Занятие на тему Символика российской государственности. Гербы родного края

Дом детского творчества «Октябрьский» г. Липецк




Занятие на тему:


" Символика российской государственности.
Гербы родного края» "


(для детей младшего и среднего школьного возраста)




Подготовила: Чуракова Елена Валерьевна
педагог дополнительного образования












Липецк – 2016







Оформление: флаги РФ и Липецка, карта Липецкой области с несколькими гербами районов; словарь.
Музыкальное оформление: песни из районов области.
Оборудование: цветное тесто, стеки, валики, стаканы с водой, шаблоны, карточки – вид герба.
ТСО: мультимедийный экран.

Цель: формировать познавательный интерес к истории России и своей малой родины – Липецкой области.

Задачи:

Образовательные:

расширить представление учащихся о государственных символах России;
познакомить с гербами районов Липецкой области;
совершенствовать приемы лепки по эскизу, шаблону.

Развивающие:

развивать глазомер, чувство формы;
развивать навыки работы с инструментами;
развивать самостоятельность, творческую деятельность, мелкую моторику пальцев;
осуществлять межпредметные связи с историей, музыкой.

Воспитательные:

воспитывать гражданина и патриота своей Родины;
прививать интерес к истории родного края.


План:

Вступление:
- проверка готовности детей к занятию.

Теоретическая часть:
- сообщение темы занятия, постановка задач;
- тестирование по пройденному материалу;
- символика герба Липецкой области;
- знакомство с гербом Данковского района из материалов летней исследовательской экспедиции

Практическая часть:
- повторение этапов лепки;
- лепка гербов районов Липецкой области.

Подведение итогов:
- анализ работ детьми;
- анализ педагогом;
- представление своего герба;
- заключительное слово педагога;
- уборка рабочих мест.

Тип занятия – комбинированный.

Ход:

Мультимедийной экран: тема занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята!
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Все стареет, Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
И дорог немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

Сегодня мы поговорим о том, что составляет гордость нашей страны – это государственные символы; поговорим о символах Липецкой земли, познакомимся с материалами летней исследовательской экспедиции в Данковский район и сделаем несколько гербов районов нашей области.

Педагог: Какие государственные символы вы знаете?

Учащийся: Флаг, гимн, герб.

Мультимедийной экран: словарь:

Герб – от немецкого «эрбе», значит наследство.
Гимн – от греческого hymnos, торжественная песня (Ожегов).
Флаг – от греческого «флего» - сжигать, гореть, озарять.
Геральдика–от средне-векового латинского - «heraldus» - глашатай, гербоведение.

Педагог: Расскажите, что вы знаете о флаге?

Мультимедийной экран флаги России и Липецкой области.

Учащийся: Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. Флаг является символом объединения и власти.

Педагог: Все вы знаете, как выглядит флаг – 3 полосы: белого, голубого и красного цветов. Объясните значение этих цветов.

Учащийся: Белый – великодушие, чистота. Синий (голубой) – верность, честность. Красный – мужество, смелость, любовь.

Педагог: Среди символов особое место занимает государственный гимн. Что он собой представляет?

Учащийся: Это музыкальное произведение, хвалебная, торжественная песня.

Педагог: Назовите авторов стихов и музыки? (Утвержден 8 декабря 2000 г. С 1 января 2001 года.)

Учащийся: Стихи С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.

Стихотворение о гимне:

Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России - верны,
И нет на планете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Педагог: Главным символом любого государства является его герб, в котором выражена в изобразительной форме государственность страны. Что вы знаете о гербе и приемах работы с соленым тестом, мы узнаем из ваших ответов на тест. В итоге, что же представляет собой герб государства?

Экспресс - проверка теста.

Мультимедийной экран: текст с правильными ответами.
Дети сверяют свои ответы с ответами на экране.

Учащийся: На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой, двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей копьем сраженный.

Мультимедийной экран: герб Липецкой области.

II. Теоретическая часть:

Педагог: Герб нашей малой Родины – Липецкой области представляет собой – красный (червленый) щит, где на пяти зеленых холмах – золотая липа. Гербовой щит увенчан золотой короной и окружен лентой ордена Ленина, которые символизируют губернскую власть. В геральдике липа олицетворяет сердечность, символизирует жизнь. А цвет золота – символ богатства, справедливости, великодушия.
Современная территория Липецкой области образована 6 января 1954 года. Она расположена на исторических землях – Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской и Тамбовской областях. 5 областей – в гербе – 5 холмов. Зеленые холмы говорят о благодатности, плодородии здешних земель.
Основная фигура герба – золотая липа. Липа в геральдике – олицетворение сердечности и доброжелательности, символизирует жизнь, липа всегда давала человеку одежду и обувь, укрытие и посуду, промышленные и музыкальные инструменты; чай из цветков липы считается целебным и всем известны целебные свойства липового меда.
Красный цвет щита – это символ труда, мужества, красоты.
Корона указывает на статус Липецкой области как субъекта Российской Федерации.
Лента ордена Ленина, которым область была награждена в 1967 году - показывает ее заслуги.
Таким образом, в гербе и флаге Липецкой области языком геральдических символов отражены история, природные особенности и богатства нашего края.

