Конспект экологического занятия Там на неведомых дорожках


Там на неведомых дорожках. 13.04.2016г.
Цель: обобщить и углубить экологические знания учащихся
Задачи:
Образовательные:
- активизировать знания о правилах поведения в лесу;
- развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру;
- обобщить и расширить знания о деревьях, животных и птицах;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Коррекционные:
- корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память посредством решения кроссвордов и загадок.
Ход занятия.
В.- Здравствуйте дорогие ребята и взрослые. Сегодня я хочу вам предложить необычное занятие и называется оно «Там на неведомых дорожках..». Очень хочется продолжить «следы невиданных зверей», но я предлагаю вам путешествие в очень интересную страну. Страну, которую можно изучать всю жизнь, но она по-прежнему будет полна загадок, то есть, неведомой страной с неведомыми дорожками. Послушайте внимательно загадку, и отгадка вам подскажет, куда мы с вами отправимся.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес) (Звучат голоса птиц в лесу)
Читает ребенок:
Из всех земных сокровищ и чудес
Нежней всего люблю дремучий лес.
Не то люблю, что ягоды дарит,
А то, что он о тайнах говорит.
И шум лесной, и шепот тишины
Загадочными знаками полны…
Кусты, деревья, травы и цветы
Хранят в лесу разгадку красоты.
А красота для всех земных людей-
Учитель жизни до заката дней.
В.- мы отправляемся в лес. Какой у нас месяц? (апрель, экологический месяц). И вы уже очень много знаете про лес и лесных обитателей. Поэтому сегодня в путешествии вы покажете свои знания про лес и лесных обитателей, а еще узнаете много нового и интересного. Перед тем как мы отправимся в путь необходимо повторить правила поведения в лесу. Я называю вам правило, если вы согласны топаете ногами, если не согласны – молчите.
Вырезать надписи на деревьях
Кормить животных
Собирать грибы
Топтать несъедобные грибы
Разорять муравейник
Разжигать костер без взрослых
Очищать лес от мусора
В. – молодцы, справились с заданием, правила знаете. А что такое лес?
В. Отправляемся в путь: идём по просёлочной дороге, песок под ногами шуршит (шаркаем ногами); сворачиваем на тропинку и вот мы уже в лесу, под ногами листва (трем рука об руку); заходим в лес, а в лесу ветер дует (дуем). Закройте ребята глаза, послушайте, что это за звук? Попробуйте, не открывая глаза сказать, что это? (деревья шумят, слайд). Молодцы, мы с вами в лесу. И сейчас вас ждет первое задание: вы должны узнать дерево по описанию.
1. Из моей древесины делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. В стародавние времена его называли деревом 4-х дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Часто упоминают в сказках, загадках. Ствол этого дерева белый и пачкающийся. Береста – защитный покров дерева. Если поранить ранней весной ствол, из него начинает сочиться прозрачная, чуть сладковатая жидкость – сок. Но это очень вредит дереву. Оно является символом России. Назовите дерево, (береза);
Интересные сведения: Одно из самых необыкновенных деревьев – берёза. Береза – радостное, нарядное дерево. Само название произошло от старослявянского «брезньнъ», что означало «апрель». Наши далекие предки ласково называли ее «веселкой». В древних языческих обрядах береза была «майским древом» – праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот весенний праздник, посвящаемый плодородию и будущему урожаю, березу украшали разноцветными лентами, заплетали косы из тонких, плакучих ветвей, водили вокруг нее хороводы. Сейчас этот обычай слился с празднованием Троицы, который обычно бывает в июне.11 апреля праздник березы -Берещина.
2. Ствол этого дерева имеет серовато-зеленую окраску. Летом особенно заметна характерная особенность – подвижность листьев. Небольшое дуновение ветерка – и вся листва на дереве начинает дрожать. Если веточки дерева слегка пожевать, чувствуется горечь. У этого дерева есть еще одна особенность – осенний «ветвепад». Из древесины этого дерева производят спички. Назовите дерево (осина)
Интересные сведения: Пандо — это колония осинообразного тополя, расположенная в штате Юте в США. Все деревья в этой колонии генетически идентичные. На самое интересное в том, что все они являются единым живым организмом с общей корневой системой. Возраст этого уникального растения оценивается учеными в 80 тысяч лет, а его вес около 6 тысяч тонн.
