Методические рекомендации для написания учебно-исследовательских работ (Структура и содержание учебно-исследовательских работ)


Структура и содержание учебно-исследовательской работы (методические рекомендации для учащихся и руководителей)
Участвуя в конкурсах исследовательских, творческих работ необходимо помнить, что оценка исследовательской компетентности учащихся зависит от структуры и содержания работы, от правильного оформления результатов своих исследований. Часто из-за несоблюдения основных требований, работы, заслуживающие внимания, не проходят отборочный конкурс. Данные положения подходят для написания ученических курсовых работ.
Структура работы (базовые элементы):
Титульный лист;
Содержание;
Введение;
Основная часть;
Заключение;
Список источников;
Приложения.
Выбор темы исследовательской работы
Тема исследования – это свернутое (сокращенное) описание изучаемого свойства объекта или явления.
Требования к выбору темы:
Теоретическая и практическая значимость темы;
Соответствие познавательным возможностям;
Доступность материала, на базе которого организовано для исследования;
Тема должна быть краткой и выразительной, четко указывать на изучаемое свойство объекта. Выбирается в соответствии с интересами учащегося.
ВВЕДЕНИЕ
Данная часть работы может содержать:
актуальность темы (или ее научный интерес);
цель работы;
задачи, которые следует решить, чтобы достигнуть заявленную цель работы;
определяется объект, предмет и методы исследования;
методы достижения цели, задач;
список оборудования;
гипотезу ( не для всех типов работ);
практическую значимость работы;
краткая характеристика структуры работы и использованной в ней литературы.
Все вышеперечисленное составляет научный аппарат исследования. Именно на этапе его разработки учащемуся особенно требуется помощь руководителя.
Актуальность
Актуальность – важный элемент исследования, показывает важность, значимость изучения именно этого объекта или явления. Показывает кругозор и содержание мотивации учащихся.
Актуальность – это то, зачем и почему мы изучаем именно эту проблему.
Цель
Цель – это свёрнутое описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности.
Это ожидаемый результат исследования.
Требования для постановки цели:
Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ;
Цель должна быть доступна для конкретного исследования.
Цель должна давать представление о предполагаемом результате исследования.
Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже:
Цель – существенно шире задачи;
Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.
Задачи исследования
Задачи – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.
Задачи должны отвечать на вопрос: «Что сделать?»
Выявить …
Определить …
Сравнить …
Проанализировать …
Рассмотреть …
Представить … и др.
Задачи должны раскрывать содержание и последовательность действий, которые предполагается выполнить в рамках исследования.
Объект исследования
Определяя объект исследования, проясняется вопрос: « Что именно мы исследуем?»
Предмет исследования
Предмет исследования – это то, что именно в объекте исследования мы изучаем. Это изучаемое свойство объекта.
Формулировка гипотезы
Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым свойством объекта и определенными факторами среды.
Гипотезу можно выразить формулой, включающей две части: «Если» (описание фактора или состояния), «То» (описание характера связи, предполагаемое следствие).
Оборудование
Краткое описание оборудования и материалов, необходимых для проведения исследования. Или их перечень.
Методы
Методы - это способы получения информации об изучаемом объекте.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Должна включать литературный обзор изучаемой проблемы (свойств объекта, явления) и исследовательскую часть.
План должен быть авторским. В нем проявляется подход автора, его мнение, анализ проблемы.
Первая глава работы обычно чисто теоретическая (общий обзор изучаемого объекта, явления).
Вторая глава (аналитическая, исследовательская) посвящена разбору какого-либо исторического периода, отрасли, территории, выявляется и описывается некая проблема. Исследование объекта.
В третьей главе (проектная) предлагаются возможные пути решения найденной проблемы.
Собственно - исследование
Работа с литературой по теме исследования;
Постановка эксперимента и организация исследования;
Учет данных эксперимента;
Математическая обработка полученных данных;
Формулировка выводов.
Методика исследования
Метод – способ достижения цели, совокупность приемов.
Методы и методики - это, то с помощью чего и как будем исследовать.
Теоретические методы: Практические методы:
сравнительный анализ информации из научной литературы,
моделирование,
системный анализ,
методика решения противоречий,
конструирование
проектирование. Наблюдение
Измерение
Анкетирование
Интервью
Тестирование
Беседа
Эксперимент
Результаты исследований
Изложение наблюдений;
Результаты опытов, измерений;
Сравнение и их обсуждение;
Диаграммы, таблицы, графики, рисунки и другие материалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение - наряду с введением обязательная часть структуры работы.
Здесь даются ответы на все поставленные во введении задачи, делается общий вывод и дается заключение о достижении цели курсовой. Определяются перспективы дальнейшей работы над поставленной проблемой или возможность использования результатов данной работы.
В заключении представлены основные выводы, ясно сформулированные в тезисной форме и, обычно, пронумерованы.
Выводы должны соответствовать задачам, их количеству. Это описание результатов этапов исследования. Сформулированы кратко, лаконично, конкретно. Выводы следует сопоставить с гипотезой, подтвердить ее, или опровергнуть.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения – это наглядное представление полученных результатов.
Приложения могут быть представлены в виде: схем, таблиц, графиков, рисунков, фотографий и т.п.
Требования к приложению:
1. Объем ограничен до 10 страниц (обычно).
2. Каждое приложение на своем листе. Подписывается в правом верхнем углу (Приложение 1 и т.д.)
3. Номер и название таблиц подписываются над таблицей. Номер и название рисунков подписываются под рисунком.
4. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.
Под исследовательской компетентностью учащегося следует понимать умение разрабатывать (моделировать) научный аппарат исследования и прогнозировать его результаты. Структура и содержание работы подтверждают эти умения. Помогают представить публично работу в форме сообщения на научно-практических конференциях.