Влияние телевидения на школьников


Научно-исследовательская работа
по теме: Влияние телевидения на школьников.

Оглавление

Введение
·
· стр. 3
1.
· Телевидение как
·
· феномен
· социокультурной
· коммуникации..
·
·
· стр.5
1.1
· Место и роль
· ТВ
· в
· современном
· социокультурном
·
·пространстве
·
·стр.5
1.2. ТВ
· как
· фактор
· социализации.
·
· стр.8
1.3. Современные медиа-технологии стр.11
Выводы по 1 главе . стр.17
2. Исследования
·
·
· влияния
· телевидения
· на детей стр.20
2.1
· Исследования
· влияния
· телевидения
· на детей
· в
· литературе. стр.20
2.2.Экспериментальное исследование значения
· телевидения
· для
· детей стр.23
Выводы по 2 главе . стр.28
Заключение.
·.стр.30
Список
· используемой
· литературыстр.32









Введение
Телевидение оказывает
· на людей
· и, особенно на молодежь
· огромное влияние. Оно обладает
· для
· этого определенными способами воздействия
· и искусно пользуется
· этими способами. Изучение эффективности этого влияния
· особенно актуально, если учесть, что ТV, на данный
· момент, является
· одним
· из
· наиболее популярных
· видов
· СМИ, уступая
· только интернету. Самым
· важным
· преимуществом
· телевидения
· является
· предоставление оперативной
· информации. Главным
· в
· этой
· оперативности является
· предоставление фактов, которые произошли с
· миром, обществом, конкретными людьми, политиками, деятелями науки и культуры
· за очень
· короткий
· промежуток
· времени:
· неделю, час, минуты.
Российское телевидение предоставляет
· огромное число
· каналов, которые имеют
· разную
· направленность.
· Кроме общественных, появились
· и узкоспециализированные каналы, рассчитанные на определенную
· аудиторию. Это и спортивные, и музыкальные, и политические программы, где рассматриваются
· различные вопросы
· и политической, и культурной
· жизни общества. В
· связи с
· этим
·
· практика просмотра телеэфира претерпела существенные изменения.
· Молодежь
·
· осваивает
· более широкое предложение телевизионных
· программ, что в
· конечном
· результате определяет
· одну
· из
·
· ведущих
·
· ролей
· телевидения
· как
· социоформирующего фактора. Еще 30
· лет
· назад
· время, проведенное около телеэкрана,
· составляло 2
· -3
· часа. Просмотр
· телепередач
· являлся
· семейным
·
· видом
· досуга. Сегодня
· телевидение ведет
· вещание практически весь
·
· день
· и является
· фоном
·
· всей
· жизни ребенка. Голубые экраны
· иногда не выключаются
· в
· течение суток. Парадокс:
· люди зачастую
· смотрят
· телевизор
· не потому, что хотят, а потому, что не могут
· его не смотреть.
· Вся
· индустрия
· телевидения
· полностью
· сконцентрирована, на способах
·
· привлечь
· внимание телезрителя, потому
· как
·
· высокий
· рейтинг
· определенных
· телеканалов
· обещает
· немалую
· прибыль. В
· этой
· ситуации
изучение избранной
· темы
· представляется
· актуальной
· и в
· теоретическом, и в
· практическом
· аспектах.
Цель
· настоящей
·
· работы
· –
· теоретический
· и практический
· анализ
· воздействия
· телевидения
· на школьников.
Данная
· цель
·
· достигается
· решением
· следующих
· задач:
1.Выявить
· специфику
· ТV
· как
· канала массовой
· коммуникации;
2.Рассмотреть
· телевидение как
· один
· из
· основных
· факторов
· социализации подростка;
3.Установить
· сущность
· медиа-воздействия;
4.Исследовать
· методы
· воздействия
· ТV
· на школьников;
5.Проанализировать
· теоретические и практические последствия
·
· воздействия
· телевидения
· на подростков.

·
· Объектом
· исследования
· является
·
· телевидение как
· средство массовой
· информации.

· Предмет
· исследования:
·
· методы
· воздействия
· телевидения
· на ребенка.
Цель
· и задачи позволили
· сформулировать
· общую
· гипотезу
· исследования:
· телевидение оказывает
· достаточно большое воздействие на ребенка. Посредством
· его формируется
·
· мировоззрение подрастающего поколения, ценности и ценностные ориентации.
Методами исследования
· в
· данной
· работе являются:
1.Теоретические –
· теоретический
· анализ, обобщение научной
· литературы
· по теме исследования;
2.Эмпирические –
· индивидуальная
· беседа, анкетирование, наблюдение;
3.Математические –
· методы
· математической
· и статистической
· обработки, методы
· визуализации данных
· (функции, графики).



1. Телевидение
· как
· феномен
· социокультурной
· коммуникации
1.1
· Место и роль
· ТВ
· в
· современном
· социокультурном
· пространстве
Современное телевидение определяет
· в
· любой
· стране основные правила, ценности, принципы
· жизни общества. В
· последнее время
· особенно заметно его влияние на все стороны
· жизни человека, начиная
· с
· повседневной
· жизни:
· что есть, что слушать, куда поехать, где покупать, и заканчивая
· принципами строительства общества в
· целом, политики конкретного государства, будущего стран, экономики, социальных
· отношений
· между
· людьми. Воздействуя
· на культуру, политику
· и мораль, телевидение управляет
· не только индивидуумом, но и страной
· в
· целом, оказывая
· не меньшее влияние, чем
· экономика и национальная
· безопасность.
Интересен
· подход
· И.А. Климова,(
· советский
· и российский
· психолог, психофизиолог, доктор
· психологических
· наук)(8.С.93-94)
· по мнению
· которого, телевидение на сегодняшний
· день
· представляет
· собой
· сложное социальное явление, которое можно изучать
· в
· разных
· аспектах. Во-первых, как
· социальный
· институт
· -
· производственную
· систему
· со специфическими функциями, деятельностью
· и организационной
· структурой, связанную
· с
· множеством
· иных
· организаций, структур, субъектов
· социального действия. Во-вторых, как
· дискурс
· -
· систему
· языковой
· коммуникации. В-третьих, как
· форму
· социального знания, как
· способ
· накопления
· обществом
· знаний
· о самом
· себе. И, в-четвертых, как
· элемент
· повседневной
· жизни значительной
· части людей, которые удовлетворяет
· с
· помощью
· него свои индивидуальные потребности.
Для
· того чтобы
· выявить
· специфику
· телевидения, следует
· сравнить
· его с
· другими видами СМИ и художественными средствами выражения, например
· кино и театром.
Если сравнивать
· телевидение и радио, то общим
· между
· ними является
· звук. Именно он
· проникает
· в
· подсознание человека и воздействует
· на него. Но, кроме звука, на телеэкране имеется
· и изображение, которое усиливает
·
звуковое воздействие, прибавляя
· к
· нему
· жестикуляцию, мимику, возможность
· посмотреть
· на любимого актера, побывать
· заочно в
· любой
· точке мира, увидеть
· то, что нельзя
· передать
· словами.
Газеты
· и журналы, обладая
· такой
· же оперативностью, как
· и телевидение, проигрывают
· ему
· в
· создании звуковых
· и зрительных
· образов. К
· тому
· же, тенденцией
· последнего времени становится
· снижение интереса к
· чтению. Современный
· школьник
· даже программные литературные произведения
· старается
· прочитать
· в
· сокращенном
· варианте, а, нередко, вообще их
· не читает. Зачем
· напрягать
· свое воображение, рисуя
· образ
· героя
· какого либо произведения, если можно посмотреть
· одноименный
· фильм, с
· уже построенными сюжетными линиями и конкретными актерами.

