: « Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена.
   ...Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».Последние годы Епистиния Федоровна, персональная пенсионерка союзного значения, жила в Ростове-на-Дону, в семье единственной дочери – учительницы Валентины Михайловны Коржовой.7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями. [6]

Рис. 6.2. Памятник Е. Степановой.
7. Современные мамы - какие они?
Мне в последнее время всё чаще попадаются в сети "современные мамы". "Продвинутые" такие - что кошмар. Современные мамы очень любят цивилизацию и считают, что отказываться от её благ - глупо. Поэтому непонятно, зачем кормить грудью и "портить грудь", если можно кормить ребёнка смесью и вскорости после родов возвращаться к алкоголю и сигаретам. Сигареты, кстати, часто присутствуют на протяжении беременности - "врач мне сказала, что если куришь, то бросать - вредно".Если алкоголь и сигареты не очень любы были до беременности, современная мама может кормить ребёнка грудью долго - аж до полугода. А иногда - даже до года. Такая мама гордо зовётся долгокормящей. Потом современная мама ребёнка от груди отлучает - потому что "как этот я буду кормить большого ребёнка, с зубами", и переводит, опять же, на смесь. Современные мамы - ярые противницы совместного сна. Потому что "нефиг приучать, потом не выгонишь". Современные мамы возят ребёнка в коляске, даже если он в ней кричит. Из принципа - потому что, "если сейчас не показать ему, кто хозяин, потом на шею сядет". Они ни за что не опустятся до того, чтобы покормить ребёнка грудью на улице. Потому что, во-первых, режим надо соблюдать и расчитывать время", а, во-вторых, оголять грудь на улице - строжайшее табу, нарушения которого современная мама не допустит. Пусть ест из бутылки смесь. Если не ест смесь - наверное, можно напоить коровьим молоком. Раньше ведь поили как-то? И ничего страшного не случится, подумаешь. В крайнем случае есть соска, её следует запихать ребёнку в рот, затем запихать ребёнка в коляску и начать остервенело её трясти. Потому что "что ему не так, чего он орёт?!"Современные мамы считают, что ребёнок не должен мешать маме вести светскую жизнь - гулять с подругами по магазинам, ходить в клубы, поэтому ребёнка оставляют бабушкам или няням. А что - покормить смесью и няня сможет.Они любят своих детей. Особенно когда ребёнок хороший - умный, развитый, без проблем со здоровьем. Когда им можно хвастаться подругам. Если же ребёнок не удовлетворяет их ожиданиям - то "родила на свою голову, весь в отца/бабушку/двоюродную тётю, и зачем ты такой нужен". Если же у ребёнка, не дай бог, какие-то отклонения - ДЦП, синдром Дауна, аутизм, то ну его в приют, родим себе ещё здорового, нормального...И главное - ни при каких обстоятельствах современные мамы не хотят больше детей. Потому что роды у них прошли ужасно, а виноваты в этом врачи - и орать запрещали, и анестезию не сделали, и кесарево по желанию матери делать отказались. Да и вообще - одному ребёнку в семье лучше, всё внимание и любовь - ему, а рожать больше двух - так и вовсе "нищету плодить". Правда, бывает, что второго они всё-таки рожают - не потому, чтобы захотелось, а просто "так получилось".И тогда всё повторяется... [7]

Рис. 7.1. и 7.2. Современные мамочки.
8. Я горжусь своей мамой.
Моя мама Кравчина Елена Петровна, родилась 28.07.1980г. в многодетной семье. (5 детей, девичья фамилия Яланская). В десятилетнем возрасте была на границе между жизнью и смертью. После перенесенной болезни и многочисленных операций врачи сказали ее родителям, что рожать нежелательно т.к. может стать инвалидом. После такого заболевания, как правило люди становятся хромыми, а мама рассказывала, что она специально оттачивала свою походку. Она на больной ноге задерживала время. Несмотря на трудности мама родила четверых детей. Я рад у меня есть брат Даниил и сестры Настя и Арина. Имея троих детей, мама получила высшее образование в КубГУ, окончив факультет химии и высоких технологий. Она работает в школе учителем. У нас большое хозяйство много разной птицы, козы, кролики. Наша семья очень дружная, мы друг другу помогаем. Мама не только вкусно готовит, она помогает нам с уроками, но она еще и рукодельница. Любит вышивать, мастерить, старым вещам дает новую жизнь, обожает вышивать бисером, лентами она кладезь идей. Собственноручно построила дом из кирпича, пока была в декретном отпуске. В этом деле ей помогали дедушки. С ней можно поговорить на любые темы, она всегда выслушает и придёт на помощь. Ее очень любит папа, мы это очень ценим. Взаимопонимание в семье любовь и забота, трепетные отношения друг к другу залог семейного счастья. Такой мамой как у меня можно по праву гордиться. Она добросовестная, порядочная, отзывчивая, честная и правдивая. Ее ценят на работе и в жизни, к ней обращаются за советом. Она добивается поставленных целей и учит нас этому. Мы все ее очень любим.
