Информационный доклад на тему Влияние телевидения на развитие личности в современных условиях российского общества


Влияние телевидения на развитие личности в современных условиях российского общества
Информационный доклад подготовила
Шульгина М.А.,
педагог дополнительного образования
Сегодня на уровне общества особую актуальность приобретают проблемы консолидации его членов, сохранения самобытности национальных культур, возможности независимого развития, не навязанного извне. На микроуровне возрастает значимость продуктивности межличностного взаимодействия, творческих возможностей личности, ее свободного от внешних манипуляций развития. Возросший интерес к исследованиям идентичности (самоопределения) личности в социокультурном пространстве и процесса ее формирования связан с возможностью охватить в рамках этих исследований и субъективное, личное, и общее, национальное, осмыслить проблемы выбора личностных жизненных стратегий и изменения, реформирования общества.
Социально-экономическая, идейно-политическая и духовно-нравственная нестабильность российского общества, трансформация самобытной российской культуры, общемировой переход от индустриальной к информационной стадии развития, процессы глобализации, распространение мировоззрения постмодерна определяют сложность самоопределения личности в социокультурном пространстве. Поиск путей формирования идентичности личности и необходимость сохранения самобытности национальных, традиционных культур определяют важность анализа деятельности в условиях глобализации различных социальных институтов, в том числе средств массовой информации (СМИ), приоритетной функцией которых является трансляция значимых ценностей конкретных культур.
Переход к информационному обществу, непрерывное наращивание технических и информационных ресурсов, совершенствование техник влияния определяют особый интерес к изучению средств массовой информации, в частности телевидения, как активного агента конструирования идентичности. Наибольшее значение для становления идентичности средства массовой информации приобретают в условиях трансформации, дезинтеграции, потери определенности социальных институтов, национальных, классовых, ролевых структур (трансформация постсоветского пространства), в условиях кризисного состояния традиционных трансляторов идентичности (семьи, школы), частично утративших способность качественно выполнять адаптационную функцию. Ситуация, когда общественные стимулы развития уступают место культурным, также обуславливает особую актуальность исследования потенциала и качества воздействия телевидения (влиятельного института трансляции культуры) на идентичность личности, посредством транспортируемых социокультурных образцов.
Теоретическое осмысление и практическое решение проблем становления идентичности необходимо для создания оптимальных условий формирования идентичности личности, обеспечивающей социально-психологическую стабильность современного российского общества и гарантирующей устойчивое и свободное развитие, как самого человека, так и общественной системы в целом.
Объектом исследования по данной теме является идентичность личности в современных социокультурных условиях.
Предмет исследования – специфика формирования идентичности личности под воздействием современного российского телевидения.
Цель исследования – определение возможности и раскрытие характера влияния современного российского телевидения на формирование идентичности личности.
Задачи исследования:
- определить концептуальные основы исследования идентичности личности;
- рассмотреть социокультурные особенности российского общества в контексте их влияния на трансформацию идентичности личности современного россиянина;
- определить возможности влияния телевидения на конструирование идентичности личности в условиях современной России;
- раскрыть характер влияния современного телевидения на становление идентичности личности.
Таким образом, актуальность исследования данной проблемы определяется необходимостью становления идентичности личности в новых социокультурных условиях.
Возможности влияния телевидения на формирование идентичности личности в условиях современной России
Идентичность - структура, развивающаяся на протяжении всей жизни, изменяющаяся в прогрессивном или регрессивном направлениях («позитивная» (эффективная) или «негативная» идентичность). «Кризисы идентичности» неизбежны и необходимы для развития личности и общества. Позитивные или негативные их последствия обусловлены динамикой и условиями, в которых происходят изменения. Положительный эффект от «кризиса идентичности» может наблюдаться в случае возможности стабильного воспроизводства идентичностей в рамках общества.