· Кино, подобно
· телевидению, воссоздает
· на экране зрительно-звуковые движущиеся
· образы. Но, спецификой
·
· телевидения
· является
· небольшой
· размер
· экрана, определяемый
· размером
· помещения, что приводит
· к
· установлению
· между
· зрителем
· и человеком
· на экране контакта особого рода, близкого по характеру
· к
· межличностному
· контакту. При этом
· телезритель
· может
· высказываться
· и комментировать
· телепередачи, проявлять
· определенные эмоции, что затруднительно в
· помещении кинотеатров.
Подобно театру
· телевидение использует
· слово и игру
· актеров;
· в
· силу
· своей
· природы
· телевидение обладает
· качеством
· подлинности времени и пространства.
В
· отличие от
· театра у
· телевидения
· иная
· аудитория
· и условия
· просмотра. Зритель
· в
· театре «может
· играть
· роль», его можно в
· определенном
· смысле назвать
· участником
· спектакля. Известно, что от
· зрителя, от
· его реакции во многом
· зависит
· ход
· спектакля;
· публика заставляет
· актера подчиняться
· своему
· смеху, аплодисментам
· или свисткам;
· зритель
· в
· театре может
· даже сорвать
· спектакль. В
· телевидении же сценическое действие ограждено от
· такого вторжения
· зрителя. Единственное, что в
· его власти -
· это выключить
· телевизор. Но в
· этот
· момент
· он
· уже перестает
· быть
· зрителем. Еще один
· фактор, разделяющий
· театр
· и телевидение, -
· способность
· телевизионной
· камеры
· «вырезать»
· часть
· пространства. Отсюда происходит
· еще одно очень
· важное отличие-то, как
· мы
· видим
· происходящее действие. В
· театре вы
· видите все пространство сцены, и другой
· возможности нет. На экране можно увидеть
· часть
· пространства (ту, которая
· «вырезана»
· камерой). Внимание телезрителя
· на том
· или ином
· объекте сосредотачивает
· телевизионный
· режиссер, так
· как
· в
· поле зрения
· камеры
· находится
· не вся
· сцена, а лишь
· тот
· ее участок, который
· в
· данный
· момент
· заслуживает, по мнению
· режиссера, наибольшего внимания.
Пожалуй, единственным
· средством
· массовой
· коммуникации,
· превосходящим
· в
· последнее время
· телевидение, является
· интернет. На просторах
· интернета можно найти любую
· информацию, любой
· фильм
· или клип, посмотреть, как
· живут
· и путешествуют
· знаменитые люди и при этом
· самому
· остаться
· невидимкой. Можно перевоплотиться
· в
· любой
· образ
· и играть
· в
· него при
· общении в
· соцсетях, чувствовать
· свою
· значимость, когда кто-
· то ждет
· тебя
· в
· контакте или на страничке в
· одноклассниках. Телевидение, по мнению
· многих
· подростков, давит
· на них, заставляя
· принимать
· определенную
· идеологию, культуру, смотреть
· отобранные цензурой
· программы
· и передачи. А на просторах
· инета можно свободно плавать, при этом
· никто никого не контролирует.
Таким
· образом, можно сказать, что телевидение -
· это неоднозначно понимаемое, многоаспектное социальное явление, отличающееся
· спецификой
· своей
· деятельности от
· других
· каналов
· коммуникации.
Телевидение играет
· заметную
· роль
· в
· обществе и выполняет
· множество социальных
· функций.
1.2. ТВ
· как
· фактор
· социализации.

·
·Сегодня
·
· современная
· молодежь
· формируется
· в
· условиях
· быстрых
· изменений
· политических, социально-экономических, мировоззренческих
· и духовных
· основ
· человеческой
· жизни. Социально-политический
· и моральный
· мир
· молодого поколения, вступающего в
· жизнь, характеризуется
· противоборством
· и даже хаосом
· конкурирующих
· ценностей. Косвенное восприятие мира формирует
· у
· молодежи ложные ценности и неспособность
· к
· самостоятельному
· принятию
· решений, что тем
· самым
· осложняет
·
· адаптацию
· в
· современном
· мире молодого поколения. Отсутствие перспективы
· развития
· подрастающего поколения
· как
· активной
· социальной
· силы
· вызывают
· обоснованные опасения. Исследование нравственных
· ценностей
· ребенка создает
· проблемную
· зону, которая
· образуется
· комплексом
· научных
· дисциплин:
· социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики.
В
· современном
· мире телевидение является
· одним
· из
· основных
· факторов
· социализации для
· подрастающего поколения.
Чтобы
· проанализировать
· каким
· образом
· телевидение влияет
· на процесс
· социализации человека, вспомним, что такое социализация. Социализация
· (от
· лат. sоciаlis
· -
· общественный), процесс
· усвоения
· человеческим
· индивидом
· определённой
· системы
· знаний, норм
· и ценностей, позволяющих
· ему
· функционировать
· в
· качестве полноправного члена общества. Социализация
· включает
· как
· социально-контролируемые процессы
· целенаправленного воздействия
· на личность
· (воспитание), так
· и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её
· формирование.(2)
Рассматривая
· телевидение как
· фактор
· социализации, надо иметь
· в
· виду, что непосредственным
· объектом
· воздействия
· потока сообщений
· является
· не
· отдельная
· личность, а сознание и поведение больших
· групп
· людей, составляющих
· аудиторию
·
· тех
· или иных
· телеканалов.
Влияние телевидения
· на стихийную
· социализацию
· определяется
· несколькими обстоятельствами. Во-первых, ТВ
· выполняет
· развлекательную
· роль. Большинство людей
· стараются
· отдохнуть
· при просмотре любимых
· телепередач
· от
· проблем
· на работе или домашних
· забот. К
· их
· услугам
· огромное количество развлекательных
· каналов, созданных, как
· правило, специализированными телекомпаниями. Это и видеоклипы, и комедийные фильмы, и конкурсы
· типа «Любовь
· с
· первого взгляда», и пр. Во-вторых, в
· отличие от
· развлекательных
· программ, в
· которых
· человек
· все-таки принимает
· активное участие, существуют
· и расслабляющие программы. Здесь
· происходит
· отказ, от
· какой
· –
· либо деятельности, полное восстановление физических
· и душевных
· сил. Это и юмористические программы
· на телевидении с
· широким
· диапазоном
· шуток, и ни к
· чему
· не обязывающие,
· диалоги о рыбалке, и многое другое.
Телевидение играет
· также большую
· роль
· в
· развитии человека. Хотя
· эта точка зрения
· отнюдь
· не бесспорна. Появление нового вида коммуникации вызывало споры
· о том, насколько благоприятно его влияние на людей. Так, еще в
· древности Платон
· связывал
· оскудение творческих
· способностей
· человека с
· появлением
· письменности, позволяющей
· усваивать
· знания
· «по посторонним
· знакам», в
· результате чего люди будут
· «казаться
· многознающими, оставаясь
· в
· большинстве невеждами»
· и «станут
· мнимомудрыми вместо мудрых».(9.С.97)
Во-первых, телевидение влияет
· на усвоение людьми разных
· возрастов
· различных
· социальных
· норм
· и на формирование у
· них
· ценностных
· ориентаций
· в
· областях
· политики, экономики, права и пр.
Во-вторых, особенно в
· наше время, телевидение фактически является
· системой
· неформального образования, просвещения
· различных
· слоев
· населения. Как
· источник
· информации и просвещения
· ТВ
· наиболее часто используют
· люди старшего возраста. Но все пользователи приобретают
· весьма разнообразные сведения, как
· положительные, так
· и отрицательные о различных
· явлениях, транслирующих
· по телевизору.
Система воспитания
· до недавнего времени не ставила перед
· собой
· цель
· подготовки подрастающих
· поколений
· к
· взаимодействию
· со всеми средствами массовой
· коммуникации. В
· нынешних
· же условиях, овладение человеком
· умения
· использовать
· тот
·
· или иной
·
· познавательный
· потенциал, который
· они несут, приобретает
· большое значение. В
· связи с
· этим
· особым
· аспектом
· социального воспитания
· становится
· так
· называемое медиа-образование, характеристику
· которого в
· отечественной
· науке дал
· А.В. Шариков.(12.С.555-556)
Медиа-образование (от
· лат. mеdiа -
· средства)
· -
· изучение воспитуемыми закономерностей
· массовой
· коммуникации. Его задачи:
· подготовить
· подрастающие поколения
· к
· жизни в
· современных
· информационных
· условиях, к
· восприятию
· информации (научить
· человека понимать
· ее -
· «декодировать»
· сообщения, критически оценивать
· их
· качество), осознавать
· последствия
· ее воздействия
· на психику, овладевать
· способами общения
· на основе невербальных
· форм
· коммуникации с
· помощью
· технических
· средств.
Медиа-образование осуществляется
· как
· в
· школе, так
· и в
· других
· воспитательных
· организациях, а также в
· организациях, специально созданных
· для
· этой
· цели (например, во Франции -
· «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).
В
· школе медиа-образование осуществляется
· как
· в
· рамках
· традиционных
· предметов
· (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных
· наук, экологии и др.), так
· и с
· помощью
· введения
· специального предмета. В
· разных
· странах
· он
· называется
· по-разному, но имеет
· примерно одинаковое содержание. Наиболее часто в
· него включаются
· разделы:
· «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых
· системах
· и способах
· представления
· информации», «Массовая
· коммуникация
· и ее закономерности», «Средства массовой
· коммуникации и их
· особенности», «Реклама». В
· последнее время
· появилась
· тенденция
· включать
· в
· медиа-образование обучение компьютерной
· грамотности.
В
· современной
· школе, с
· ее ограниченностью
· по сетке часов, очень
· сложно выделить
· время
· для
· такого предмета. Поэтому
· чаще всего медиа-образование проводится
· либо факультативно, либо занимает
· часть
· урока, да и то малую
· часть. Дети не умеют
· выделять
· главное в
· информации, умело ее корректировать, преподносить
· доступно для
· других
· детей.
Создание системы
· медиа-образования
· -
· процесс
· длительный
· и дорогостоящий. Но имеющиеся
· сегодня
· возможности позволяют
· приступить
· к
· решению
· этой
· задачи и в
· первую
· очередь
· -
· в
· школе.
Идея
· медиа-образования, имеющая
· в
· стране и мире
· полувековую
· историю, сегодня
· приобретает
· глобальный
· характер. Получают
· развитие современные модели медиа-образования, которые предполагают
· как
· адекватное восприятие молодежной
· аудиторией
· средств
· массовой
· информации, так
· и самостоятельное вхождение в
· информационное пространство.

