Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу укрепления физического здоровья детей


Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу укрепления физического здоровья детей
Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка и на включение его в образовательный процесс как равноправного участника и субъекта. Это положение требует разработки новых подходов к проблеме взаимодействия ДОО с семьей воспитанника.
Необходимо отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развития. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в семье.
В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.
Семья и ДОО – два важных института социализации детей. Ни одна программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОО, если в детском саду не создано единое воспитательно–образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.
Понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловлености как целостного единства, признание в лице другого не конкурента, а партнера, и конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.Актуальность и важность установления взаимодействия ДОО с родителями обусловлены двумя факторами: уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, в процессе которого общение со взрослым носит личностно – развивающий характер, и неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья детей, причинами которого являются не только мактофакторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка, но и микрофакторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни родителей и детей).
Основные цели такого взаимодействия:
вовлечение родителей в образовательный процесс
обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей
увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей
Для включения родителей в единое воспитательно-образовательное пространство необходимо создание следующих условий:
создание доброжелательной атмосферы в общении администрации ДОО, педагогов и родителей.
включение родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс: планирование мероприятий с родителями, посещение стадионов, выставок, спортивных площадок, дни здоровья и т. д.
сформированность у родителей целостного представления о единстве целей и задач ДОО и семьи по формированию основ физической культуры и здоровья, о содержании физического воспитания детей в разные периоды дошкольного детства.
предоставление родителям выбора форм участия в образовательной области «Физическое развитие» и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.
Эффективность выбора форм взаимодействия с родителями зависит от умения учитывать индивидуальные различия каждой семьи в вопросах укрепления здоровья детей. Существуют следующие формы взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста:
- коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы, деловые игры)
- индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы)
- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ)
- активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования)
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по 3-м направлениям:
- просветительское (стенды, собеседование, тесты, ознакомление с новинками литературы по теме здоровья)
- культурно-досуговое (дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, организация вечеров вопросов и ответов)
- психофизическое (физкультурные досуги, спортивные соревнования, тренинги –пратикумы)
Развитие партнерских отношений педагогов с родителями осуществляется в три этапа:
- информационно-аналитический
- подготовительный
- деятельностныйПервый этап (информационоо-аналитический) включает в себя комплексный мониторинг семей воспитанников, который позволяет получить информацию о потребностях семей, их ожиданиях от ДОУ. На этом этапе осуществляется информирование родителей о физическом развитии ребенка, режиме.
На втором этапе (подготовительном) обеспечивается повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей. Работа включает как традиционные так и нетрадиционные формы работы (родительские собрания, консультации, семинары – практикумы, беседы, тренинги, педагогические гостиные, фото и видеозаписи спортивной жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, конкурсы для родителей и детей, педагогов)
Третий этап (деятельностный) раскрывает алгоритм совместной деятельности педагогов, детей и родителей (прогулки, экскурсии, спортивные состязания). Данный этап направлен на совместное решение проблем физического воспитания и развития ребенка в социуме. Результатом этого этапа является совместная проектная деятельность всех участников педагогического процесса.
Алгоритм такой совместной деятельности таков.
Например,Воспитатель Родитель
1. изучает запросы родителей 1. участвует в анкетировании По физическому развитию детей, анализирует полученные данные.
2. составляет перспективный и 2. изучает содержание программного
календарный план по реализации материала, вносит предложения задач физического развития с учет индивидуальных особенностей своего ребенка
3. создает физкультурно-игровую 3. участвует в создании такой среды, среду в группе и на участке создает уголки дома для своего ребенка с учетом рекомендаций воспитателя
4. проводит физкультурно-оздоровительные 4. участвует в подготовке мероприятия, досуги, и праздники и проведении этих мероприятий
5. знакомит со здоровьесберегающими 5. знакомится с этими технологиями технологиями, внедряет их в работу обсуждает их со специалистами и воспитателями
Таким образом, такое взаимодействие позволит педагогам и родителям объединить свои знания, накопить опыт в вопросах физического воспитания ребенка и широко использовать его на практике, сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.
Литература:
1. М. Рунова, О. Веннецкая Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей//ж. Дошкольное воспитание №10, 2014 с. 61-67
2. О. Веннецкая, М. Рунова Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое развитие»//ж. Дошкольное воспитание №6,2015 с. 39-42
3. С. Климова Сотрудничество детского сада и семьи по укреплению здоровья ребенка//ж. Медработник №3,2015 с. 87-91