Заключение.
Нет прекраснее женщины, чем женщина с ребенком на руках.
Самое прекрасное на земле слово – Мама. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У  мамы самое верное чуткое сердце, - в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы тебе не было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем  больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее её жизнь
Бог дал женщине самую высшую миссию – быть матерью, давать жизнь, продолжать род человеческий. А для женщины и нет ничего дороже, ничего святее, чем быть матерью. В этом весь смысл её жизни. Нет на Земле полного счастья, удовлетворенности ни в работе, ни в карьере, только в Материнстве. У матери нет плохих детей и хороших, для неё они все самые замечательные, её любви хватает на всех.
Только мать никогда не предаст, только  она ждет своего дитя  откуда  бы  то ни  было. Во время войны, кода все уже  начинали забывать человека, мать до последних своих дней жизни, вопреки всему продолжала ждать своих детей.
Матерью называют самое святое, самое дорогое для сердца человека  - Родина - Мать, Матерь Божия.
Необходимо помнить и уважать прошлое, любить святая святых - Мать. Именно с любви и уважения к матери начинается любовь и уважение ко всему окружающему миру. Человек, плохо относящийся к матери, никогда, ни при каких взлетах по карьере не достоин звания «человек».
Сегодня материнство находится под угрозой. Каждое время наносит свои отпечатки на человечество. В мире детей делят по гендерному признаку. Девочки воспитываются не на пупсах которых нужно мыть, пеленать, баюкать, а на куклах барби. Кукла, как правило, девочке для того чтобы она могла отыграть все моменты ухаживания за ребёнком: кормление, пеленание, купание. Девочка куклу, баюкает, расчёсывает, лечит, учит ходить, «как мама» катает в колясочке. Кукла это образ малыша грудного возраста. С ним ребёнок учится, под присмотром родных, которые могут подсказать как правильно, самому важному — заботиться о потомстве! Ведь Барби не грудничок, это образ взрослой девушки, от 18 до 25 лет. Получается что дети изучают жизнь взрослой женщины, а не ребёнка. 
Чаще всего семьи в наше время не полные. Детей растят чаще всего матери одиночки, но что может дать своему ребенку женщина так и не сумевшая сохранить свой очаг. Чему она научит сына, дочь – эгоизму по отношению к семье.
Самое главное, от чего приходится отказываться настоящей матери - это её собственный эгоизм. Материнство и эгоизм несовместимы. Постоянная зацикленность на самой себе не даст матери слышать и видеть своих детей и их потребности. И тем более не позволит ей эти потребности удовлетворять. Ее собственные интересы будут для нее дороже.
А, когда было легко растить и воспитывать детей. В истории мира всегда происходят катаклизмы, войны, революции… Чем руководствовалась, например Е. Степанова когда рожала детей? Может легко их было прокормить, одеть, обуть, дать обучение? Нет! Она просто выполняла свой долг перед Родиной – долг Матери!
Я очень рад, что и сегодня несмотря ни на что есть женщины, которые продолжают совершать подвиг – материнства.
Возможно Матерью быть сложно
И тяжело порою всех нас воспитать.
Но в жизни нашей все возможно
Когда мы любим, прославляя имя – Мать.
Спасибо милая, за подвиг материнства,
Что не даешь людскому Роду исчезать.
Ты знаешь все секреты материнства,
Как нас растить, любить и защищать.
(Семен Кравчина)
Список литературы.
1. http://orthodox-magazine.ru/2.https://formulalubvi.com/populyarnoe/chto-znachit-dlya-vas-materinstvo-tyazhelyiy-trud-ili-vyisshee-schaste/ 
3. http://festival.1september.ru/articles/598499/4. http://www.ihtus.ru/022011/st15.shtml5. Источник: «Родина-мать зовёт!»: что вы не знали о монументе© Русская Семерка russian7.ru
6. http://www.timashevsk.ru/?q=stepanovihttp://www.timashevsk.ru/?q=stepanovi7. https://vk.com/topic-12029726_22075966