1.3. Современные медиа-технологии


·За последние 25
· лет
·
· в
· системе отечественного телевещания
· произошли существенные изменения. Телекомпании
· разделились
· на вещателей
· и поставщиков
· программ, появились
· новые формы
· собственности (коммерческое, общественное телевидение), новые технологические способы
· передачи сигнала (кабельное телевидение, спутниковое, цифровое), выросло число региональных
· и местных
· вещателей. Стал
· использоваться
· новый
· для
· отечественной
· телевизионной
· системы
· сетевой
· принцип
· распространения
· программ. Меняется
· специфика программной
· политики компаний, на которую
· большое влияние стали оказывать
· федеральные телевизионные каналы. Увеличение числа вещателей
· привело к
· клонированию
· телепрограмм
· и унификации их
·
· содержания, подачи материалов, дизайна «картинки». Произошла интересная
· ситуация:
· медиа-продукт
· вместо того, чтобы
· стать
·
· более разнообразным, становится
· стандартным.
В
· настоящее время
· произошла переоценка значимости некоторых
· функций
· телевидения. На первое место вышли информационная
· и рекреативная
· функции, а культурно-просветительская, социально-педагогическая
· отошли на второй
· план. Появились
· новые функции:
· интегративная
· (привлечение зрителя
· в
· программу), управленческая
· (
· пропаганда определенного образа жизни с
· соответствующим
· набором
· политических, моральных
· и духовных
· ценностей), организаторская
· (воздействовать
· на государство или на своего зрителя:
· убедить, показать, побудить
· к
· действию).
Для
· завоевания
· молодежной
· аудитории СМИ используют
· новые медиа-технологии. Телевидение с
· его клиповой
· структурой
· и техническими возможностями прибегает
· к
· различным
· приемам
· соединения
· информации с
· развлечением. Традиционные жанры
· изменяются, рождая
· оригинальные телевизионные формы.
В
· стремлении привлечь
· молодежную
· аудиторию
· телевидение использует
· ее современные установки на легкий
· успех, развлечения,
· эротику. Многочисленные игры
· и конкурсы
· (
· «Любовь
· с
· первого взгляда»), эксплуатирующие тему
· сексуальных
· увлечений, рассчитанные на примитивного зрителя
· и дурной
· вкус, видоизменяясь, вновь
· и вновь
· появляются
· на экране. Более успешные
· «Умники и умницы»
· делают
· ставку
· на стремлении молодых
· людей
· выделиться
· любой
· ценой, занять
· более высокий
· статус
· в
· обществе.
С
· учетом
· подвижной
· структуры
· восприятия
· медиа-текста для
· молодежи создаются
· синтетические телевизионные жанры. Кафе в
· режиме закрытой
· вечеринки соединяется
· с
· концертом
· и возникает
· «Cоmеdy
· Club», студенческий
· театр
· миниатюр
· плюс
· викторина -
· КВН. Викторина и рулетка -
· клуб
· «Что?
· Где?
· Когда?». Сегодня
· стало модным
· соединять
· различные виды
· искусств, казалось
· бы, несоединимые:
· фигурное катание и драматическое искусство, искусство театра и бальные танцы, реп
· и балет, балет
· и эстрада. Новаторски используются
· юмор
· и музыка.
Для
· привлечения
· молодежной
· аудитории телевидение использует
· специальные жанры:
· различного рода игры, конкурсы, реалити-шоу.
Особое и, пожалуй, лидирующее место в
· телевизионном
· эфире заняли реалити-шоу. Все они построены
· на разных
· видах
· инстинкта выживания. Психологи выделяют
· три вида инстинктов:
· физиологические -
·
· «Последний
· герой»;
· социальные -
· «Фабрика звезд», «Ты
· -
· супермодель»;
· и видовые, то есть
· успех
· в
· отношениях
· -
· «Дом
· 2».
«Реалити-шоу
· это квинтэссенция
· телевидения. В
· отличие от
· кино, здесь
· нет
· жесткого драматургического каркаса, смягчен
· контроль
· автора над
· развитием
· сюжета. Реалити-шоу
· -
· это продукт
· группового творчества. Здесь
· отсутствуют
· запрограммированные мифологические структуры. Нет
· системы
· архетипов, которые давали бы
· возможность
· бесконечного повторения
· и самовоспроизводства смысла. Реалити-шоу
· -
· это продукт
· одноразового применения, в
· то время
· как
· хорошее кино можно смотреть
· снова и снова». Реальность
· реалити-шоу
· -
· сиюминутная, она не претендует
· на вечность. По сути -
· это «сетевая
· реальность», в
· которой
· действует
· принцип
· «здесь
· и сейчас».(6.С.42)
Подросток
· не просто наблюдает
· за происходящим
· на экране, но и может
· влиять
· на героев. В
· какой-
· то мере, он
· приобретает
· власть
· над
· ними, но при этом
· остается
· «невидимым», отправляя
· в
· основном
· смс
· сообщения. Ребенок
· сравнивает
· себя
· и «заэкранного»
· героя, определяет
· лучше он
· или хуже его по внешности, по уровню
· жизни, по статусу. Разработчики таких
· шоу
· уверяют, что таким
· образом
· подростки самоутверждаются
· и социализируются
· в
· современном
· мире.
Одним
· из
· эффективных, но более всего вызывающих
· тревогу
· общественности способов
· привлечения
· к
· телевизионному
· экрану
· молодежной
· аудитории, особенно подростков
· и детей, является
· демонстрация
· сцен
· жестокости, асоциального поведения, насилия.
Формулировка понятия
· «насилие на экране»
· в
· российской
· науке принадлежит
· К.А. Тарасову. Оно трактуется
· исследователем
· как
· аудиовизуальное изображение разновидности «социального взаимодействия, в
· котором
· одно действующее лицо (или группа лиц)
· осуществляет
· негативное принуждение по отношению
· к
· другому
· действующему
· лицу
· (или группе лиц)
· посредством
· угрозы
· или реального применения
· физической
· силы, имеющее своим
· последствием
· телесные повреждения, моральный
· или имущественный
· ущерб»(11.С.69).Проблемой
· трансляции насилия
· на российском
· экране, в
· средствах
· массовой
· коммуникации в
· последние годы
· последовательно занимаются
· такие исследователи как
· К.А. Тарасов, В.С. Собкин, А.В. Шариков, А.В. Федоров.
Широко известны
· данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в
· мультипликационных
· фильмах, иностранного производства, дети видят
· акт
· насилия
· каждые две минуты. Именно эта продукция
· вытеснила традиционных
· героев
· отечественных
· мультфильмов
· -
· Крошку
· Енота, Волка, Кота Леопольда и т.д. К
· моменту
· окончания
· школы
· дети становятся
· свидетелями в
· среднем
· 18
· тысяч
· телевизионных
· убийств.
Криминальная
· хроника занимает
· одно из
· ведущих
· мест
· в
· тематике современного телевидения. По проценту
· отведенного на это эфирного времени -
· второе место после рекламы. Бесконечный
· показ
· или описание трупов, перестрелок, ограблений
· и т.д. уже перестает
· казаться
· чем-то чрезвычайным
· и воспринимается
· просто как
· зрелище или увлекательное чтение.

