Программа «Формирование ответственной позиции родителей и детей»


МКОУ Бобровская СОШ№2
Автор: Абрамова Н.Ю. педагог-психолог
Программа «Формирование ответственной позиции родителей и детей»
Пояснительная записка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России от 27.09.2009, ФГОС начальной школы (2009) определили семью как базовую национальную ценность. Поэтому актуальны вопросы подготовки родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка, готовности родителей к семейному воспитанию детей и возможность повышения их ответственности за воспитание здорового трудоспособного поколения.
Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.
Цель: Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Задачи:
установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие семьи и школы ; способствовать сплочению родительского коллектива, а также  укреплению отношений  между родителями и их детьми;
воспитание уважения к детству и родительству;
поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье; расширять  воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;   привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Структура программы.
В каждой четверти организуются тематические родительские собрания по параллелям. Например, родители учащихся 1, 5 и 10 классов приглашаются в течение 1 четверти на тематические собрания «Адаптация учащихся 1 классов», «Адаптация учащихся 5 классов». «Адаптация учащихся 10 классов». Также организуется мастер-классы родителей для учащихся школы, также и для родителей.
Содержание
№ Тема Количество часов Форма
1 четверть 1. Адаптация в 1 классе 1 практикум
2. Проблема адаптации детей при переходе в среднее звено 5 кл1 практикум
3. Адаптация учащихся 10 классов. Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе 1 практикум
4. Роль семьи в воспитании моральных качеств личности 7 кл1 лекторий
2 четверть 5. Поощрение и наказание в воспитании детей 6 кл. 1 практикум
6. Авторитет родителей 8 кл1 лекторий
7. Нравственный климат семьи 4 кл1 лекторий
8. Мастер-класс мам для учащихся 1 практикум
3 четверть 9. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании школьников) 11 кл1 конференция
10. Права и обязанности родителей 2 кл1 Круглый стол
11. Мастер-класс пап для учащихся 1 практикум
4 четверть 12. Режим дня школьника 9 кл1 Круглый стол
13. Психологический климат в семье для успешного обучения в школе 3 кл1 лекторий
14. Мастер-классы семей 1 практикум
Краткое описание содержания тем.
1.«Адаптация в 1 классе».
Особенности адаптационного периода первоклассников. Психологические особенности учащихся 1 класса. Рекомендации.
«Проблема адаптации детей при переходе в среднее звено».
Возрастные особенности учащихся 5 классов. Выявление особенности адаптации пятиклассников к новым условиям.
«Адаптация учащихся 10 классов. Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе».
Факторы успешного прохождения учащимися 10-х классов адаптационного периода. Какие подготовительные, очные и заочные курсы, факультативные занятия, элективные курсы функционируют в школе.Сходятся ли мнения самих учащихся о выборе профессии, мнения психологов (после проведения тестов по определению профориентирования и наклонности учащихся) с мнениями родителей в том, к какой профессиональной деятельности они готовят своих детей.
«Роль семьи в воспитании моральных качеств личности».
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Формирование нравственных качеств личности ребенка в семье.
«Поощрение и наказание в воспитании детей».
Значимость поощрения и наказания. в воспитании детей. Общие правила поощрения и наказания детей.
« Авторитет родителей».
Родители - самый яркий пример жизни. Авторитет родителей. Пример для подражания .
« Нравственный климат семьи».
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Нравственные устои семьи.
« Мастер-класс мам для учащихся»
Мамы предлагают вниманию учащихся школы мастер-классы (аквагрим, плетение косичек, вытынанка, оригами и т.д.)
«Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании школьников)» .Факторы, влияющие на воспитание детей в правовом поле. Правовая компетентность родителей.
«Права и обязанности родителей».
Положение о правах и обязанностях родителей обучающихся. Гражданский и семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
« Мастер-класс пап для учащихся».
Папы представляют мастер-классы для учащихся (резьба по дереву, плетение лозы, программное устройство планшетов и ПК и т.д.)
« Режим дня школьника ».
  Оптимальный  объем  домашних  заданий в 9 классе. Какое место и в каком объеме занимает дополнительная литература при самостоятельной подготовке десятиклассников? (Общие и индивидуальные рекомендации учителей-предметников.)
«Психологический климат в семье для успешного обучения в школе».
Психологический климат семьи и способы его поддержания. Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка.
«Мастер-классы семей».
Семьи показывают мастер-классы для учащихся и родителей семейного досуга, семейного хобби.
Общий контроль.
Форма контроля за результатами.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия/занятия, листов отзывов, опросов,анкетирования,бесед.Кроме того, об эффективности  реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности  родителей на занятиях/мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса  освоения детьми образовательных областей на конец учебного года. Методические рекомендации.
Ряд позиций, направленных на повышение результативности реализации данной программы:
- индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку: по мере выявления в классе детей из дисфункциональных семей на них может быть составлена индивидуальная программа социально-педагогической поддержки с учетом возможностей кадрового потенциала образовательного учреждения. Причем в составлении самой программы, по возможности, должны принимать участие родители и сам ребенок. Индивидуальная программа постоянно контролируется и должна быть открытой для дальнейшей коррекции;
- «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи. Очень важно, чтобы детям была предоставлена возможность социальных контактов в реальной жизни. Любая совместная общепринятая деятельность (в том числе и игровая) способствует успешной социализации. Кроме того, самовосприятие детей из дисфункциональных семей будет иным при отсутствии «закрытости» семьи как системы;
- вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых оказывают положительное воздействие на формирование у общества положительного социального отношения к семье, и в тоже время оказывает позитивное влияние на протекание процесса социализации детей.
Ожидаемые результаты.«Знать»:
-теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;
-методы и приемы восстановления семейных традиций;
-права и обязанности детей и родителей.
«Уметь»:
-обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье,
-нормализовать психологический климат в семье;
-грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.
«Владеть»:
-позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;
-ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.
Литература.
1. Алферов А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алферов. – Ростов-на-Дону. 2000.
2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1991.
3. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих М., 1990.
4. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М., 1988.
5. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2003.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.
7. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. Л.А. Регуш. – СПб, 2006.
8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
9. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире / В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. – М., 1991.
10. Рындак В.Г и др. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч, под редакцией профессора В.А. Лабузова, Оренбург, ГУ «РЦРО», 2009 -205 с11. Гребенников И.В. Педагогический всеобуч родителей. - М.: Знание, 1986.-79 с.
12. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А.Алексеевой. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -Вып. 2. - 144 с.