РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЭКОЛОГИЯ 38.01.02 Продавец, контролер-кассир


-737235-129540
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ОСП №
_______________________
«____»____________ 20_____ г.
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»
(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДП.11 ЭКОЛОГИЯ
ОО.00.Общеобразовательного цикла
для специальности
38.01.02 Продавец, контролер-кассир
по программе базовой подготовки
2016 г.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, приказ Министерства образования и науки от 02.08.2013 г. № 723 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2013 г. N 29470)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»).
Разработчик:
Барабаш Андрей Леонидович, преподаватель
Рецензент
________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией_____________________________
______________________________________
от «____»_______20____г.
протокол № ____________
Председатель ПЦК
_____________ И.О. Фамилия

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5-10
условия реализации учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ): Учебная дисциплина Экология является дисциплиной цикла ОДП.11 основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
методы экологического регулирования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории;
принципы производственного экологического контроля;
условия устойчивого состояния экосистем.
Коды формируемых компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
в том числе:
Сообщение о великих русских экологах;
Подготовить сообщения по теме: « Круговорот веществ в природе»;
Подготовить сообщение об одной из экологических проблем;
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося;
Составить концепт идеальной городской квартиры;
Краткое описание экологических проблем;
Составить кроссворд на тему природных ресурсов;
Сообщение об экологических проблемах Московской области
Рассказать об основных измерителях загрязнения воздуха, воды
Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке
Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала 3 Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях 1 2
Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. 1 Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение о великих русских экологах 2 2
Раздел 1. Экология как научная дисциплина 19 Тема 1.1 Общая экология Содержание учебного материала 6 2
1 Общая экология. 1 2 Среда обитания и факторы среды. 1 3 Общие закономерности действия факторов среды на организм. 1 4 Популяция. Экосистема. Биосфера. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщения по теме: «Круговорот веществ в природе» 2 Тема1.2.
Социальная экология Содержание учебного материала 7 1 Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. 1 2
2 Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. 1 3 Демография и проблемы экологии. 1 4 Природные ресурсы, используемые человеком. 1 5 Понятие «загрязнение среды». 1 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение об одной из экологических проблем. 2 Тема1.3. Прикладная экология Содержание учебного материала 6 1 Прикладная экология. 1 2
2 Экологические проблемы: региональные и глобальные. 1 3 Причины возникновения глобальных экологических проблем. 1 4 Возможные способы решения глобальных экологических проблем. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося. Сообщение об экрологических проблемах Московской области 2 Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность 36 Тема 2.1
Среда обитания человека Содержание учебного материала 6 1 Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. 1 2
2 Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. 1 3 Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. 1 4 Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Рассказать об основных измерителях загрязнения воздуха, воды 2 Тема 2.2
Городская среда Содержание учебного материала 6 1 Городская среда. 1 2
2 Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. 1 3 Шум и вибрация в городских условиях. 1 4 Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека 1 Самостоятельная работа обучающихся: Составить концепт идеальной городской квартиры.
Сообщение о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями 2 Тема 2.3.
Экологические вопросы строительства в городе Содержание учебного материала 6 1 Экологические вопросы строительства в городе. 1 2
2 Экологические требования к организации строительства в городе. 1 3 Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. 1 4 Контроль за качеством строительства. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке 2 Тема 2.4.
Дороги и дорожное строительство в городе Содержание учебного материала 6 1 Дороги и дорожное строительство в городе. 1 2
2 Экологические требования к дорожному строительству в городе. 1 3 Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. 1 4 Экологическая безопасность материалов. Контроль за качеством строительства дорог. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Описать состояние дорог Московской области 2 Тема 2.5.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Содержание учебного материала 6 1 Экологические проблемы промышленных отходов в городе. 1 2
2 Экологические проблемы бытовых отходов в городе. 1 3 Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. 1 4 Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО 2 Тема 2.6.
Сельская среда Содержание учебного материала 6 1 Сельская среда. 1 2
2 Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. 1 3 Сельское хозяйство и его экологические проблемы. 1 4 Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Краткое описание экологических проблем 2 Раздел 3. Концепция устойчивого развития 18 Тема 3.1.
Возникновение концепции устойчивого развития Содержание учебного материала 6 1 Возникновение концепции устойчивого развития. 1 2
2 Глобальные экологические проблемы и способы их решения. 1 3 Возникновение экологического понятия «устойчивость». 1 4 Возникновение экологического понятия «устойчивое развитие». 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение о Повестке дня на 21 век 2 Тема 3.2.
Эволюция взглядов на устойчивое развитие Содержание учебного материала 6 1 Эволюция взглядов на устойчивое развитие. 1 2
2 Переход к модели «Устойчивость и развитие». 1 3 «Устойчивость и развитие». 1 4 Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». 1 Самостоятельная работа обучающихся: Высказать свое мнение о концепции устойчивого развития 2 Тема 3.3
Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние Содержание учебного материала 6 1 Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости 1 2
2 Взаимодействие и взаимовлияние способов устойчивости. 1 3 Экологические след и индекс человеческого развития. 1 4 Решение экологических задач на устойчивость и развитие. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Придумать экологическую задачу 2 Раздел 4. Охрана природы 30 Тема 4.1.
Природоохранная деятельность. Содержание учебного материала 12 1 Природоохранная деятельность. 1 2
2 История охраны природы в России. 1 3 Типы организаций, способствующих охране природы. 1 4 Заповедники. 1 5 Заказники. 1 6 Национальные парки. 1 7 Памятники природы. 1 8 Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение об ООПТ Московской области 4 Тема 4.2.
Экологические кризисы и экологические ситуации. Содержание учебного материала 9 1 Экологические кризисы. 1 2
2 Экологические ситуации. 1 3 Экологические проблемы России. 1 4 Природные ресурсы и их охрана. 1 5 Природно-территориальные аспекты экологических проблем. 1 6 Социально-экономические аспекты экологических проблем. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд на тему природных ресурсов 3 Тема 4.3.
Природные ресурсы и способы их охраны. Содержание учебного материала 9 1 Природные ресурсы и способы их охраны. 1 2
2 Охрана водных ресурсов в России. 1 3 Охрана почвенных ресурсов в России. 1 4 Охрана лесных ресурсов в России. 1 5 Возможности управления экологическими системами. 1 6 Пример управления лесных биогеоценозов и водных биоценозов. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщения на тему «Особо охраняемые природные территории России». Презентации на тему «Особо охраняемые природные территории Московской области» 3 Всего 108 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
рабочая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты).
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
ноутбук; компьютер
интерактивная доска;
колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Основы общей экологии. — М., 2003.
Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.
Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Дополнительные источники:
Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007
Шилов И.А. Экология .М., 2009
Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М, 2006
Интернет ресурсы :
1. Основы экологии и рационального природопользования
Учебное пособие http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook101/01/part-007.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающихсями индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
знать:
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
условия устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
методы экологического регулирования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории;
принципы производственного экологического контроля;
условия устойчивого состояния экосистем. Тесты;

Самостоятельная работа;
Зачет.