3. Это дерево обладает сильно опьяняющим ароматом белых цветов, букет этого дерева в доме смертелен для мух и комаров. Из ягод — пекут пироги, варятся кисели. Есть народная примета, знают все примету эту, каждый год ее невольно вспоминают коль этого дерева цветенье – быть в погоде измененью и на улице опять похолодает. Назовите дерево, (черемуха)
4. К какому из известных растений лесов подходит следующее описание: могучий, кряжистый, коричневатый, покрытый глубокими морщинами ствол. Толстые изогнутые узловатые ветки, как мускулистые руки великана, поднимают ввысь широкий шатер листвы. Листья с резко очерченным контуром, прямые и жесткие, словно вырезанные из жести. Это мощное лесное дерево, живёт 300-400 лет, высотой до 40 метров, при обхвате 6-7 метров. Листья легко узнать. Листовая пластинка крупная, продолговатая, с глубокими выемками. Древесина твёрдая, прочная, ценная. Из неё делают мебель, паркет и многое другое (Дуб)
Интересные сведения: Шен-Шапель является самым известным деревом во Франции. На самом деле, это больше, чем просто дерево: это здание и религиозный памятник. В 1669 году около этого 500 летнего (в то время), пораженного молнией дуба, аббаты решили построить часовню внутри полого от молнии дуба.
5. Это дерево символ счастья и мира семье, потому его всегда старались посадить возле дома. О нём слагались песни, стихи, загадки. Чаще всего в народном представлении – это тонкая и нежная девушка. Плоды употребляют для укрепления желудка, благодаря высокому содержанию витаминов, из плодов варят варенье, корой лечат заболевание печени (рябина).
6.Интересны биологические особенности этого дерева. Оно имеет белый млечный сок, в котором содержится каучук. Если весной стоят тёплые, солнечные дни, семена его начинают прорастать уже на поверхности тающего снега, при температуре около 0 градусов. Прямо на снегу у них появляются и затем начинают расти корешки. Как называется это дерево? (клён)
7.Я знакома всем с детства. Вместе со мной на Новый год приходит сказка. В еловом лесу всегда прохладно и темно. Я расту 150-200 лет. Меня нередко называют «поющим деревом». Из моей древесины делают музыкальные инструменты- скрипки, арфы, фортепиано (ель).
Интересные сведения: Воллемия сосновая - это дерево рода Хвойных произрастает в Австралии. Одно из самых древних древесных растений ("сверстник динозавров"), которое было широко распространено на Земле в Юрский период. До недавнего времени считалось вымершим ископаемым видом. Очень редкое растение, внесённое в Красную книгу.
В. Молодцы, а теперь я предлагаю вспомнить, какие необычные деревья вы знаете? /ответы детей/.
В. – закройте, ребята глаза и угадайте звуки – что это? И сейчас вас ждут следующее задание
Если знаешь ты зверей – назови их поскорей.
В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за мёдом и малинойОтправляется... (медведь).
Интересные сведения: Крупнейший медведь, который когда-либо жил на земле - гигантский короткоклювый медведь. Он был в два раза крупней современных медведей. Ученые считают, что у него были очень длинные ноги, и охотились они на антилоп в североамериканских прериях. Короткоклювый медведь вымер 12000 лет назад.
Бинтуронги – кошачьи медведи - коротколапые на вид кажутся неуклюжими, но при этом могут довольно цепко хвататься за предметы хвостом, длина которого практически равна длине тала зверька 60 – 95 см. Эта «хватательная» способность хвоста позволяет бинтуронгу при весе в 9 – 14 кг (отдельные особи могут достигать 20 кг) довольно свободно лазать по деревьям. При этом зверек имеет еще одну особенность – когда он передвигается по земле, то ступает на нее всей лапой как медведь. За эти особенности бинтуронгов и называют «кошачьими медведями».
Этот зверь живет далеко от проезжих дорог и людских селений. Его называют лесным разбойником….(волк)
И.С.: В России красный волк проживает возле границы с Китаем. Ареал его обитания непостоянен – он всегда перемещается. В нашей стране охота на красного волка запрещена. Он занесен в Красную книгу как исчезающий.
Волки пользуются мимикой и движениями при общении в стае. Большую роль играет хвост. У вожака он поднят высоко «трубой». Это первый признак, по которому можно отличить главаря. У средней иерархии, в которую обычно входят волки старшего поколения, он опущен, а у нижней ступени в волчьей стае он поджат к брюху. По сути волков черного окраса в природе вообще быть не должно, эту мутацию доказали ученые Стэндфордского института еще 2007 году. Изменения в организме отвечающие за возникновение черной шерсти, присутствуют только у собак, поэтому черные волчьи особи считаются результатом давнего сведения домашних псов с серой породой волков. До сегодняшнего дня остается неизвестным тот факт, какое преимущество имеют волки, рожденные на этот свет в черной шкуре, поскольку это не делает их отличными охотниками. Однако черные волки имеют достаточно высокий уровень сопротивляемости перед некоторыми заболеваниями и инфекциями, чем остальные.
