Методическая разработка урока литературы Стихи и песни о Великой Отечественной войне (8 класс)


Методическая разработка урока литературы
в 8 классе
Тема: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
Вводные предпосылки урока:
Учащиеся знают:
общие представления о Великой Отечественной войне; героизме советских воинов, защищавших свою Родину;
основы анализа поэтического текста, его интерпретации;
основные изобразительно-выразительные средства;
Учебные цели:
познакомить обучающихся с поэзией военного времени, с фактами биографии и творчества поэтов-фронтовиков;
проанализировать стихотворения поэтов, отметив в них основные средства выражения авторской позиции;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
обобщить материалы семейных воспоминаний о военном времени, подобранные восьмиклассниками;
воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувство патриотизма.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут знать/уметь:
лиризм и героику стихотворений и песен о Великой Отечественной войне, их призывно-воодушевляющий характер, выражение задушевных чувств и переживаний солдат в них;
владеть навыками анализа поэтического текста, делать выводы, интерпретировать полученную информацию;
строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения;
выразительно читать стихотворения о войне.
План урока

№ Краткое содержание этапа урока Дидактические материалы Форма организации деятельности Время/ 40 мин.
1 Организационный этап
Введение.
Видеоролик (документальная хроника о войне)
2 мин.
2 Актуализация знаний, необходимых для введения в тему.
Слово учителя.
Сообщения учащихся (Д/з).
Проблемные вопросы.
Компьютерная презентация
Музыкальное сопровождение
(«От героев былых времен...»)
Фронтальная работа в классе.
Обсуждение. 6 мин.
3 Приобретение нового знания.
Работа по теме урока.
(Слово учителя.
Сообщения учащихся.
Выразительное чтение и анализ стихотворений.)
Компьютерная презентация
Индивидуальные выступления (заранее подготовленные доклады учащихся).
Фронтальная работа в классе. Обсуждение. 20 мин.
4 Отработка - формирование компетенций.
Творческая работа. Карточка с заданием Работа в группах. Обсуждение в классе. 7 мин.
Выводы по уроку. 3 мин
5 Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения о войне.
Рефлексия. Электронная презентация к уроку
2 мин.
Итого: 40 мин.
Комментарии к уроку.
Организационный момент
(проверка готовности обучающихся к уроку)
1. Введение.
На экране транслируются кадры документальной хроники о Великой Отечественной войне.
(Чему будет посвящено сегодняшнее занятие?)
2. Актуализация знаний.
Слово учителя
Совсем скоро мы будем праздновать 72-ю годовщину со Дня Победы над фашистской Германией.
А что вы, ребята, знаете о войне? (ответы учеников)
Какие ассоциации возникают у вас при слове «война»? (сражение, боль, ужас, гнев, слезы, кровь, смерть... )
В то тяжелое военное время война постучалась практически в каждый дом.
Какую роль сыграла война в истории вашей семьи?
(Проверка домашнего задания: рассказ учащихся о своих родственниках во время Великой Отечественной войны ) - музыкальное сопровождение
(«От героев былых времен...»)
Мы еще раз убедились, что война - это трагедия, страшное явление. Как много бед, страданий, искалеченных человеческих судеб она принесла.
Война и поэзия... Война и музыка... Казалось, такие несовместимые понятия... Но война 1941-1945 годов подарила миру много стихов и песен.
Проблемный вопрос
Почему тогда люди обращались к поэзии?
Нужны ли были стихи и песни на фронте и в тылу в такое тяжелое время?
В чем сила этих лирических произведений?
Надеюсь, что на эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего урока.
Объявление темы и цели урока (слайд 1)
3. Приобретение нового знания.
Слово учителя
Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях и романах. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами советской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. А что такое песня? ( это стихи, положенные на музыку.)
Прослушивание аудиозаписи песни «Священная война» (стихи В.И.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова) (слайд 2: плакат И.М.Тоидзе «Родина-мать зовет»)
Какое впечатление произвела на вас эта песня?
Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки? (ответы учеников)
(Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны)
Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «Священная война».
Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»
Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
В чем, по-вашему, заключается патриотический пафос стихотворения?
Каково лексическое значение слова «пафос»?
Почему война названа «священной»? Какое это изобразительно-выразительное средство?
(Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана)
 Слово учителя
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».
Выступление заранее подготовленного ученика об М.В.Исаковском
Прослушивание аудиозаписи песни «Катюша»
Фронтальная аналитическая беседа по содержанию стихотворения «Катюша»
Эта песня на стихи М. Исаковского стала любимой многими во время войны и оставалась таковой и после ее окончания. Как вы думаете, почему?
(В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды.)
На экране высвечивается строфа из песни.(слайд 3)
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет
Обратите внимание на выделенные слова. Как называется этот прием?
Какова роль анафоры в данном тексте?
(Анафора придает тексту особую эмоциональность, заостряет наше внимание на слове «пусть», и оно начинает звучать как заклинание)
Приведите примеры стихотворений, где встречается анафора.
Выразительное чтение учителем стихотворения М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату»
Фронтальная аналитическая беседа
Почему стихотворение можно назвать повестью? ( В нем есть сюжет.) О чем это стихотворение? (Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы).Каким настроением пронизано данное стихотворение?
Потрясение воина-победителя огромно. Стихотворение было положено на музыку Матвеем Блантером. С душевным напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей.У этой песни непростая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет. 
4. Отработка - формирование компетенций.
Самостоятельная работа по единому заданию с текстом стихотворения А.А.Суркова «В землянке» (в группах)
Карточка
Задания.
Прочитайте в учебнике сведения о создании стихотворения в землянке.
Определите, что придает стихотворению особый лиризм?
Найдите в тексте стихотворения различные средства языковой выразительности и запишите примеры в таблицу.
Языковые средства Примеры
Олицетворения Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует
Лексические повторы Далеко-далеко, снега и снега
Эпитеты В белоснежных полях, голос живой, холодная земля, негасимая любовь
Сравнения Смола, как слеза
Противопоставления В холодной землянке тепло от твоей негасимой любви
Почему это стихотворение-песню так полюбили солдаты-фронтовики?
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. (См. памятку «Как читать выразительно») - слайд
Ответы учащихся, коллективное обсуждение в классе
Выводы по уроку.
Слово учителя.
Нужны ли были стихи и песни на фронте и в тылу в такое тяжелое время?
В чем сила этих лирических произведений?
(Стихи и песни во все времена были бойцами. А в суровые годы они особенно нужны были народу. Они помогали людям идти по огненным дорогам войны, сквозь страдания и смерть. Песни военных лет поражают пронзительным лиризмом)
 Сегодня мы ещё раз вернулись на несколько лет назад, в огненные сороковые. И помогли нам в этом стихи и песни поэтов Великой Отечественной.
Ребята, каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня вами? ( Стихи и песни о Великой Отечественной войне пронизаны чувством любви к Родине, родному дому) Какую тему поднимает каждая из песен? ( В каждой из песен звучит тема памяти, раздумья о судьбе Родины, о родных и близких.)
5.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения о войне. (слайд )
Подведение итогов.
Рефлексия. Выставление оценок.
А теперь, подумайте и скажите, что вам больше всего понравилось на нашем уроке? Как вы оцените своё участие и ответы своих товарищей?