· Телевизионное насилие особенно опасно для
· маленьких
· детей,
· потому
· что они не могут
· точно различить
· -
· где начинается
· реальная
· жизнь, а где кончается
· фантазия. Ужасы
· кино подростки воспринимают
· как
· реальность. Известны
· случаи, когда дети, после просмотра фильмов
· про Супермена, пытались
· летать, выпрыгивая
· из
· окон
· второго этажа. Дети не понимают, что такое смерть. Им
· кажется, что близкие будут
· плакать
· и жалеть
· о них, простят
· им
· все выходки, а они просто встанут
· и снова окажутся
· живыми. Известны
· случаи, когда после просмотра некоторых
· фильмов
· по стране прокатывалась
· волна суицидов
· среди школьников.
Особо выгодным
· товаром
· оказываются
· для
· ТВ
· именно образы, запрещенные для
· созерцания
· культурными запретами. Перечень
· таких
· образов
· все время
· расширяется, и они становятся
· все более разрушительными. Простая
· порнография
· и насилие уже приелись, поиском
· оставшихся
· в
· культуре табу
· и художественных
· образов, которые бы
· их
· нарушали, занята огромная
· масса талантливых
· людей.
Прежде всего, ТВ
· интенсивно применяет
· показ
· того, что люди видеть
· не должны, что им
· запрещено видеть
· глубинными, неосознанными запретами. Когда человеку
· это показывают
· (а запретный
· плод
· сладок), он
· приходит
· в
· возбуждение, с
· мобилизацией
· всего низменного, что есть
· в
· душе.
Еще в
· 1986
· году
· ученые из
· Университета Миссури начали изучать, как
· влияют
· формальные составляющие телевидения
· –
· монтаж, планы, наезды, шумы, свет
· -
· на исследовательский
· рефлекс
· человека. Ученые пришли к
· выводу, что эти стилистические приемы
· действительно вызывают
· у
· человека непроизвольные реакции и таким
· образом
· удерживают
· его внимание. Природа этих
· реакций
· восходит
· к
· эволюционной
· способности человека распознавать
· и реагировать
· на движение вокруг.(13). Таким
· образом, телевидение уникально не столько содержанием, сколько формой.
В
· рекламных
· роликах, музыкальных
· клипах
· планы
· и ракурсы
· меняются
· со средней
· скоростью
· один
· объект
· в
· секунду, раздражая
· исследовательский
· рефлекс
· безостановочно. Именно задействованным
· на полную
· мощь
· рефлексом
· объясняется
· распространенные ответы
· телезрителей:
· «Когда я
· смотрю
· телевизор, чувствую
· себя
· загипнотизированным», «Если телевизор
· включен, я
· не могу
· отвести от
· него взгляд»
· и т. д.
Формальный
· язык
· телевидения
· влияет
· на память
· телезрителя. Увеличение частоты
· ракурсов, в
· которых
· показывается
· одна и та же сцена, улучшает
· запоминание. Увеличение числа смонтированных
· кадров, переходов
· от
· одного объекта к
· другому, фокусирует
· зрительское внимание лишь
· до определенного предела:
· если смена кадров
· превышает
· десять
· за две минуты, зрители уже ничего не запоминают. Этими законами и руководствуются
· создатели музыкальных
· клипов
· и телевизионных
· реклам, где используется
· быстрая
· смена кадров
· для
· удержания
· внимания, хотя
· смысл
· увиденного часто не улавливается.
Исследовательский
· рефлекс
· оказывается
· перегружен.
И, наконец, реклама. Она стала неотъемлемым
· атрибутом
· нашей
· жизни. Иногда она помогает
· сориентироваться
· в
· многообразии товаров, выбрать
· наиболее подходящий
· для
· нас, но иногда и вредит, особенно малообразованным
· людям, обещая
· «чудеса»:
· невероятные сроки службы
· товаров, немедленное увеличение длины
· и густоты
· волос
· и даже избавление от
· болезней. Читая
· любую
· рекламу, наблюдая
· ее с
· экранов
· телевизора, надо очень
· вдумчиво относиться
· к
· той
· информации, которую
· мы
· там
· видим. Ребенок
· не всегда критично воспринимает
· предлагаемые товары
· и услуги.
Вполне естественно, что реклама заимствует
· методы
· воздействия
· на человека,
· для
· повышения
· собственной
· эффективности. Не только потому, что так
· говорят
· психологи, но и,
· анализируя
· свое поведение, мы
·
· понимаем, что покупку
·
· совершаем, подчиняясь
· некому
· импульсу:
· колеблемся, колеблемся
· -
· и вдруг
· покупаем. Продуманная
· реклама как
· раз
· и способствует
·
· возникновению
· транса у
· покупателей, проявлению
· покупательского импульса.
Мышление российских
· потребителей
· изобилует
· известными стереотипами:
1.Дефицит
· -
· всегда хорош
· и ценен
2. Дорогой
· товар
· -
· значит
· хороший
· товар.
3.Традиционное -
·
· добротно и достойно покупки.
4. Авторитету
· всегда надо доверять. Если рекламу
· проводит
· известный
· актер
· или певица, то уж
· они точно не порекомендуют
· плохой
· товар.
5.Раз
· все так
· делают
· -
· значит, это правильно. Если все едут
· в
· Грецию
· за шубами, значит, это действительно хороший
· товар. Все хранят
· свои сбережения
· в
· Сбербанке?
· Не могут
· же все ошибаться, значит, это самый
· надежный
· банк.
Использование существующих
· стереотипов
· -
· рекламная
· технология, всегда выручающая
· рекламиста.
Действие рекламы
· резко усиливается, когда она увязывается
· с, казалось
· бы, достоверными объективными сообщениями информационных
· выпусков. Поэтому
· увязка рекламы
· и последних
· известий
· на телевидении -
· вопрос
· большой
· политики. С
· другой
· стороны, реклама, разрывающая
· ткань
· целостного художественного произведения
· (например, кинофильма), резко снижает
· его благотворное воздействие на сознание человека.
Исследования
· в
· области влияния
· телевидения
· на молодежь
· показывают, что современные российские медиа-системы
· в
· значительной
· мере пренебрегают
· интересами этой
· аудиторной
· группы. Познавательная, социально значимая, гуманистически окрашенная
· информация, в
· которой
· нуждается
· молодежь, подменяется
· содержанием, направленным
· на удовлетворение низменных
· сиюминутных
· потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия, на развлечения. Коммерциализация
· средств
· массовой
· информации вытеснила молодежь
· с
· ее истинными интересами на периферию
· медиа-рынка.
Выводы
· по 1
· главе.
1.Телевидение оказывает
· существенное влияние на жизнь
· общества. Телевизионные программы
· позволили приобщить
· к
· достижениям
· мировой
· культуры
· широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к
· художественным
· ценностям. Но в
· то же время, влияние телевидения
· на формирование культуры
· нельзя
· оценивать
· однозначно.
Сегодняшнее телевидение умеет, в
· основном, информировать
· и развлекать. Анализ
· выполнения
· телевидением
· одной
· из
· своих
· главных
· общественных
· функций
· -
· усиления
· социально-культурного единства страны
· -
· свидетельствует
· о том, что эта функция
· им, по сути, не выполняется. И, прежде всего, это обусловлено "уходом"
· из
· этой
· сферы
· государства. Во всех
· развитых
· странах
· мира именно государство озабочено проблемой
· усиления
· единства страны, просвещения
· населения, обеспечения
· доступа детей
· и взрослых
· к
· ценностям
· мировой
· культуры, включая
· культуру
· для
· детей
· и юношества.
2.Именно телевидение сегодня
· является
· основным
· медиа, усиливающим
· процессы
· перестройки сознания
· юных
· граждан. Особенно острой
· в
· отношении детства является
· проблема отображения
· насилия
· и эротики на телеэкране. Эта проблема является
· главной
· нерешенной
· проблемой
· в
· сфере информационной
· безопасности детей.

