ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Митин А.Э.
МБОУ «СОШ №19» г. Череповец
Гармоничное развитие личности учащегося подразумевает воспитание молодого человека, способного эффективно трудиться на современном производстве, умеющего видеть как закономерности, так и перспективы общественного развития. Современный этап развития человечества тесно связан с технологической революцией, охватившей все виды деятельности. Область применения технологии резко расширяется, технологический подход проникает во все сферы общественной жизни, оказывая огромное влияние и на образование.
Технологическая подготовка занимает значимое место в общем и профессиональном образовании любого человека. Стремительно меняющиеся запросы социума требуют переосмысления понятия технологической подготовки в образовательном учреждении, роли последней в общем образовании. Проблемы технологической подготовки учащихся рассматривались как отечественной, так и зарубежной педагогикой с момента возникновения потребности в квалифицированных рабочих кадрах, обусловленных социально-экономическими и политическими потребностями развития России еще при Петре I. На разных этапах развития педагогической науки и школы отмечалась необходимость технологической подготовки в рамках политехнического образования. Технологическая подготовка ставит перед собой цель ознакомления учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессионального самоопределения в условиях рынка труда.
Обучение школьников на уроках технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Изучение материала, независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается по следующим сквозным образовательным линиям: технологическая культура; получение, обработка, хранение и использование информации; культура и эстетика труда; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность. Учитывая образовательные потребности социума, личности учащегося и его семьи, достижений педагогики и психологии, учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:
распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения индивидуальных, групповых или общественных потребностей;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов. Основной принцип реализации программы технологической подготовки - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.
Использование активных методов обучения на уроках технологии, способствует формированию ключевых компетенций личности ученика, необходимых для успешной самореализации.
При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике с основными научными принципами современного производства, особенностями общественных отношений. Важнейшими элементами современной научно-технической революции являются переход к кибернетическим системам управления, автоматизации производственных процессов. Автоматизация в корне меняет функции человека, его роль в технологических процессах, в производстве. Освобождаясь от выполнения многих двигательных операций, деятельность человека переходит на более высокий уровень, где приоритетное направление приобретают интеллектуальные, творческие способности личности.
Современные тенденции в развитии науки, техники, производства оказывают влияние на построение системы школьного образования, показывая учащимся связь между преподаваемыми в школе предметами и их применением в современном развивающемся обществе. Содержание курса технологии в средней школе способствует раскрытию многих технологических вопросов, необходимых для решения задач общего и политехнического образования. Современный рабочий должен сам уметь определять алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических систем и требующий развивающегося творческого мышления и постоянного самообразования, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда.
Приоритетной задачей на современном этапе в работе образовательного учреждения является создание комфортной среды для развития каждого школьника с учетом его индивидуальных особенностей, способного глубоко анализировать явления; имеющего навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личностных качеств ученика, его мышления и творческих способностей рассматриваются как важнейшие предпосылки для творческого продуктивного труда в период самостоятельной работы.
Таким образом, на современном этапе развития общества технологическая подготовка школьников становится шире по своим целям, содержанию и выполняемым функциям в отличие от политехнической подготовки. Технологическую подготовку необходимо рассматривать как базовую составляющую в системе непрерывного образования человека, являющуюся таким же самостоятельным элементом общего образования, как гуманитарная и естественнонаучная подготовки.