Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада.


Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада
Искусство появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающей действительности.
Проблема взаимодействия видов искусства многогранна и имеет множество актуальных на сегодняшний день вопросов педагогической науке. В исследованиях известных психологов и педагогов Н. М. Зубаревой, Л. С. Выгодского, Е. А. Игнатьева, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Г. В. Лабунской, А. А. Мелик-Пашаева, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Т. Я. Шпикаловой и других говорится о том, что дети проявляют интерес к различным видам искусства, а Т. С. Комарова в своих работах определяет принцип интеграции искусств- взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в образовтаельно-воспитательный процесс детского сада. Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в любом виде творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен, движений.
Сегодня искусство необходимо и взрослым, и детям, оно учит видеть красоту окружающего мира, беречь его красоту, сопереживать, сочувствовать.
В результате маленький человек получает верные нравственные ориентиры, и развивается гармонично.
Духовно- нравственное воспитание- это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей [4, с.67]. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины[2, с. 18].
Роль искусства в развитии личности дошкольника согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) относится к образовательной области художественно-эстетического развития, включает в себя интеграцию всех пяти областей.
ФГОС ДО определяет художественно- эстетическое развитие через искусство как важнейшее средство формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, свободной, духовно богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества и ставит следующие задачи [8,с. 25]:
развитие эмоциональной и интеллектуальной, познавательной сферы;
личностное развитие, самореализация, самосознания личности;
формирование ценности и нормы поведения в обществе и правильных нравственных ориентиров.
обогащение художественно-эстетического, сенсорного, познавательного и речевого развития детей
воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей детей в различных видах искусства, проявление одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
развитие интереса к духовным ценностям культуры и искусства как виду творческой деятельности человека в различных видах искусства, путем раскрытия значения искусства в жизни людей;
ознакомление детей с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;
формирование смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
взаимодействие дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи в художественно-эстетическом и духовно- нравственном развитии детей через взаимосвязь видов искусства.
Художественное- эстетическое и духовно- нравственное развитие следует начинать в достаточно раннем возрасте, чтобы привить ребенку нравственные навыки и умения тонко чувствовать, сопереживать, развивать образное мышление, фантазировать; развивает умение взаимодействовать с окружающим миром; знакомить с красотой в жизни и искусства.
Сделать это представляется возможным с помощью средств духовно- нравственного воспитания, к которым отнесены:искусство (музыка, фольклор, скульптура, живопись, архитектура, театр и др.)
природа,
литература,
история (краеведение).
Известно, что искусство имеет свойство интегрироваться или синтезироваться друг в друга и другие виды деятельности.
Так, изобразительное искусство и музыкальное искусство развивались параллельно, тесно соприкасаясь. Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». Так музыканты, музицирование и музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох, многие художники любят творить под влиянием музыки, слушая ее. Данная взаимосвязь позволяет знакомить детей с репродукциями картин, иллюстрациями; развивает умение рисовать разными материалами, создавая продукты творческой деятельности; знакомит с формой, величиной, цветом, композицией, ритмом, объемом, пропорцией, позой, соотношением предметов в общей композиции по величине и пр. интеграция музыки и изобразительного искусства [5, с.147]. Включение музыкальных произведений во время образовательной деятельности вдохновляет творчески детей, позволяет им выражать свои мысли, впечатления, передавать эмоциональное отношение к окружающей жизни, используя свой опыт в рисовании, лепке и аппликации.
Музыкальное искусство не только формирует умение слушать музыку, передавать эмоциональное состояние, но и передавать настроение через движение, жесты, ритм, рисунок, интонацию и прочее. [7, с.112].
Важно помнить- первыми проводниками в мир искусства, в мир человеческих отношений выступают родители. Приобщение к искусству и региональным, национальным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь, а от того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Тесное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников в воспитательно- образовательном процессе дошкольной образовательной организации является главной задачей в создание соответствующих условий духовно-нравственного и художественно- эстетического развития личности дошкольника, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами живописи и музыки, так и творческое самовыражение [7, с. 134].
Таким образом, воспитательная ценность искусства заключается в том, что оно провозглашает такие идеалы как человечность, трепетное отношение к окружающему миру и человеку, умение видеть и ценить красоту. Все произведения искусства являются носителем общечеловеческих ценностей, культурных норм общества, которые представлены диалогично, образно, ярко, убедительно, что дает возможность слушателям и зрителям интерпретировать их в соответствии со своим опытом и эмоциональным настроем [2, с.176].
Влияние искусства на ребенка является полифункциональным, так как затрагивает все сферы личности: и эмоциональную, и духовную, и социальную, и волевую, и интеллектуальную.
Литература
Выготский, Л. C. Психология искусства : науч. издание / Л. С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. -573 с.
Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
Ребенок в мире культуры: [Учеб.-метод. пособие] / Л. В. Абдульманова и др. ; Под общ. ред. Р. М. Чумичевой . – Ставрополь : б. и., 1998 . – 557 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.