·
·
· 3. Вклад
· сегодняшнего телевидения
· в
· социализацию
· личности можно оценить
· в
· целом
· скорее как
· негативный. Комплексный
· характер
· проблемы
· приводит
· к
· необходимости совместного ее решения
· и кооперации усилий
· различных
· сфер
· и ведомств
· в
· направлениях:
увеличения
· производства отечественной
· продукции мультимедиа, основанной
· на идеях
· мира и ненасилия, толерантности;
усиления
· механизмов
· социального контроля
· над
· экранными средствами массовой
· коммуникации (ТВ, видео, кино, компьютерная
· продукция, Интернет);
решения
· проблемы
· разработки критериев
· и механизмов
· проведения
· экспертизы
· продукции для
· детей
· (телевизионных
· программ, кино -
· и видеопродукции, а также других
· видов
· продукции для
· детей).
4.
· Еще одним
· чрезвычайно важным
· направлением
· является
· обучение молодого поколения
· комплексу
· знаний
· и умений
· понимать
· язык
· каждого вида медиа, а также развитие у
· них
· критического мышления. Медиа-образование
· -
· это направление, которое развивают
· как
· зарубежные, так
· и отечественные педагоги, и которое должно было бы
· стать
· одним
· из
· важных
· компонентов
· в
· новом
· подходе по развитию
· информационной
· культуры
· личности.
Недопонимание роли телевидения
· и другой
· продукции визуальной
· культуры
· в
· социализации личности пагубно отражается
· на подрастающем
· поколении. Пока что агрессивная, криминальная, низкопробная
· и примитивная
· культура берет
· верх. Сегодня
· остро необходимо изменение отношения
· к
· этой
· проблеме со стороны
· общества и государства. Иначе в
· ближайшей
· перспективе вместо образованных
· сограждан
· нас, возможно, будет
· окружать
· гораздо больше людей, активно использующих
· примитивные штампы
· из
· рекламных
· роликов, обладающих
· ценностями и моделями поведения, почерпнутыми из
· криминализированной
· культуры. Можно также прогнозировать
· увеличение числа подростков
· с
· асоциальным
· поведением, многие из
· которых
· сегодня
· стали объектами "телевоспитания".
Шквал
· информации -
· естественное явление современности, но не утонуть
· в
· нем, остаться
· собой, стать
· нравственным
· -
· вот
· одна из
· важнейших
· задач
· педагога.
2. Исследования
·
·
· влияния
· телевидения
· на детей
2.1
· Исследования
· влияния
· телевидения
· на детей
· в
· литературе

·
·При исследовании темы
· влияния
· телевидения
· на детей, были
· проанализированы
· различные литературные и интернет-источники. Так, уже в
· 1917
· году
· задумывались
· над
· этой
· проблемой. Именно в
· это время
· вышла статья
· «Дети и кинематограф»
· (5.С.26-27). В
· ней
· говорится
· о том, что в
· начале войны
· в
· Англии стала расти детская
· преступность. Сначала предположили , что это связано с
· уходом
· отцов
· на войну, и уменьшением
· надзора за детьми. Было проведено анкетирование, это подтвердилось, но и выяснилось, что также на рост
· преступности большое влияние оказывает
· кинематограф. Кинематограф
· был
· настолько привлекательным
· для
· детей, что они делали все, чтобы
· туда попасть, даже совершали преступления. И, кроме того, дети смотрели на преступления
· в
· кино и потом
· их
· повторяли.
Власти не оставили этот
· вопрос
· без
· внимания, была введена специальная
· «детская»
· цензура.
Исследования
· влияния
· телевидения
· на детей
· проводились
· и позже. Американские ученые выяснили, что дети проводят
· много времени у
· телевизора, потому
· что родители с
· ними не общаются. В
· среднем
· в
· неделю
· дети смотрят
· телевизор
· 23
· часа(4).
Дети постарше понимают
· разницу
· между
· фильмом
· и реальностью, а маленькие не видят
· этой
· разницы. Поэтому
· происходящее по телевизору
· принимают
· за реальную
· вещь.
Японский
· педиатр
· Ито, наблюдая
· за своими четырьмя
· внуками, пришел
· к
· выводу, что телевидение опасно для
· организма ребенка. А именно это приводит
· к
· ожирению, заболеванию
· глаз, суставов, «засорению
· мозгов». А разговоры
· родителей
· с
· детьми, наоборот, укрепляют
· нервную
· систему
· детей, делает
· их
· более уравновешенными.
Дети постарше уже понимают
· разницу
· между
· фильмом
· и реальностью. Для
· них
· опаснее новости и документальные фильмы
· с
· реальными сценами насилия.
Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. тоже пишут
· про скрытый
· вред
· телевизионного экрана(10). Они говорят
· о том, что телевизор
· опасен
· для
· детского организма. Долгий
· просмотр
· телевизора вызывает
· ряд
· последствий:
Отставание в
· развитие речи –
· дети позже начинают
· говорить, сложно понимают
· полные предложения.
Дефицит
· концентрации –
· дети быстро переключаются, легко отвлекаются, не запоминают, о чем
· был
· урок.
Детям
· трудно воспринимать
· информацию
· на слух
· –
· они привыкли смотреть
· картинки по телевизору, поэтому
· им
· трудно понимать
· сложные предложения.
Резкое снижение фантазии –
· они не могут
· представить
· что-то сказочное, им
· скучно рисовать, лепить, что-то придумывать.
Предпочитают
· просмотр
· телевизора общению
· с
· друзьями, прогулкам
· на свежем
· воздухе.
Повышение детской
· жестокости и агрессивности –
· им
· не жалко сверстников, они могут
· бить
· лежачего.
Новый
· взгляд
· на воздействие телевидения
· как
· важнейшего инструмента трансляции культуры
· требует
· пересмотра самого взгляда на его функции и значение. Теперь
· это не только средство информации, отражения
· действительности, развлечения
· или просвещения
· миллионов
· людей
· всех
· возрастов, не только канал
· заполнения
· эфира игровыми и документальными фильмами, классическими и эстрадными концертами, мультипликацией
· и спектаклями, передачами об
· истории или жизни выдающихся
· людей. Необходимо осознать, что это главный
· институт
· распространения
· культуры, понимаемой
· как
· в
· широком, так
· и в
· узком
· смысле.
Фундаментальными ценностями русской
· культуры
· являлись
· православные, духовно-нравственные ценности:
· ценность
· правды, ценность
· добра, ценность
· подвига, которые ставятся
· выше ценностей
· разумности, расчетливости и эффективности. К
· ним
· можно добавить
· традиционные для
· исторической
· России идеалы:
· идеалы
· нравственности, христианской
· терпимости, уважения
· к
· личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения
· Отечеству. Единение государственнических
· и глубоких
· духовно-нравственных
· начал
· давало возможность
· государству
· с
· глубокой
· древности и вплоть
· до рубежа нашего века преодолевать
· острые кризисы
· в
· развитии России, возникавшие, когда такое единение нарушалось. В
· последние десятилетия
· в
· среде русской
·
· молодежи
· ярко проявилась
· тенденция
· к
· созданию
· новых
· культурных
· стереотипов, прежде всего
· молодежных
· субкультур. Их
· носителями выступают
· представители различных
· неформальных
· молодежных
· объединений
·
· добровольных
· формирований, создающихся
· по критерию
· общности интересов.
Группа петербургских
· социологов
· отметила ряд
· тенденций, характерных
· для
· молодежных
· субкультур
· с
· начала 90-х
· годов:
· преимущественно развлекательно-рекреативная
· направленность;
· вестернизация
· (американизация)
· культурных
· потребностей
· и интересов;
· приоритет
· потребительских
· ориентаций
· над
· креативными;
· слабая
· индивидуализированность, избирательность
· и стереотипизация
· культуры;
· внеинституциональная
· культурная
· самореализация;
· отсутствие этнокультурной
· самоидентификации.(1.С.28-30)

