Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему География в современном мире


УРОК №2
Технологическая карта урока географии 5 класс ФГОС
Предмет География
Класс 5
Тема урока География в современном мире.
Цель урока Сформировать представления о предмете изучения географии, рассмотреть методы и способы изучения природы, значение географии для человечества, главные задачи современной географии.
Задачи урока Образовательные: сформировать понятия «географический объект», «географическое явление» «географический процесс», рассмотреть методы и приборы для изучения природы, значение географии для человечества, главные задачи современной географии.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.
УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты Предметные:
Смогут: выявлять особенности изучения земли географией по сравнению с другими науками, устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты, различать природные и антропогенные географические объекты.
Личностные:
Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; основы экологической культуры, гражданский патриотизм, любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные:
Регулятивные:
Смогут: самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные:
Смогут: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст), определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные:
Смогут: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.
Основные понятия Географические объекты, явления, процессы
Межпредметные связи Физика, экология
Ресурсы урока Учебник (с. 10-11), атлас (с. 2, 22, 28, 32), компьютер, проектор, интернет, ЭОР, компас, барометр, термометр, рулетка, гигрометр, метеостанция.
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
НРЭО Наблюдение за географическими объектами своей местности.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1) Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Подготовка к уроку, приветствие учителя Самоконтроль готовности к уроку (Р).
2) Актуализация опорных знаний Повторение понятий, изученных на прошлом уроке: даёт время для повторения по учебнику;
проводит географический диктант по понятиям (См. приложение). Организует взаимопроверку. Просит открыть тетради, дневники.
Расписывается в дневниках. Повторяют домашний материал §1 (с.8-9).
Пишут письменный географический диктант.
Взаимопроверка диктанта.
Открывают тетради, дневники. Выставляют оценки в дневник. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником (К).
3) Мотивация учебной деятельности и целеполагание Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Слушают, делают свои выводы, определяют тему урока Формулирование темы и цели урока. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)
4) Изучение нового материала (усвоение новых знаний) 1. Подводит к понятиям: «геообъект», «геоявление», «геопроцесс», акцентирует внимание на отличии этих понятий друг от друга.
2. Рассказывает о приборах для изучения объектов и явлений и методах исследований.
3. Рассказывает о значении географии, о том, чем она занимается сегодня. Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.
принимают участие в диалоге с учителем. Записывают в тетради новые понятия и приводят примеры: географических объектов (природных и антропогенных), географических явлений, географических процессов, методы географических исследований. Понимание значимости знаний о географических объектах и явлениях для практической жизни людей, поиск нужной информации (П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
5) Физкультминутка (здоровьесберега-ющий компонент)
«Игра на внимание» Из перечисленных слов, выберите географические явления:
вулкан, ветер, река, ливень, озеро, землетрясение, холм, гром, город, листопад Слушают утверждения и, если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. 6) Закрепление нового материала Посмотрите на карту мира в атласе с. 8-9 и подумайте, что можно изучать на современном этапе развития географии и где? При затруднении можно использовать учебник с. 11.
Выпишите из текста учебника главную задачу современной географии с. 11. Работают с картой, с учебником, делают выводы. Записывают в тетради главную задачу. Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Рассуждение (Л), поиск нужной информации (П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
7) Закрепление новых знаний Задает вопросы для беседы:
- приведите примеры природных и антропоген-ных объектов?
- чем явление отличается от процесса?
- приведите примеры явлений, которые могут быть катастрофически-ми?
- назовите примеры современных приборов для изучения географических объектов и явлений? Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Использование приобретенных знаний и умений. Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
8) Рефлексия Подводит итоги урока.
Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке
2 3 4 5
Комментирует и выставляет оценки за урок. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Оценка достигнутых результатов (Р).
9) Домашнее задание Параграф 2 (вопросы).
2 человека готовят презентации о традиционных географических приборах и инструментах и о современных (не менее 10 слайдов). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. Самоконтроль и взаимоконтроль (К).
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Географический диктант по теме: «География: древняя и современная наука»
В переводе с греческого «гео» означает …
Термин «география» впервые ввёл …
Королевой наук география была в эпоху …
Изучением природы занимается … география
Изучением населения и его деятельности занимается …
Назовите примеры глобальных проблем человечества …