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. ..(олень)
И.С.: Пуду совсем не похож на оленя — большого, статного и благородного. Еще бы! Ведь это животное вырастает всего на 80-90 см в длину и на 30-35 см в высоту. Масса Пуду колеблется от 7 до 11 кг. Сегодня Пуду — очень редкостный олень и занесен в Международную Красную книгу. Ты можешь встретить его, только посетив остров Чилос или юг Чили, а раньше этим зверьком могли любоваться жители Эквадора, Колумбии, Аргентины, Перу.. Короткие уши и шея, почти незаметные рога значительно отличают Пуду от его величественных родственников. Из-за небольшого роста олененок бегает значительно медленнее них. Поэтому и чаще попадает в руки крупных хищников... точнее, в их челюсти. Однако у этого олененка есть весьма интересная особенность. Убегая от нападающего, он может залезать на пологое дерево и лаять, как собака. 
Возле дуба острым рыломДеловито землю рыл он,Видно, жёлуди искал.Я пугать его не стал,Не спугнул и мой Полкан,Очень грозен был.. (кабан).
И.С.: Кабан - одно из самых умных животных на планете. И одно из самых смертоносных. В рейтинге опасности он обгоняет акулу. Точное количество кабанов определить не удается. Свиньи не имеют потовых желез, то есть они не потеют, поэтому они любят купаться в грязи, чтобы не перегреваться. 
Ущерб от деятельности диких свиней превышает полтора миллиарда долларов ежегодно, поэтому неудивительно, что человек снова и снова ищет способы сохранить своё имущество и урожай. Одним из наиболее эффективных является заманивание кабанов в загоны при помощи различных приманок. Дикий кабан, раскапывая в поисках еды большие площади почвы в лесу, способствуют завертыванию семян, а благодаря этому и возобновлению древесных и кустарниковых пород, а, срывая дернину, в какой-то степени помогают восстановлению леса.
По описанию отгадайте, какой зверь своих детёнышей учит добывать еду, спасать себя…
Белка с бельчатами“На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай. С елки, на сосну скакни, с сосенки на сосну перелети, а с осины — на березу, с березы в куст, с куста на землю. По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку и опять на самую вершину заберись! Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай. У вас зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, — куда повернешь, туда и полетишь. Вот какие вы ловкие!”
И.С.: Рождаются детеныши белки без зубов и волос. При этом весят они около 50 грамм, а их длина не превышает одного дюйма. Новорожденные бельчата совершенно слепы, видеть они начинают с возраста в 6-8 недель. Все это время они абсолютно зависимы от матери. Супер миниатюрными белками считаются обитающие в Африке карликовые белки. У них расстояние от носа до кончика хвоста не превышает 2,5 см. 
Лиса с лисятамиКопай нору — подземный дом — глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами — за камнем, выход под кустом, другой — под корнем, третий — за камнем, четвертый — в густой траве, пятый — в чистом ельнике. Станут собаки тебя догонять — ты скорей в нору! Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода — и в лес...Только тебя и видали.И.С.: Лиса не пережёвывает пищу, а только разрывает мясо на маленькие кусочки и глотает их. Лисий хвост меняет свой внешний вид в зависимости от времени года, зимой он особенно красив.На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться в пространстве и находить нужное направление. Кроме рыжей лисы встречаются особи с другим цветом меха, например, с черной грудью, животом и загривком. У некоторых лис на спине есть черный крест.В. –молодцы, а теперь будьте внимательны, закройте глаза и прислушайтесь – что вы слышите? Что журчит ? (ручей). Кто поёт? (птицы). И следующая наша остановка – птицы.
1. Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку» (кукушка)
И.С.: Птица гуира — кукушка, которая не подбрасывает яйца в чужие гнезда. Эта кузина нерадивой мамаши-кукушки — очень заботливая и примерная мамочка. Гуиры – хищные птицы. Они способны вести охоту на мышей, лягушек, ящериц. Иногда они совершенно бесцеремонно и коварно разоряют гнезда других птиц – съедая их яйца или птенцов. Питаются гуиры и насекомыми: к ним на «обеденный стол» попадают цикады, клещи, кузнечики. Гуиры – птицы с коллективным жизненным укладом. Они буквально все делают сообща. Даже яйца иногда складывают в общее гнездо. И когда малыши появляются на свет, они растут в неком подобии «детского садика для птиц», в котором каждая «мамаша» выполняет роль воспитателя. Так вот и воспитывают по очереди гуиры своих птенцов. Вот такие вот «ясельки» из своих и чужих птенцов организуют самки гуиры.
Одна самка гуиры за сезон размножения откладывает от 4 до 7 яиц. Вскоре после насиживания, появляются маленькие взъерошенные птенчики. У них черная кожа, а волосики на теле очень редкие и имеют беловато-желтый оттенок. Питаются маленькие гуиры небольшими ящерицами и от этого очень быстро растут, ведь в мясе ящериц много белка – жизненно важного элемента, благодаря которому растет организм любого живого существа.