Рассматривая «общую» идентичность как важное условие становления идентичности личности, можно сконцентрироваться на источниках информации, способных оказывать значительное влияние не только на отдельную личность, но и на массовую аудиторию, обладающих потенциалом консолидации общества путем формирования единого российского информационного пространства. Кинематограф, книги, журналы, Интернет, обладая значительными потенциальными возможностями воздействия на личность, не отвечают всем критериям массовости информации (обращение к численно большой аудитории, физическая и финансовая доступность, регулярность распространения, быстрота потребления, корпоративный характер производства, универсальность, одновременность воздействия на различные группы аудитории, рассредоточенные в пространстве, безличный и опосредованный характер). Кинематограф и книга не отвечает условию периодичности, журналы уступают газетам по регулярности выхода в свет, а также изначально рассчитаны на отдельные сегменты массовой аудитории, Интернет не достигает финансовой доступности. Телевидение удовлетворяет указанным критериям массовости информации, а также превосходит радио и газеты по эмоциональному воздействию, что обуславливается возможностью применения аудиовизуальных выразительных средств, способствующих легкому восприятию телевизионных образцов большинством телезрителей.
Именно телевидение сохранило наработанный в советское время потенциал могущественного средства консолидации общества в разноязычном российском пространстве. Так, единое российское информационное пространство создается сегодня вещающими из Москвы центральными каналами телевидения, которые принимаются на территории большей части страны. Недостаточно активное использование населением кабельного и спутникового телевидение, а также значительно большее доверие, выказываемое общенациональному центральному телевидению, по сравнению с другими источниками информации, объясняет определение эфирного, общероссийского телевидения как компонента современных средств массовой информации, обладающего наибольшим потенциалом в формировании единого информационного пространства, «общей» идентичности.
Специфика социокультурных условий современной России и развитие новых информационных технологий дает телевидению потенциально большие возможности воздействия на личность и общество. Важную роль здесь играет становление нового пространства, где главным социальным ресурсом становится информация (основным источником информации для большинства россиян является центральное телевидение). Значительную часть свободного времени подавляющее большинство наших современников тратит на потребление продукции телевидения. В условиях кризисного состояния традиционных трансляторов идентичности (семьи, школы) происходит возрастание доли оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной).
Важным фактором влияния является осознание манипуляционных практик, так как когда что-либо не воспринимается как навязывание, психологические механизмы защиты не срабатывают. Здесь уместно показать, доверие к СМИ. По результатам всероссийского опроса населения ROMIR Monitoring в 2009 г. почти половина россиян (44%) на первое место по степени доверия к источнику информации ставят центральное телевидение. Кроме того, 90% телезрителей полностью или частично поддаются влиянию НЛП (полностью – 20%, частично – 70%).
Для оценки потенциала воздействия телевидения необходимо учесть и «кризис идентичности», обрушившийся на наших соотечественников после распада СССР. Классики психологии и социологии убедительно доказывают, что расстроенная привычная система связей, соответствующее «кризису идентичности» значительно повышают порог воздействия всякого рода манипуляций.
Манипуляционный характер современного телевидения затрудняет формирование гармоничной идентичности личности, условием становления которой является возможность личного поиска и изучения себя, при гибкой поддержке социальных институтов.
Результаты проведенного анализа подтверждают, что «ТВ – герои» и иные социокультурные образцы, транслируемые телевидением, необходимо понимать, как объекты для осознаваемой, либо неосознаваемой идентификации. Виртуальные образцы вызывают желание подражания, перенимания внешних и внутренних черт виртуальных «героев», то есть являются значимыми источниками идентификации. 51,72% респондентов отметили телевидение как основной источник, повлиявший на изменение их ценностей, мировоззрения. 97,09% опрошенных считают, что телевидение способствует развитию определенных личностных качеств.
Современное телевидение, являясь плюралистичным, казалось бы, насыщено разнообразными социокультурными образцами, однако, отмеченная респондентами недостаточная помощь в соотнесении себя с другими людьми и в выстраивании личных стратегий обозначает недостаток «значимых других», «ТВ - героев», чьи образы могли бы стать объектом осознанной позитивной идентификации. Последняя осуществляется с экзистенционально, аксиологически близкими, позитивно воспринимаемыми образцами. Преимущественно негативное восприятие телевизионной виртуальной реальности, восприятие ее, как «чужой жизни» затрудняет осознанную позитивную идентификацию с социокультурными образцами, транслируемыми телевидением, не способствует становлению гармоничной идентичности посредством последнего. По результатам проведенного опроса среди старшеклассников нашей территории (около 120 человек), только 14,92% респондентов отметили, что в их восприятии телевидение показывает «нашу жизнь». 65,29% дали «ТВ-героям» отрицательную характеристику. Положительную или нейтральную характеристику дали 34,71% опрошенных (открытый вопрос).
