Урок в 1 классе Обучение грамоте. Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф,ф.2

Обучение грамоте и развитие речи в 1 классе.

Урок по теме: «Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф,ф.

Данный урок представлен учителем начальных классов МОУ «Балыклейская ООШ» Инжавинского района Тамбовской области Ермолаевой Татьяной Николаевной. Это методическая разработка урока обучения грамоте и развитию речи в 1 классе по теме: «Звуки ф, ф .Буквы Ф, ф.»
Этот урок – 42- й в курсе «Обучение грамоте и развитие речи», 28- й в теме «Алфавит» при обучении детей по «Букварю» (автор – Т. М. Андрианова), который является частью учебно – методического комплекса «Планета знаний».

Тип урока – комбинированный.

Форма организации – урок – сказка (нестандартный урок).

Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:
- выбор темы;
- определение перечня вопросов;
- проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися;
- выбор методов и приёмов и средств обучения.

При построении урока учитывались следующие аспекты:
- смена деятельности должна происходить каждые 5 – 7 минут;
- необходимы две динамические паузы;
- наблюдение межпредметных связей с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира;
- все этапы урока работают на создание конечного результата.

В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения: (Слайд 2)
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Подготовительная работа.
4. Актуализация полученных знаний.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление.
7. Подведение итогов. Рефлексия.

На уроке применяются следующие методы обучения:
По источнику передачи и характеру восприятия:
– словесный (рассказ учителя, сообщения детей);
- наглядный (иллюстрации, толковый словарь, игрушки);
- практический (работа с газетным материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками или с книгой).
2. По характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный;
- эвристический (частично – поисковый);
- репродуктивный.

Кроме того, используются приёмы обучения:
- формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приемы: «Эхо», «Твёрдый – мягкий». «фантазёры», «Доскажи словечко»; отгадывание загадок);
- способствующие созданию поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности учащихся («мозговой штурм», создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста);
- приёмы, активизирующие эмоции учащихся («психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии, использование сказочного сюжета);
- приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:
- здоровьесберегающие;
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- использование игровых методов;
- обучение в сотрудничестве (работа в паре).

В течение урока на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса («Что мы узнали с нашим героем?», «Что интересного приготовил герой?», «Какое задание выполняли со сказочным героем?»).

Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»
Продуктивность занятия оцениваем совместно с детьми – выбираем сердечки разного цвета.

Цели урока: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте. (Слайд 3)
Задачи: (Слайд 4)
- формировать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;
- развивать речь, внимание, память, воображение; расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;
- прививать интерес к чтению; развивать умение работать в сотрудничестве.
Оборудование: (Слайд 5) «Слоговичок», индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные зеркала для логопедических упражнений; иллюстрации (изображение флага России, фары машины, рисунки с изображением буквы «ф»), объёмные игрушки для постановки кукольного спектакля; толковый словарь; газетные вырезки; цветные сердечки; букварь.

Ход урока.

Организационный момент(Слайд 6)
Приветствие детей.
Подготовка рабочего места.
Психологический настрой. Аутотренинг «Психологическая минутка». (Слайд 7)

Учитель: - Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою.
- Ребята, давайте повернёмся друг к другу и покажем, что мы готовы дружить, помогать друг другу. (Учащиеся поворачиваются лицом к своим соседям по парте и с улыбкой пожимают друг другу руки).

Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель:- Вы любите сказки? Тогда мы пойдём в гости к сказке. Сегодня продолжим знакомство с «обитателями» удивительного города «Алфавитинска». Откроем тайну новой буквы – буквы для обозначения согласных звуков. Научимся читать с ними слова. Но прежде, чем мы начнём знакомство, угадайте, в какую сказку мы пойдём, и какой герой нам будет помогать.
Игровой приём «Узнай по описанию»: (Слайд 8)
«Я по амбару метён, по сусеку скребён, в печке печён, на окошке стужён. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл..

- Но сначала мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.
- Кто наши помощники? (губки, зубки, язычок).

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата).

Упражнение для развития артикуляционного аппарата:
– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3 – 4 раза.
- «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3 – 4 раза.
- «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.
- «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.
- «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).

Речевая разминка. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.
Игровой приём «Эхо». (Слайд 19)
На доске написаны слоги:
РА – ЛО – МУ - НИ
БО – ПА – ВЫ - ФЭ
НЫ – ПИ – МА – РУ
1 вариант игры:
Первую строчку читаем «как медвежата». Вторую строчку читаем «как мышата», третью строчку читаем шёпотом.
Первую строчку читаем «как эхо», второй – как ручеёк» (быстро), третий читаем «как тигрята» и т. д.
2 вариант игры:
Поём слоги на мотив песни «В лесу родилась ёлочка» и т. п.

Учитель: - Ну вот, мы в полной готовности. Сказка начинается. Давайте начнём сказку рассказывать(Слайд 9)

(Коллективная работа: рассказывание сказки, которое сопровождается постановкой кукольного спектакля.)