·
· Столкновение двух
· культур
· с
· полярными ценностными традициями привело к
· грандиозной
· перестройке самосознания
· молодого поколения
· и появлению
· новых
· социокультурных
· программ.
Современные федеральные телеканалы
· предлагают
· молодому
· зрителю
· передачи, предназначенные специально для
· него. Их
· особенно много на музыкальных
· каналах
· MTV
· и МУЗ-ТВ, а также развлекательных
· СТС
· и ТНТ. Это программы
· о жизни «звезд»
· шоу-бизнеса, игры, реалити-шоу. Они рассчитаны
· на примитивные потребности зрителя, непритязательный
· вкус, что позволяет
· медиа-менеджерам
· быстро, с
· небольшими затратами повысить
· рейтинг
· программ, их
· рекламную
· привлекательность
· и, соответственно, прибыль
· предприятия.

2.2.Экспериментальное исследование значения
· телевидения
· для
· детей


·В
· последнее время
· наблюдается
· снижение интереса молодежи к
· различным
· каналам
· (пресса, радио, телевидение)
· массовой
· информации. Но это не снижает
· степени воздействия
· этих
· каналов
· на детей. Особенно это касается
· телевидения. Сегодня
· можно говорить
· о двоякой
· ориентации запросов
· в
· области телевидения:
· с
· одной
· стороны
· -
· обращение к
· информационному
· поиску, с
· другой
· -
· устойчивый
· интерес
· к
· развлекательным
· программам.
В
· этом
· параграфе представлено
· психолого-педагогическое
· исследование детей
· 5
· -
· 9-го класса, количеством
· 23
· человека, в
· течение 5
· лет.
· Целью
· исследования
· является
· определение ценностных
· ориентаций
· современных
· подростков, предотвращение негативного влияния
· телевидения
· на этот
· важный
· компонент
· личности, а также коррекция
· ценностной
· системы
· испытуемых.
1
· этап
· исследования
· -
· диагностический. На данном
· этапе изучалась
· система ценностных
· ориентаций
·
· подростков.
Сначала было проведено исследование общей
·
· тревожности у
· детей
· с
· использованием
· методики «Рисунок
· несуществующего животного». Для
· наиболее удобного
· подсчета результатов, были выделены
· основные элементы, свидетельствующие о наличии тревожности (3).
Основные диагностические значимые факторы:
· обилие штриховки, сильный
· нажим, прерывистые линии, вторично проведенные линии, маленькие размеры
· изображений.
При наличии одного из
· видов
· проявления
· фактора, данной
· характеристики присваивается
· 1
· балл, при отсутствии –
· 0
· баллов.
Средний
· балл
· по всей
· выборке равен
· 7, что показывает
·
· высокий
· уровень
· тревожности
· по «Методике оценки уровня
· тревожности и предрасположенности к
· неврозу».

· В
· рисунках
· отмечалась
· интенсивная
· штриховка, либо наоборот
· неуверенность, множественность
· линий. Многие рисунки были сделаны
· в
· стиле «граффити». Многие рисунки были мелкими по размеру
· и занимали маленькую
· часть
· от
· всего листа (что может
· говорить
· о заниженной
· самооценке, неуверенности в
· себе). Были прорисованы
· ноги, а чаще всего изображались
· ноги робота (нестабильность
· и непрочность
· положения), прорисованы
· зрачки (наличие страхов
· и опасений), наличие защитных
· структур
· в
· виде панциря, рогов
· (может
· быть
· связано с
· наличием
· навязчивых
· опасений).
Далее, посредством
· методики «Карта интересов»
· Голомштока,(7.С.99-106)
· было проведено анкетирование, в
· результате которого выявились
· предпочтения
· в
· использовании разных
· СМИ учащимися.(Приложение 1)
1.Компьютер
· –
· 87%
2.Телевидение –
· 12%
3.Газеты
· и журналы
· –
· 1%
Если сравнить
· с
· данными пятилетней
· давности, то это выглядело так:
1.Компьютер
· –
· 12%
2.Телевидение –
· 88%
3.Газеты
· и журналы
· –
· 0%
Среди телепередач
· предпочтения
· разделились
· следующим
· образом
· (Приложение 2)
1.Телепередачи о разных
· странах
· –
· 87%
2.Ежедневные выпуски новостей
· –
· 69,5
· %
3.Фильмы
· на военную
· тему
· –
· 65
· %
4.Фильмы
· о полиции –
· 60,8
· %
5.Телепередачи о раскрытии преступлений
· –
· 60,8
6.Телепередачи о строительстве –
· 56,5
· %
7.Телепередачи о достижениях
· в
· электронике и радиотехнике –
· 56
· %
8.Передачи о спорте –
· 52
· %
9.Передачи о транспорте
· -
· 43
· %
10.Развлекательные передачи –
· 60%
Интересно, что такое же анкетирование было проведено с
· этой
· группой
· ребят
· 5
· лет
· назад
· и результаты
· были совсем
· другие
1.Развлекательные передачи («Наша Russiа», «Cоmеdy
· Club», «Дом-2», «Папины
· дочки»)
· –
· 82
· %
2.Познавательные передачи(«Галилео», ВВС
· «Жизнь
· животных»)–13
· %
3.Боевики –
· 4
· % 4.Новости –
· 1
· %
По времени просмотра телепередач.(Приложение 3)
1.Менее 30
· минут
· –
· 3
· % 2.от
· 30
· минут
· до 1
· часа –
· 32
· %
3.1
· –
· 2
· часа –
· 60
· % 4.Более 2-х
· часов
· –
· 5
· %
Если родители просят
· выключить
· телевизор, то ты
· (Приложение 4)
1.Соглашаешься
· и выключаешь-
· 87
· %
2.Злишься, но выключаешь
· –
· 12%
3.Игнорируешь
· просьбу
· родителей
· –
· 1
· %
4.Плачешь, просишь
· разрешить
· просмотр
· передачи –
· 0
· %

