Родительское собрание в 5 классе «Ребёнок должен быть здоровым»

Родительское собрание в 5 классе «Ребенок должен быть здоровым».
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей; дать необходимые рекомендации по сохранению здоровья подрастающего ребенка.
Ход собрания
I. Организационная часть. Постановка целей собрания.
II. Слово учителя.
«Здоровье не купишь» – о непреложности этой истины мы задумываемся, лишь став взрослыми и столкнувшись с первыми тревожными сигналами, которые подает уставший организм.
Но так хочется, чтобы родители всегда помнили эту фразу, воспитывая своих детей. Если ничего не потеряно, кое-что пока возможно подкорректировать, если человеку только 7, 8, 9 лет
Что нужно знать родителям и что нужно делать, чтобы ребенок был здоровым?
1. Выступление школьной медицинской сестры (Ниже предлагаются примерные вопросы и ответы для выступления медицинского работника или самого классного руководителя – если отсутствует возможность пригласить врача.) (Использованы материалы журнала. «Здоровье школьника»: интервью А. Хальзова с главным педиатром Департамента здравоохранения г. Москвы профессором А. Румянцевым.)
– Какие болезни являются самыми частыми у маленьких россиян?
Это болезни желудочно-кишечного тракта: гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка, нарушения, связанные с функцией толстого кишечника, различные формы дисбактериоза). На втором месте в рейтинге детских заболеваний – болезни органов дыхания, недолеченные респираторные вирусные инфекции, болезни полости рта, – все, что относится к компетенции врача-отоларинголога и стоматолога.
Например, всему миру известно, что с зубами у нашего населения большие проблемы. А все начинается в детстве. Если врач не санирует полость рта ребенка и не обучает его гигиеническим мероприятиям, то у школьника развивается кариес, а в подростковом возрасте может проявиться пародонтоз – воспалительные изменения слизистой оболочки вокруг зуба, которые являются рассадником инфекции полости рта. То же касается и вовремя не вылеченных пораженных миндалин, аденоидов и других неприятностей. Эта группа расстройств является очень частой, но тоже прекрасно лечится.
Следующая группа наиболее частых заболеваний – это болезни костно-мышечной системы. Ребенок сидит за неудобным столом в школе и дома, у него нет достаточной физической нагрузки, каждая его мышца не развивается – вот тут-то и возникают проблемы.
– Является ли гиподинамия проблемой современных детей?
Является. Решать эту проблему должны взрослые и в школе, и дома, в семье.
Начнем с семьи. Ребенок в выходные должен быть загружен эмоционально, морально и физически. А чем занимаются в выходные сегодняшние школьники. Родители ходят с ними в походы на лыжах, в спортзалы, ездят на рыбалку?
Если папа спортивный человек и занимается своим здоровьем, то, естественно, и дети берут с него пример. Но если родители в субботу и воскресенье «оттягиваются», а ребенок предоставляется сам себе, то он или становиться уличным, или проводит все время у экрана телевизора или монитора компьютера.
Что происходит в школе? Есть информация, что половина российских школьников вообще не посещает физкультуру, 25 % детей посещают физкультуру с большими перерывами, прикрываясь различными справками, и только 15 % детей занимаются спортом регулярно. Это привело к тому, что треть мальчиков, которые уходят в армию, не имеет достаточной физической массы, не может выполнить элементарные физические упражнения. Это говорит о том, что и их дальнейшая жизнь, и их старость будут предопределены. Для девочек мышечная масса тоже важна. Если она не развита, то, помимо прочих проблем со здоровьем, в будущем будут трудности с родами.
Все заболевания костно-мышечной системы поддаются лечению. Но если родителей не волнует здоровье ребенка, медики ничем не смогут помочь.
– Существуют ли у нынешних школьников проблемы, вызванные неправильным питанием?
Питание современных школьников, действительно, неправильное.
Если бы школьники питались фруктами, овощами, мясом, рыбой, то есть компонентами французской кухни, все было бы нормально. Русская кухня тоже могла бы служить основой для правильного питания. У нас сложные первые блюда, вторые блюда готовятся методом томления, единственным консервантом всегда была соль. Но сейчас на смену такой здоровой пище пришли фаст-фуд, сладкие газированные напитки, консерванты, которые никогда в России не использовались. Понятно, что это отражается на здоровье не лучшим образом.
– Школьники много времени проводят за компьютером, да еще часами сидят перед телевизором. Как отражается это на их зрении?