2. Как трещотка птица эта, Одного с берёзой  цвета (сорока)
И.С.:В России говорят сорока вести на хвосте принесла, а в Китае сорока считается птицей счастья
3. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой -   Всё равно он будет мой!  (дятел)
И.С.: Благодаря своеобразному строению черепа, дятел может безболезненно долбить кору дерева. Особенность заключается в том, что череп не соединён как у других птиц. Между ними есть особая ткань, которая выполняет такую же работу как амортизатор в машине. Одним из самых удивительных органов дятла является язык. Он может вытянуться на две трети величины от его тела! Когда дятел рождается, язык находится у него возле уха. Он покрыт клейкообразной слюной, расположенными на нём назад шипами, а на кончике его своего рода «ухо», оно напоминает сгусток нервных окончаний, которые чувствуют самые маленькие вибрации жучков.
4. Какая птица символизирует доброту, счастье, дом?     (аист)
И.С.: если аист прилетит и сделает гнездо на крыше дома – это к счастью. Аист создает пару на всю жизнь.
5. Птенец какой птицы самый пушистенький? (сова).
И.С.: Сыч-эльф - Размеры взрослой птицы 13,5-14,5 см. Сыч-эльф - самый маленький представитель, а от других лилипутов совиного рода его отличают короткий хвост и более изящное телосложение.Сыч-эльф вылетает на охоту лишь глубокой ночью. Днем его увидеть почти невозможно, хотя и специально никуда не прячется, но сохраняет абсолютную неподвижность. Основу рациона сыча-эльфа составляют всевозможные членистоногие - ночные бабочки, сверчки, кузнечики, пауки и скорпионы. Местообитания сычей-эльфов тесно связано с гигантскими кактусами HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F"сагуаро. В дуплах этих кактусов, располагающихся на высоте двух и более метров от земли, сычики гнездятся. Иногда вместе с другими мелкими совами и с дятлами, которые и выдалбливают эти гнезда. Такое соседство вынужденное — сам сыч не может выдолбить гнездо из-за слабого клюва. Однако если сыч найдёт гнездо в каком-то другом дереве, он может поселиться и в нём.
В. А сейчас лес предлагает отгадать кроссворд.
Б е рё за м е дв е дьм у ра в е йпч е л а с не г и рьл и с а дя т е л е л ьв о л к пч е л а с и ни ца 1.Весной роняет слёзы
Белая ………(берёза).
2.Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? ( медведь)
3.Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей)
4.Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд. ( пчела)
5.Грудка ярче, чем заря,
У кого? ( у снегиря)
6.Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. ( лиса)
7.Кто присел на толстый сук
И стучит тук-тук, тук-тук. ( дятел)
8.Какое дерево называют «поющим»? ( ель).
9. Кто зимой холодной ходит злой голодный. (Волк)
10. Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)
11. Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: « Тень-тень!»
Как хорош весенний день! (Синица)

В: Прочтите сверху вниз выражение, которое у нас получилось.
«Берегите лес» Вот и подошло к концу наше путешествие на неведомых дорожках. Что вам больше всего запомнилось?... А почему нашу прогулку-путешествие можно назвать «на неведомых дорожках»….Правильно – мы вели беседу о знакомых деревьях, животных, птицах и узнавали очень много нового. Это говорит о том, что природа продолжает хранить тайны на своих неведомых дорожках. И я хочу предложить вам минифильм о самом необычной красивой тайне природы. Мы видим это часто, но само таинство проходит незаметно для человеческого глаза и нам представляется уникальный случай увидеть тайну. Внимание…(фильм). Закройте ребята глаза, прислушайтесь – лес говорит нам до-свидания.

Самоанализ занятия
Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по экологическому воспитанию детей.
ТЕМА: «Там на неведомых дорожках».
На занятии решались следующие цель и задачи:
Цель: обобщить и углубить экологические знания учащихся
Задачи:
Образовательные:
- активизировать знания о правилах поведения в лесу, на реке/водоёме;
- развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру;
- обобщить и расширить знания о деревьях, животных и птицах;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Коррекционные:
- корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память посредством решения кроссвордов и загадок.
Форма занятия: путешествие
Для раскрытия материала занятия нами были выбраны следующие методы
обучения:
• словесный (беседа, стихи, отгадки на загадки);
• наглядно-демонстрационный (было представлено много наглядностей, вкачестве иллюстраций и для эмоциональной поддержки);
• практический.
• ИКТ
Была проведена предварительная работа: беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, аппликация, рисование.
Использовались следующие формы работы: индивидуальные и групповые.
В течение всего занятия у учащихся наблюдалась высокая работоспособность, заинтересованность, хорошее настроение.
В ходе занятия удалось реализовать поставленные задачи и выполнить запланированные задачи.