Учитель:- Покатился Колобок и встретил он Зайчика. (Слайд 10) Зайка и говорит: «Колобок, я тебя съем». А Колобок отвечает: «Сначала выполни моё задание»

Актуализация полученных знаний. (Слайд 11)

Повторение знаний о звуках, изученных на прошлом уроке.
Развитие фонематического слуха. Работа с сигнальными карточками.
Игровой приём: «Твёрдый – мягкий».
Учитель: - Я буду произносить слова, а вы поднимайте синюю карточку, если услышите твёрдый звук «в» и зелёную, если услышите мягкий звук «вь».
Ваза, вилка, Иван, Васька, снеговик, наловил, Вика, рыболовы.
Развитие речевого аппарата. Чтение слогов, слов.

(Коллективная работа: чтение «цепочкой».)
Работа с раздаточным материалом – «Слоговичком».

Учитель: - Поблагодарил Зайка Колобка за то, что интересного много узнал и предложил ему выполнить его любимую зарядку.
Физминутка. Динамическая пауза.
- Покатился Колобок дальше. Кто ему встретился? (Волк). (Слайд 12)
Хотел Волк тоже Колобка съесть, но Колобок и ему задание дал

Работа над новой темой урока. (Слайд 13)
A. Выделение звука [ф] через работу со словом «флаг».
(Демонстрация изображения Российского флага. Постановка проблемного вопроса.)

Учитель:-- Как называется изображение на иллюстрации, которую видите?
- Кто может рассказать, сто означает это слово? (ответы детей).
- Значение любого слова можно узнать в толковом словаре.
Толкование слова «флаг» с указанием ссылки на толковый словарь (рассказ учителя с демонстрацией словаря).
Использование художественной литературы. (Слайд 14) Чтение стихотворения о флаге (индивидуальные сообщения хорошо читающих учеников).
Флаг бывает разный,
Но мне всего милей
Бело-сине-красный
Флаг Родины моей!


Составление звуковой схемы. (Коллективная работа).

Учитель:- Как узнал Волчок столько много интересного и отпустил Колобка
Покатился он дальше. Кого встретил? (Медведя). (Слайд 15)

Хотел Медведь Колобка съесть, да Колобок и говорит:
«Ты сначала, Мишенька, моё задание выполни»
Б. Выделение звука «ф’» через работу со словом «филин».
1)Работа с иллюстрацией «Филин».
Создание ситуации поиска.

Учитель:- Скажите, как изображение этого животного может быть связано с темой урока? (У филина слышим звук «ф’»). (Слайд 16)
2.Составление звуковой схемы (коллективная работа).
1. В. Характеристика звуков «ф» и «фь».
1. Г. Первичное закрепление новых звуков. Развитие фонематического слуха.
Использование приёма «мозговой штурм»:

Учитель:- Придумайте слова со звуками «ф» и «ф’». (свободные высказывания детей).
- Покатился Колобок дальше, и вот повстречал он Лису. (Слайд 17)И Лиса хотела съесть Колобка, но Колобок наш умным был и Лисе предложил познакомиться с новой буквой

2. Работа с новой буквой.
1)Зрительное восприятие буквы.
2)Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «Фантазёры»:
- Пофантазируйте, на что похожа буква?
3)Рисуночное ассоциативное сравнение начертания буквы. Индивидуальные выступления детей, сопровождающиеся демонстрацией рисунков.
4)Нахождение буквы в тексте. Игровой момент «Доскажи словечко».
Учитель:- Отгадайте загадку: «Что папа любит читать?» (газету).
Работа в парах: (дети работают с полосками, вырезанными из газет, и вычёркивают буквы).
Учитель:- Вы сейчас будете читать газету, но необычным способом. Вы будете искать букву «Ф» и зачёркивать её. Чтобы быстрее справиться, поработайте в паре с соседом.

Физминутка. Упражнение на релаксацию мышц.
Учитель:- Изобразите нашу букву с помощью рук и ног
- Очень Лисе понравилось такое «знакомство с буквой» и отпустила она Колобка. А Колобок пригласил всех зверей в лесную школу. Давайте научим зверей читать

Закрепление. Работа с букварём. Развитие навыка чтения.
Чтение слогов, слов, содержащих новую букву.
Работа с текстом:
– Рассматривание иллюстраций к тексту. Прогнозирование темы текста.

Учитель:- О чём будет текст?
1). Чтение текста сильными учащимися.
2). Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.

Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 20-21)
Учитель:- Ну вот, наша сказка подходит к концу.
Психологическая разгрузка и снятие напряжения.
Учитель:- Закройте глазки и вспомните всё, что у нас было сегодня на уроке.
Беседа.
Учитель:- Какой была тема урока?
- Что нового для себя узнали?
- Что было интереснее всего? Поделись своим впечатлением от урока.

Учитель:- У меня в коробочке лежат солнышки и тучки.
Если вам не понятен урок, то выберете солнышко, спрятанное за тучку; если понятна тема урока, но не очень, то – солнышко, которое выглянуло из-за тучки; если всё понятно – солнышко, которое улыбается и находится далеко от тучки.













Информационные источники: (Слайд 22)

Т. М. Андрианова. «Букварь»
Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]