Существуют данные о школьных болезнях гимназистов Харькова и Санкт-Петербурга за 1890 год. Близоруких детей в царской России было столько же, сколько и сейчас. То есть примерно у одной трети детей были проблемы со зрением. Чаще всего это генетические заболевания. Но глазами руководят мышцы, и их можно и нужно тренировать. Сейчас для этого разработаны прекрасные тренажеры. Ребенок как будто играет в компьютер, а на самом деле, тренирует зрение.
Очень важно понимать, что близорукость формируется в дошкольном возрасте. Родители должны обратить на это внимание, особенно если в семье есть люди с плохим зрением.
Информация к размышлению:
– американские специалисты пришли к заключению, что если ребенок хотя бы 15 минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50 %. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный эффект;
– 15 минут физической активности в день – это минимальный уровень, который доступен практически всем;
– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24 % детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90 % настаивают на этом своем праве;
– 66 % детей желают кушать по-разному, в зависимости от своего пола;
– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;
– мальчики посвящают на 62 % больше, чем девочки, времени школьному завтраку (ланчу) и обеду, но за первым завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики;
– мальчики потребляют в среднем на 55,5 % калорий больше, чем девочки;
– у 20 % мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это тенденция, наблюдающаяся во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, статистика ожирения среди мальчиков возросла за последние десять лет на 60 % в США, на 43 % – в Великобритании и на 28 % – во Франции.)
2. Учитель. А теперь, пришло время начать наш показательный урок физкультуры. Незадолго до собрания этот урок был отснят школьными корреспондентами. Теперь у вас есть прекрасная возможность не только увидеть, насколько ваши дети ловки, быстры, спортивны, но и узнать, благодаря каким упражнениям они могут стать более здоровыми.
Родителям демонстрируется фильм, отснятый на уроке физкультуры.
Описание урока
Дети строятся на урок, который продлится 30 минут и будет проведен в форме игры «На лесной полянке».
Задача урока: научить учащихся выполнять перекат вперед – назад лежа на спине в группировке.
Оборудование и инвентарь: гимнастические маты (по одному на трех учеников), два флажка (красный и зеленый), разметка в виде ромашек, грибов, ягод (изготовлены из бумаги).
Учащиеся построены в шеренгу.
Учитель. Сегодня наш спортивный зал станет лесной полянкой, а вы, ребята, превратитесь в бабочек, букашек, мотыльков и других обитателей лесной полянки. Будем играть, развлекаться. Но запомните одно важное условие: надо сохранить все грибы, ягоды и цветы, а для этого надо обегать их, изменять направление.
Каждое утро жители лесной полянки любят хорошо размяться. Проводится игра «Быстро по местам»: по команде «На прогулку» (зеленый флажок) дети выполняют имитационные упражнения («Мишка косолапый», «Гуси», «Бабочки», «Зайчики» и др.), по команде «По местам» (красный флажок) дети строятся заданным способом: в шеренгу, в колонну, в круг, в другом месте.
После этого ученики располагаются произвольно возле любой разметки, лицом к учителю («грибы», «ягоды» разложены по всему залу на расстоянии 2–3 метра, а «ромашки» по три возле матов). Выполняется комплекс утренней гимнастики.
Затем учитель показывает группировку в приседе и спрашивает: «Какой лесной житель любит сворачиваться в клубок? Верно, это ежик». Учитель предлагает всем детям «превратиться в ежей», при этом исправляет ошибки.
Начинается игра «Совушка». По команде «Ночь», когда сова (в роли совы выступает учитель) вылетает на охоту, все ребята «превращаются в ежиков». Того, кто неправильно выполнил группировку в приседе, сова забирает в гнездо.
Следующее задание: ученики должны занять место у разметки «ромашка» возле гимнастических матов и выполнить группировку, сидя на мате, а затем перекат на спине. Учитель объясняет детям, что при приближении опасности ежик сворачивается в плотный клубок и его невозможно распрямить. Дети должны выполнить перекат в такой же плотной группировке. Чтобы проверить плотность группировки, учитель может взять ученика за голеностопы и приподнять его над матом. Ученик должен сохранить группировку. Дома родители могут проделать то же самое. Учитель напоминает родителям о необходимости укрепления у детей мышц спины и брюшного пресса и показывает упражнения для выполнения их в домашних условиях под контролем и с помощью родителей.
Для создания праздничной атмосферы на уроке были включены танцы «летка-енка», «Танец утят», подвижные игры. Закончился урок упражнениями на восстановление дыхания, играми на внимание.
III. Обсуждение просмотренного фильма.
Вопросы для обсуждения:
– Что понравилось?
– Что удивило? (порадовало? расстроило?)
– Нашли ли вы для себя что-нибудь полезное?