·
·
· Кроме анкетирования
· детей, был
· произведен
· качественный
· анализ
· состава передач
· центральных
· каналов
· телевидения
·
· с
· точки зрения,
· представленных
· в
· них
· ценностей. В
· результате исследования
· было замечено, что передачи познавательного характера фактически отсутствуют
·
· на всех
· каналах, кроме «Культуры». Либо эти передачи минимально присутствуют
·
· в
· эфире, но их
· время
· не соответствует
· времени деятельности ребенка (
· обычно передачи идут
· по каналу
· «Карусель»
· около 23
· часов
· или 1
· часа ночи ).
· Передачи учебные
· проходят
· без
· непосредственного участия
· детей:
· учитель
· просто предоставляет
· материал, а дети его слушают. Таким
· образом,
· не выполняется
· самый
· главный
· аргумент
· новой
· концепции образования, что ребенок
· не объект, а субъект
· учебного процесса.
· Вечернее эфирное время, когда ребенок
· может
· посмотреть
· передачи, занято на центральных
· каналах
· либо передачами развлекательного характера («Давай
· поженимся», «Универ», «Пусть
· говорят»), либо боевиками («Братаны», «Бандитский
· Петербург»).
Также дети выборочно писали эссе, в
· котором
· высказывали свое мнение о телепередачах.
Анализ
· результатов
· всех
· перечисленных
· методик
· позволяет
· сделать
· вывод
· о том, что телевидение, действительно, является
· фактором, оказывающим
· сильное воздействие на формирование личности подростков
· в
· целом
· и на их
· ценностные ориентации в
· частности. Об
· этом
· свидетельствует
· частота потребления
· телепродукции, хорошая
· осведомленность
· о содержании передач, наличие ярко выраженных
· предпочтений. При этом
· влияние телевидения
· превалирует
· даже над
· воздействием
· семьи, т.к. родители практически не высказывают
· своего мнения
· по поводу
· тех
· или иных
· передач
· и не участвуют
· в
· совместном
· просмотре. Но тенденцией
· последнего времени стал
· отход
· детей
· от
· просмотра телепередач. Мне кажется, что это связано с
· наводнением
· телеэфира передачами жестокого характера, от
· которых
· дети устали. Также в
· развлекательных
· передачах
· герои себя
· ведут
· так, как
· не ведут
· себя
· люди в
· реальном
· мире. А новости или нужные детям
· научные знания
·
· можно получить
· из
· инета. Таким
· образом, в
· погоне за прибылью, телеэфир
· может
· потерять
· очень
· большую
· аудиторию, а та часть, которая, все таки останется, будет
· зомбирована и воспитана на передачах
· низкого уровня
· в
· интеллектуальном
· и нравственном
· значении.
2
· этап
· исследования
· -
· формирующий. Основной
· задачей
· данного этапа являлось
· формирование критического отношения
· подростков
· к
· содержанию
· телевизионных
· передач, рекламы, а, следовательно, и к
· системе ценностей
· телевидения.
· На данном
· этапе применялись
· следующие методы
· психолого-педагогического воздействия:
· лекции с
· элементами дискуссии («Реклама на уроках
· химии»;
· «Здоровый
· образ
· жизни»), дискуссии («Наркотики-
· блаженство иль
· отрава?»;
· «Любовь
· –
· чувство или химическая
· реакция?»)
· решение проблемных
· вопросов:
· «Какие передачи современного телевидения
· вы
· бы
· запретили смотреть
· своим
· детям?»
· и «Если бы
· вы
· были режиссером, то какую
· телевизионную
· передачу
· вы
· бы
· создали?»
· (тема, проблемы, герои). Дети также были на экскурсии в
· Останкино и увидели
· всю
· закадровую
· кухню
· телекомпании. Обзор
· начали с
· посещения
· гримерки, где дети увидели какими средствами пользуются
· дикторы
· и телеведущие, как
· из
· простых
· людей
· превращаются
· в
· звезд. В
· студии новостей
· ребята ознакомились
· с
· суфлером, так
· называемым
· «теледураком», выяснили, что оказывается, ведущий
· не рассказывает
· по памяти, а просто читает
· бегущие строчки. Посмотрели несколько студий
· , где записывались
· передачи «Пусть
· говорят», «Давай
· поженимся», «Жить
· здорово», а также увидели якобы
· зрителей, которые за плату
· снимались
· в
· этих
· шоу.
· В
· монтажной
· комнате узнали, что из
· нескольких
· разных
· кусков
· можно собрать
· один, в
· качестве примера показано как
· монтируется
· беседа в
· студии –
· ведущий
· «разговаривает
· со стулом», но все монтируется
· как
· оживленная
· беседа с
· гостем. По итогам
· экскурсии была проведена беседа на тему
· «можно ли верить
· всему, что мы
· видим
· по телевизору».

·
·
· 3этап
· -
· повторная
· диагностика. При повторном
· анкетировании выяснилось
· следующее:
· дети стали проводить
· у
· телевизора время
· с
· большей
· пользой. Перед
· просмотром
· телепередач
· они изучали программу
· и выбирали нужную
· им
· передачу. К
· полученной
· информации стали относиться
·
· критически и обсуждали ее либо с
· одноклассниками, либо с
· друзьями,
· с
· классным
· руководителем.
Полученные данные свидетельствуют
· о
· том, что в
· ценностных
· ориентациях
· детей
· произошли позитивные изменения, которые являются, на мой
· взгляд, следствием
· проведенной
· с
·
· ними
· работы. В
· результате проведения
· лекций
· с
· элементами дискуссии, дискуссий, а также использования
· элементов
· проблемного обучения
· были активизированы
· собственные мыслительные способности подростков
· (в
· частности, способность
· к
· критической
· оценке), их
· самосознание, а следовательно, их
· ценностные ориентации.

·Полученные в
· ходе исследования
· результаты
· позволяют
· сделать
· следующие выводы
· по 2
· главе:

·1.Теоретический
· анализ
· и обобщение существующих
· концепций
· показали, что проблема влияния
· телевидения
· на ценностные ориентации подростков
· недостаточно разработана как
· в
· теоретическом, так
· и в
· практическом
· планах. Таким
· образом, очевидной
· является
· необходимость
· ее дальнейшего исследования. Особенно острым
· является
· вопрос
· о разработке конкретных
· программ, позволяющих
· педагогам
· и психологам
· оказывать
· позитивное воздействие на ценностные ориентации подростков, складывающиеся
· под
· влиянием
· телевидения.

·2.Основные механизмы
· воздействия, используемые на телевидении (внушение, убеждение, заражение и подражание), оказывают
· воздействие на подсознание ребенка. В
· результате принципы, пропагандируемые телевидением, внедряются
· в
· сознание подростков, что приводит
· к
· деформации их
· ценностных
· ориентации. Система ценностей
· современного телевидения
· является
· искаженной, что подтверждает
· качественный
· анализ
· состава телевизионных
· передач
· с
· точки зрения
· представленных
· в
· них
· ценностей. В
· основном
· превалируют
· ценности потребления, сомнительные моральные и культурные ценности. Это выражается, в
· частности, в
· преобладании передач
· определенной
· направленности (развлекательных, пропагандирующих, в
· основном, материальные ценности и антиценности).

