Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Родной край. Природные сообщества. Жизнь леса.


Конспект урока по окружающему миру, проведенный в 4-В классе МОУ «Лицей №37 г. Донецка»
Тема. Родной край. Природные сообщества. Жизнь леса.
Цель. Продолжить работу над формированием представлений о лесе как природном сообществе, познакомить учащихся с заказником Донбасса -Великоанадольским лесом, его обитателями, разнообразием растительности и ярусами леса. Рассмотреть правила поведения в лесу.
Формирование УУД:
Познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать связь живой и неживой природы.
Коммуникативные – умение работать в парах и группах.
Регулятивные - умение формулировать учебные задачи, определять последовательность целей.
Личностные - умение проявлять положительное отношение к обучению.
Оборудование. Презентация к уроку, проекты детей «Правила поведения в лесу», «Великоанадольский лес», плакаты, гербарий.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.
-Назовите материк, на котором мы живем, покажите его на карте.
-В какой зоне мы живем (степной)
-Охарактеризуйте климатические условия нашей зоны (лето жаркое, засушливое с ветрами-суховеями, зима малоснежная с переменой температуры, с холодными ветрами)
-Какая поверхность Донецкого края? (холмистая с оврагами и балками)
- Как называются горы Донецка? (терриконы) Что это такое?
-Что такое терриконы? (насыпи из пустых пород).
Дополнительная информация. В Донецкой области расположено около 500 терриконов. Донбасс просто невозможно представить без многочисленных терриконов, конические силуэты которых в знойном мареве раскаленного летним солнцем воздуха вызывают в сознании путешественника устойчивые ассоциации со знаменитыми египетскими пирамидами. Терриконы – визитная карточка Донетчины, ее яркий символ и второе «я». Однако этот символ, при всей своей оригинальности, чаще всего дает только губительные последствия: он плохо сказывается на экологической ситуации, бьет по здоровью жителей, оказывает губительное воздействие на природу. Овраги и балки называют «шрамами» на лице Земли.
- Откуда появились терриконы? (после добычи угля)
- Какие полезные ископаемые добывают в Донецкой области? (Уголь, щебень, песок, глина, гранит и др.)
- Какие почвы распространены в степной зоне? (черноземы)
- За какое время образуется 1 см почвы? (250 – 300 лет)
-Правда ли , что почвы не нуждаются в охране?
- Что дороже жемчуга и злата под ногами нашими? (почва)Почему?
3.Постановка проблемы: внимательно прочитайте стихотворение и определите тему урока.
Люблю мой край…Как странно это слышать:Ведь каждый человек свой любит край!Но небо здесь синее, солнце выше, И в цвет сирени здесь окрашен май!Дождем и сеном пахнет лето, Зовет прохладою река…А осень золотом одета, Плывут клочками облака.Лыжнею манит вдаль зима, Морозным утром снег хрустит…И выйдет с берегов река – в апреле.Лес весной шумит…Люблю мой край!Я много мест видала, И можно хоть полмира обойти, Но ближе и родней родного края, Я думаю, мне больше не найти! 4.Изучение нового материала
- Давайте сегодня совершим прогулку в лес. Но не за грибами и ягодами, а за чистым воздухом, широтой просторов, хорошим настроением.  А путешествие у нас будет …… в жемчужину Донецкой области -  Великоанадольский лес.
- Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – хрупкая, легко ранимая. Научиться выполнять правила поведения в природе, быть заботливым хозяином земли – это главная задача человека. Немного из истории нашего края.
Когда-то почти весь Донецкий кряж был покрыт дубовыми лесами с примесью граба, вяза, клена, ясеня. Об этом так же свидетельствуют названия населенных пунктов – Ясиноватая, Стародубовка, Ольховатка, Калиновка, Грабово, Терновка. Сегодня для области характерны два типа растительности: степная и лесная. На юге и востоке области господствуют степи, на севере и Донецком кряже – степи и байрачные леса. Растительный покров сильно нарушен и изменен хозяйственной деятельностью человека. Неподалеку от г. Тореза по балке Грабовой и вдоль речки Глухой (приток Миуса) расположено урочище Грабово. В нем произрастает граб. Граб – реликтовая порода деревьев, которая сохранилась с доледникового периода.