Среди основных качеств «героев» были упомянуты: аморальность (безнравственность, цинизм, лицемерие, беспринципность, бессовестность) - 35,61%. Богатство, материальная обеспеченность, состоятельность (с негативным эмоциональным оттенком) - 32,87%. Образ политика, бизнесмена, олигарха, «оторванного от народа» указали 16,89%. Жестокость, агрессивность, как основные черты «героев» отметили 16,43%. Жажду денег, алчность - 14,15%. Связь с криминальным миром (в прошлом или настоящим: «криминальные авторитеты», «бандиты», «братки») - 13,69%. Обладание властью, жажду власти - 14,61%. Эгоистичность отметили 13,69%. Наглость, развязность, распущенность - 10,5%. Поверхностность знаний, отсутствие культуры - 10,05%. Силу воли (с негативным эмоциональным оттенком) - 5,48%. Самоуверенность - 5,48%. 2,74% опрошенных отметили, что «героев» нет.Что касается позитивных характеристик: 13,69% отметили красоту, спортивность, яркую внешность; 8,22% - образованность; 5,94% - ум; 5,94% - честность.
Позитивные и нейтральные характеристики были представлены следующим рядом: 13,69% назвали «героем нашего времени» президента Путина; 13,69% отметили, как характеристику «ТВ-героя», целеустремленность; 11,6% - предприимчивость; 8,68% - независимость, раскрепощенность; 8% - умение приспосабливаться; 8% - успешность; 7,5% - известность, популярность, светскость; 4,57% - рациональность, прагматичность; 4,57% указали определенных представителей шоу-бизнеса; 2,74% отметили, что современный «ТВ – герой» является воплощением «американской мечты».Результаты исследования подтверждают, что значительно более лояльна и позитивна оценка деятельности телевидения молодежью, по сравнению со старшими возрастными группами. Это можно связать с большим разрывом между ценностями старшего поколения и ценностями, транслируемыми современным телевидением. Несоответствие между качествами, вызывающими наибольшее уважение, и социокультурными образцами, транспортируемыми телевидением, наиболее ярко выражено у лиц с высшим образованием и лиц старше 41 года. Эти категории респондентов выражают телевидению меньше доверия и наиболее негативно оценивают деятельность последнего. обучающиеся школ в целом более лояльны к телевидению, что повышает потенциал его воздействия на личность молодых людей.
Эффективные инструменты влияния, зависящие от личной этики специалистов по информационному управлению, могут быть использованы как на пользу людям, так и во вред им. Однако большинство исследователей отмечает значительное нарушение психогигиены в практике современных СМИ.
Основными задачами, которые необходимо ставить сегодня перед телевидением являются: 1) формирование (рефлексия) «общей» идентичности; 2) работа с процессами коллективной памяти – передача, сохранение, распознавание и реконструкции фреймов социальной памяти; 3) разметка поля самоутверждения и саморегуляции, формирование образа будущего; 4) репрезентация пространства повседневности.
Современное телевидение не способствует формированию гармоничной идентичности личности, основанной на ценностях самобытной отечественной культуры. Налицо недостаток позитивно воспринимаемых, аксиологически и экзистенциально «близких» социокультурных образцов в рамках экранной продукции, что дистанцирует, отчуждает зрителей от телевизионной «виртуальной реальности», затрудняя осознанную позитивную идентификацию посредством последней. ТВ-герои представлены крайне малым набором социальных ролей.
Список используемой литературы
1) Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. Ярославль: МАПН- Аверс-Пресс, 2005
2) Андреева Г.М. Психология социального познания, М.: Аспект Пресс, 2008
3) Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ, 2006
4) Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2008
5) Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности / Психология самосознания. Самара, 2009