IV. Подведение итогов.
Учитель. Вот и подошел к концу наш серьезный разговор.
Организуя жизнь своей семьи, помните о том, что услышали сегодня, вспомните старинную притчу о здоровье Не помните? Тогда я с удовольствием напомню ее вам.
«В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь дома кто-то постучал. Хозяин встал и открыл дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было».
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством, найдут приют в вашем жилище.
Приложение
Родителям на заметку: несколько слов о питании школьников
Ваш мальчуган за лето вдруг вырос из всех костюмов, превратился в долговязого худощавого дылду, а дочка стала ростом с папу и подумывает о подиуме. К сожалению, изменился у них и характер. Девочка и раньше-то была ранима и обидчива, а мальчик не отличался сообразительностью, но сейчас.. До чего они забывчивы и невнимательны, быстро устают и начинают придираться к пустякам и капризничать! Вечером их не угомонишь – утром не поднимешь.
Если дети растут, как князь Гвидон, не по дням, а по часам, то сколько же им нужно стройматериалов для организма! Кальция, магния и фосфора, которые ребята получают из пищи, им не хватает. Появляется угроза хрупкости костей и кариеса зубов. Кроме того, дефицит этих минералов сказывается на состоянии нервной системы, ухудшается память и внимание, как результат, страдает успеваемость.
Таким подросткам нужно как можно больше молока, а также кисломолочных напитков, творога, и сыра. Особенно полезно молоко, в которое добавлен витамин D: без него нужные для костей минералы плохо усваиваются.
Результаты исследований, проведенных в школах Ирландии, показали, что даже очень легкий дополнительный завтрак (чашка молока и кусочек хлеба с маленькой полоской сыра) значительно повышает успеваемость.
С рассеянностью помогут справиться продукты, богатые витаминами группы В и Е, а также холином, который не случайно называют веществом памяти и собранности. Это блюда из печени, почек, беконной свинины, мяса домашней птицы, яиц, бобовых, зелени. Полезно заправлять винегрет и салаты нерафинированным подсолнечным маслом. Подайте школьнику к чаю тахинную халву или печенье с кунжутом. Все эти продукты богаты витамином Е.
Важен и марганец, он помогает предотвратить остеопороз, улучшает память и при этом уменьшает раздражительность. Содержится он в цельных злаковых культурах, особенно в овсяной, гречневой крупах и в зернах пшеницы, а также в зеленых овощах с листьями, в горохе и свекле.
Идеальный завтрак для рассеянного и капризного акселерата – яйцо всмятку, овсяная молочная каша, стакан какао с молоком и к нему бутерброд с сыром.
Для перекуса в школе полезно приготовить «сэндвич с секретом»: из булочки вырезать мякоть и вложить в образовавшуюся полость печеночный паштет.
Газированные сладкие напитки вредны для здоровья.
Многообразная, хорошо обыгранная, часто повторяющаяся реклама популярных газированных напитков, их сладкий вкус, приятный аромат, разнообразные цвета и яркие этикетки создают серьезную угрозу для здоровья детей и подростков. Наиболее серьезными последствиями регулярного и частого употребления газированных напитков являются заболевания органов пищеварения; ожирение, сахарный диабет и кариес; мочекислый диатез и мочекаменная болезнь; аллергия.
Дошкольникам и детям, страдающим любым видом гастритов, гастродуоденитом, имеющим предрасположенность к сахарному диабету или мочекаменной болезни, употребление газированных напитков абсолютно противопоказано.
Категорически нельзя пить газировку натощак. Лучше заменить ее молочными продуктами, натуральными соками, компотами и фруктами.
Американские ученые провели исследования, результаты которых доказывают, что сладкие газированные напитки увеличивают вероятность развития ожирения почти в два раза.
А английские медики приводят такие цифры: за последние 10 лет распространенность ожирения среди младших школьников достигла 9 %, среди старших школьников – 15 %. Не последнюю роль в этом играют «жидкие леденцы».
Кроме того, газированные напитки могут влиять на формирование костной ткани. Они вытесняют из рациона питания ребенка молочные и кисломолочные напитки, которые являются источниками этого минерала, а входящий в их состав кофеин снижает усвоение кальция, препятствует его отложению в костной ткани.
Содержащиеся в окрашенных сладких газированных напитках красители, консерванты, ароматизаторы и прочие добавки также негативно влияют на здоровье ребенка. Помимо аллергических реакций, они могут приводить к так называемому «синдрому гиперактивности и пониженного внимания». Детям с таким синдромом труднее учиться, они не могут сосредоточиться на учебе.
15