Великоанадольский лес — лесной заказник государственного значения
4.Презентация Саватеевой Жанны о Великоанадольском лесе.
Великоанадольский лес — лесной заказник государственного значения площадью 2543 га, заложенный в 1834—1845 годах В. Е. Граффом, который первым подтвердил возможность создания искусственных лесов в голой безводной степи.
Поначалу верными учениками и исправными помощниками были для В.Граффа одиннадцать крестьянских детишек. Они ходили пешком каждый день на большие расстояния, сеяли желуди, семена деревьев, высаживали саженцы. Работа эта была нелегкой, летом зной и саранча, зимой морозы и заботы по защите саженцев от вредителей. Непрерывный каждодневный тяжкий труд. Но вопреки всем испытаниям молодой лес разрастался год от года.  Создавались искусственные водоемы. Ученый много времени уделял исследовательской работе - изучал какие породы деревьев способны прижиться в этих условиях.
Заказник расположен в Волновахском районе Донецкой области. Охраняется с 1969 года, получил статус государственного заказника в 1974 году. Здесь преобладают смешанные насаждения дуба обыкновенного, ясеня, клёна, граба, липы. Встречаются берёза, тополь, сосна крымская, бархат амурский, лиственница европейская, сосна обычная, дуб каштанолистный и кавказский, орех валахский, софора японская.
Имя лесу дало поселение Великий Анадоль (другие варианты названия: Велико-Анадоль и Старый Анадоль), которое было основано в 1826 году греками - выходцами из Малой Азии. Само слово "анадоль" или "анадолия" происходит от новогреческого ("восточная") - так греки называли Малую Азию.
Великоанадольский лес! Красивый и своеобразный в любое время года: изумрудно-зеленый и наполненный солнцем весной, спокойный и привлекающий своей прохладой жарким летом, убранный в золото и багрянец осенью, прозрачный и строгий зимой.
         Главное чудо Великонадольского леса – это факт самого его существования, впервые в истории лесоразведения доказавший возможность создания искусственных лесов в голой безводной степи. Здесь можно встретить множество растений, занесенных в Красную книгу: пион узколистый, шафран сетчатый, сирень амурская и другие.
Закрепление изученного.
- Как распределились по высоте растения леса? ( Ярусы леса)
Деревья, кусты, травы. Показать виды деревьев, кустов в Великоанадольскм лесу. Дети угадывают названия растений по иллюстрациям.
5.Физминутка
6.Практическая работа в группах
Задание для групп: рассказать коротко о растении из гербария: сосна, дуб, береза, калина.
Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения. Что должен знать и уметь юный защитник леса?
7.Презентация Колоса Димы «Правила поведения в лесу»
Меня волнует будущее наших лесов. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно - погибнет другое, за ним – третье, и пойдет цепочка, пока не погибнет весь лес.
Дерево, трава, цветок и птицане всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. В. Берестов
8.Работа в группах.
Каждая группа получает задание: сделать коллаж из имеющихся картинок и оформить эту работу как плакат по правилам поведения человека в лесу и сформулировать конкретное правило.
1 группа: не разрушайте птичьи гнезда, не трогайте птенцов, не уносите их домой.
2 группа: не разрушайте муравейники, норки мелких животных, не уничтожайте насекомых, пауков.
3 группа: не сорите в лесу, уносите мусор, не включайте громко музыку, не палите костры. Не мойте машины в водоемах.
4 группа: не ломайте кусты и деревья, бережно относитесь к лекарственным растениям, не рвите охапки цветов.
Презентация плакатов
ВЫВОД. Помните, что лес – это экосистема, в которой мы гости. А гости должны вести себя толерантно.
 9.Оценивание
10.РЕЛАКСАЦИЯ
Забота о родном крае - это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу - это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!
Добротой земля моя прекрасна.Так давай на долгий век
Сохраним земле ее богатства.
Эти рощи, луга и леса.
11.Домашнее задание