Педагог: Вот ведь как бывает: сразу все районы Липецкой области в 2013 году отмечали 85-летний юбилей! Торжества уже состоялись. Мы с вами уже говорили, что педагоги и дети нашего Дома детского творчества каждый год отправляются в летнюю исследовательскую экспедицию по изучению истории, традиций, культуры и ремесел разных районов нашей области. Мы побывали уже во всех 18 районах. Об 11 экспедиции в Данковский район, расскажет вам ее участница. Она познакомит с гербом Данковского района. (См. Приложение)

Мультимедийной экран: герб Дансковского района, материалы из экспедиции в Дансковский район.

III. Практическая часть.

Педагог: Приступим к практической части нашего занятия. Вам предстоит индивидуальная работа по выполнению одного из гербов района Липецкой области.

(На столе у каждого есть эскиз герба, необходимые шаблоны для лепки, инструменты).

Учащиеся: Этапы выполнения работы:
раскатываем тесто тонким слоем в пласт
·05, см;
наложив на тесто шаблон, обрезаем тесто по контуру формы щита – это основа герба; убираем лишнее и заглаживаем края;
лепка или выполнение по шаблону отдельных элементов;
склеивание деталей между собой;
создание фактуры поверхности, нанесение необходимых рельефных рисунков;
сделать отверстие, как у медальона, чтобы можно было повесить;
педагог напоминает об осанке, технике безопасности, оказывает индивидуальную помощь.

Во время выполнения работы негромко звучит музыка: песни о разных районах Липецкой области. Педагог помогает детям в работе, осуществляет контроль за качеством выполнения работ.

IV. Подведение итогов.

Педагог: Подведем итоги занятия, посмотрим, что же у нас получилось. Внимательно рассмотрите свою работу, и скажите, все ли у вас получилось? Что помешало? Поменяйтесь работами, оцените достоинства и недостатки своего соседа по парте.
Домашнее задание у вас было – подготовить сообщение о гербе района, который вы лепили сегодня.

Выступления детей о гербах Липецкой области.

Мультимедийной экран: гербы районов Липецкой области.

После выступлений, учащиеся прикалывают герб на нарисованную карту Липецкой области.

Педагог: Посмотрите на заполненную карту Липецкой области. Можно сказать, что наша земля плодородна, богата и благодатна (зеленый цвет), красива, мужественный и трудолюбивый народ живет в области (красный цвет), лазурь говорит о символе чести и добродетели, реках; золото – прочность, стабильность и величие.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(Ответы детей).

Символы государства, области, города, района – это их история и их сегодняшний день. Они вобрали в себя традиции национальной культуры, исторический путь, достижения и победы. А символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. Ко всем государственным символам надо относиться бережно и с уважением.
2008 год был объявлен годом Семьи. А семья – это «маленькое государство» со своими порядками и уставом. Наше занятие закончилось. Домашнее задание вам – придумать и сделать эскиз герба вашей семьи.

Литература:

Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации – М.: Айрис дидактика, 2003.
Немеркнущие символы России: сборник методических материалов по использованию государственной символики России и Липецкой области – Липецк, Комитет по делам молодежи Липецкой области, 2007.
Государственные символы России – М.: Новая школа, 2002.
Символы государства //Читаем, учимся, играем, № 9, 2004.
Овеянные славою флаг наш и герб: сборник работ участников Всероссийского творческого конкурса, посвященного истории государственной символики РФ – М.: Министерство образования и науки РФ, 2006.
Педсовет, № 10, 2006.
www.heraldik.ru|regions|48.htm.
Приложение

Герб и достопримечательности Данковского района

В верхней части щита в золотом поле часть герба рязанского – серебряный меч и ножны положены крест на крест, над ними земная шапка. В нижней части – в зеленом поле, стоит серебряная лошадь, означающая, что «сей район - лошадиными ярмарками знаменит».
Знаменитые люди района: Степан Дмитриевич Нечаев, князья Муромцевы и С.Д. Нечаев. У него была известная дружба с Грибоедовым, Крыловым и художником Тропининым, который написал портрет С. Д. Нечаева. Нечаев встречался с А.С. Пушкиным. По инициативе и непосредственном участии С.Д. Нечаева, в 1850 году был воздвигнут памятник на Куликовом поле. В своем доме, в с. Полибино, Нечаев создал первый музей истории битвы на поле Куликовом.
Одним из интереснейших памятников архитектуры республиканского значения Данковского района является усадебный комплекс в селе Полибино, построенный в стиле раннего классицизма. Полибинский дворец относился к числу лучших дворцов Российской империи. Достопримечательностью усадьбы была водонапорная башня сетчатой конструкции высотой 45 м с резервуаром емкостью 9500 ведер, выполненная по проекту выдающегося инженера В.Г. Шухова. Куплена Ю.С. Нечавым-Мальцевым на Нижегородской промышленной выставке в 1896 году. Московская телевизионная башня на Шаболовке является точной копией Шуховской башни.









13PAGE 15


13PAGE 14915




15