·3.Посредством
· методов
· психолого-педагогического воздействия
· возможно сформировать
· критическое отношение подростков
· к
· содержанию
· телевизионных
· передач
· и транслируемым
· в
· них
· сомнительным, а зачастую
· и негативным
· ценностям, а также получить
· положительную
· динамику
· изменений
· в
· их
· ценностной
· системе.
· Применение таких
· методов, как
· дискуссия,
· метод
· решения
· проблемных
· вопросов
· позволяет
· осуществить
· комплексное воздействие на личность
· подростков, скорректировать
· систему
· их
· ценностей, а также привить
· им
· навыки критического осмысления
· телевизионной
· информации.




Заключение

Телевидение уже давно не просто средство массовой
· информации, а мощная
· система программирования
· сознания
· миллионов
· людей, инструмент
· контроля
· за их
· поведением, мир
· психологических
· компенсаций, источник
· получения
· удовольствий, главный
· фактор
· формирования
· любых
· представлений
· о жизни.
Молодежь, в
· силу
· своих
· возрастных, социально-психологических
· и мировоззренческих
· особенностей, нуждается
· в
· социокультурной
· идентификации, в
· усвоении систем
· ценностей, норм, определяющих
· основные формы
· поведения. Поэтому
· в
· большей
· степени, чем
· другие социальные и возрастные группы, восприимчива к
· тенденциям, распространенным
· в
· окружающей
· их
· информационной
· среде.
Наряду
· с
· общественными реалиями и условиями жизни фантастически возросла социализирующая, воспитательная
· роль
· информационной
· среды, являющейся
· совокупностью
· информационных
· условий
· существования.
Поэтому
· дальнейшее изучение проблемы
· влияния
· телевидения
· на формирование ценностных
· ориентаций
· подростков
· является
· весьма целесообразным. При этом
· особое значение имеет
· практическое решение проблемы
· предотвращения
· негативных
· последствий
· этого влияния, разработка методов
· и методик
· психолого-педагогического воздействия, позволяющих
· обучать
· подростков
· навыкам
· обращения
· с
· медиа-продукцией, вносить
· коррективы
· в
· их
· ценностную
· систему
· и формировать
· у
· них
· критическое отношение к
· системе телевизионных
· ценностей.
В
· результате проведенного исследования
· можно сделать
·
· выводы
· о том, что телевидение негативно воздействует
· на следующие группы
· ценностей
· подростков:
1)
· надличностные, общезначимые ценности:
-
· духовные (т.к. современное телевидение в
· целом
· пропагандирует
· весьма сомнительные моральные ценности);
-
· ценности познания
· (познавательные передачи находятся
· вне сферы
· интересов
· подростка, их
· познавательные потребности не стимулируются);
-
· эстетические (эстетическое восприятие подростков
· во время
· просмотра практически не развивается
· или развивается
· неадекватно из-за низкого художественного уровня
· передач);
2)
· ценности альтруистические:
· «чуткость», «толерантность»
· и т.п. (так
· как
· подростки предпочитают, скорее, «победу
· любой
· ценой», чем
· альтруизм, взаимопомощь
· и другие способы
· межличностного взаимодействия);
3)
· внутриличностные ценности, выражающиеся
· в
· низкой
· оценке таких
· индивидуальных
· личностных
· качеств, как:
-
· душевные (скромность, сдержанность, воспитанность
· и т.п.), вместо которых
· детей
· привлекает
· «смелость», «наглость»;
-
· интеллектуальные (образованность), которую
· подростки понимают, скорее, как
· внешний
· атрибут
· «успешности».
Полученные в
· ходе исследования
· результаты
· свидетельствуют
· о том, что с
· помощью
· комплекса психолого-педагогических
· методов
· и методик
· психологи и педагоги могут
· оказывать
· позитивное воздействие на систему
· ценностных
· ориентаций
· подростков, способствовать
· изменению
· иерархии ценностей. Для
· этого необходимо применение методов
· активного социально-психологического обучения, элементов
· проблемного обучения, социально-психологического тренинга, а также психологических
· механизмов
· воздействия
·
· убеждения
· и внушения.




Список
· использованной
· литературы

1. Абраменкова В., Богатырев
· А. Дети и телевизионный
· экран.
· Воспитание школьников, 2006, №6, с.28-30
2. Апостолова Г.В. Электронные няни -
· добро или зло?
· (о влиянии просмотра телевизора на здоровье ребенка)
· [Электронный
· ресурс]
· http://nimfа-mаmа.nаrоd.ru/rеbеnоk_i_TV.html
·
·
3. Большая
· советская
· энциклопедия. [Электронный
· ресурс]
·
· http://slоvаri.yаndеx.ru
· БСЭ. -
· 1969-1978.
4. Венгер
· А.Л. Психологические рисуночные тесты:
· Иллюстрированное руководство. –
· М., 2006. –
· 160с.
5. Влияние телевидения
· на детей. Сайт
· «Здоровый
· образ
· жизни». [Электронный
· ресурс]
·
· www.rusmеdsеrvеr.ru/child/dеtyоgа/72.html
6. Дети и кинематограф
· из
· журнала «Воспитание и обучение», 2004г, №35, с.26-27
7. Жилавская
· И.В. Медиа-образование молодежной
· аудитории Томск:
· ТИИТ, 2009. –
· 322
· с.С.42
8. Зеер
· Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология:
· Теория
· и практика:
· учеб. пособ. для
· высшей
· школы. -
· М.:
· Академический
· проект;
· Екатеринбург:
· Деловая
· книга. 2004. -
· 192
· с. (с.99-106)
9. Климов, И.А. Телевидение:
· модальности существования
· [
· СОЦИС
· –
· 2005
· -
· №
· 10
· –
· С. 93-94
10. Матвеева Н.А. Влияние телевидения
· на формирование ценностных
· ориентаций
· подростков
· и пути преодоления
· его негативных
· последствий
· [Электронный
· ресурс]
· http://nаukа-pеdаgоgikа.cоm/psihоlоgiyа-19-00-05/dissеrtаciyа-vliyаniе-tеlеvidеniyа-nа-fоrmirоvаniе-tsеnnоstnyh-оriеntаtsiy-pоdrоstkоv-i-puti-prеоdоlеniyа-еgо-nеgаtivnyh-pоslеdstviy
·
11. Молчанова Е.Н. Телевидение как
· средство выражения
· особенностей
· культуры
· информационного общества [Электронный
· ресурс]
· http://www.supеrinf.ru/viеw_hеlpstud. php?id=3865
·
12. МУДРИК
· А.В. Социализация
· человека Часть
· 2. Учеб. пособие для
· студ. высш. учеб. заведений.
· М.:
· Издательский
· центр
· «Академия», 2004.
· 304
· с. С. 97
13. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Скрытый
· вред
· телевизионного экрана. http://аdаlin.mоspsy.ru
14. Тарасов
· К.А. «Агрессивная
· кинодиета»
· ТВ
· и студенчество //
· Высшее образование в
· России.2002.№3.С.69.
15. Шариков
· А.В. Медиа-образование. Российская
· педагогическая
· энциклопедия. -
· М., 1993. -
· Т. 1. -
· С. 555-556.



















Приложение 1
Предпочтения в использовании разных СМИ учащимися

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



















Приложение 2
Предпочтения просмотра телепередач
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415





Приложение 3
Продолжительность просмотра телевизора
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415




















Приложение 4
Если родители просят выключить телевизор, то ты
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415












13PAGE \* MERGEFORMAT141215







Диаграмма 1Root Entry