Методика организации и проведения литературного веб-квеста


Использование методики Веб-квестов во внеурочной деятельности
по литературе
Литературный квест (литературное квест-ориентирование) - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории города или иного населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной город, взглянуть по-новому на знакомые с детства места.
Цели игры: продвижение книги и чтения в молодежной среде.
Задачи игры:
Организация молодежного чтения.
Привлечение к чтению современной русской и зарубежной литературы.
Привлечение к чтению произведений местных писателей.
Можно выделить следующие этапы работы по организации квест-ориентирования:
Организация рабочей группы. Организация рабочей группы первый
и основной этап по подготовке и проведению любого мероприятия. На данном этапе следует определить круг ответственных лиц и координатора из числа учителей и учащихся-волонтеров.
2. Разработка положения (определение целей и задач игры). Приступая к разработке положения, определяем цель проведения игры и круг задач, которые хотим решить посредством организации данного мероприятия. В положении об игре определяем правила игры, критерии оценки победителя, определяем номинации, по которым будем награждать команды.
3. Отбор книг, чтение книг. При отборе книг следует учитывать поставленную цель, ориентироваться на интересы и потребности участников игры. Для чтения должны быть предложены лучшие произведения авторитетных авторов, представителей классической и современной русской и зарубежной литературы, а также можно включить произведения местных авторов, таким образом ввести региональный краеведческий компонент. Это могут быть и зарекомендовавшие себя «молодежные» авторы.
5. Определение круга партнеров (учителя школы, ученики-волонтеры).
6. Разработка правил игры. В правилах необходимо определить требования к командам (возраст, количество участников), указать книги, которые необходимо прочитать, чтобы пройти маршрут, отметить, что на маршруте участникам будут задаваться дополнительные вопросы по книгам. Также в правилах указываются критерии определения победителей (быстрота прохождения маршрута, количество набранных баллов за ответы на вопросы) и те номинации, по которым пройдет награждение.
В целом правила достаточно простые: в ходе игры командам раздаются маршрутные листы, при помощи которых они передвигаются по городу. «Точки» на маршруте, который предлагается пройти командам, определяются исходя из текста книг, прочитанных участниками. Это могут быть имена героев (например, главная героиня романа Света – точкой на маршруте может стать парикмахерская «Светлана», или магазин с таким названием), места, которые посещают герои книги (например, институт или университет, парк, библиотека – точкой на маршруте может стать подобное учреждение, парк в вашем населенном пункте) и т.дНа станциях участники отвечают на вопросы по прочитанным произведениям и зарабатывают очки. Команда, прошедшая весь маршрут и вернувшаяся на станцию назначения первая, зарабатывает дополнительные баллы.
7. Определение круга участников. Распространение информации об игре. Квест-ориентирование – это игра, ориентированная на молодежную аудиторию. Наиболее удачным является привлечение к участию в игре учащихся старших классов (10-11 классы). Информацию об игре следует распространить заранее, так как для подготовки к ней участникам необходимо прочитать тексты нескольких книг.
Информации об игре включает в себя правила игры и положение об игре, а также контактную информацию для связи с организаторами. В правилах игры должен быть указан срок регистрации команд и телефон, по которому осуществляется регистрация участников.
8. Инструктаж участников, объяснение правил игры.
Первые разъяснения участники игры получают при распространении информации, а также при регистрации команд. Обговариваются условия и правила игры, точная дата проведения мероприятия.
9. Чтение книг. Продумывание маршрута и дополнительных вопросов и заданий. Чтение книг – это обязательный пункт не только для участников, но и для организаторов квеста.
9. Оформление раздаточных материалов. Данный этап включает разработку нескольких вариантов маршрута (в зависимости от количества команд) и формирование маршрутных листов.
10. Проведение игры. Проведение игры также включает несколько этапов:
I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).
II этап. Розыгрыш маршрутных листов. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.
III этап. Общий сбор после прохождения маршрута и обозначение времени подведения итогов игры.
IV этап. Подведение итогов и награждение победителей.
11. Распространение информация по итогам игры в СМИ. Итоги проведения квеста можно осветить в СМИ и на сайте школы.