Обобщение опыта Применение информационных технологий в начальной школе


Педагогические цели использования информационных технологий:
1.Развитие личности
развитие мышления
развитие умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность
формирование информационной культуры
2.Выполнение социального заказа
общая информированность
умение пользоваться альтернативными источниками информации
подготовка специалистов в определенных областях знаний
3.Интенсификация учебно-воспитательного процесса
повышение качества обучения
обеспечение мотивов познавательной деятельности
углубление межпредметных связей
ВВЕДЕНИЕ
Сколько существует человеческое сообщество - столько времени идёт поиск человеком способов повышения качества обучения, особенно в общеобразовательной школе. Уже давно доказано, что каждый ученик по-разному усваивает новые знания, и преподавателю непросто найти индивидуальный подход к каждому. Основная задача школы на современном этапе - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться в жизни любого человека. Именно здесь нам, учителям, на помощь приходят новые современные технологии, приоритетными среди которых по праву можно считать информационные компьютерные технологии. Их применение в учебной деятельности даёт возможность реализовать цели развивающего обучения, осуществить индивидуальный образовательный запрос каждого ученика. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. Соответственно, использование новых технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и формы, повышается роль гуманитарной подготовки, формируется последовательное представление об окружающем мире. Использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Применение современных мультимедийных технологий стимулирует познавательный интерес и поисково - исследовательскую деятельность.
Учитель, используя новые информационные технологии, на уроке может объяснить новый материал, отработать умения и навыки, проверить знания по отдельным частям урока, теме, подготовить к экзамену, отслеживать результаты, обучать самостоятельной работе с учебным материалом, выявлять слабые места в понимании материала и стимулировать к более глубокому его изучению.
Учебные компьютерные программы позволяют мне решать ряд проблем:
помогают повысить уровень своих знаний;
повысить интерес учащихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
сэкономить время на опрос учащихся;
•дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
На уроках возможности для использования компьютера шире. В своей практике я испробовала многие формы работы с использованием информационных технологий:
- Создание презентаций (по биографии писателя, по отдельному произведению, по ряду произведений, о литературных направлениях и методах и т.п.) в группах и индивидуально
- Тестирование по разным разделам предмета
- Компьютерная графика (создание иллюстраций, построение ряда цветовых ассоциаций к поэтическим произведениям и т.д.) . Выпуск бюллетеней и альманахов
- Создание слайд-фильмов с использованием видео- и аудиоматериалов
- Метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Существует довольно много учебников, но в них не всегда одинаково полно излагаются темы курса. Учитель, выбирая учебник, руководствуется программой, уровнем учащихся, сложностью изложения материала. Ребята пользуются одним учебником. Учителю для подготовки к урокам приходится использовать несколько учебных пособий. Этот материал часто находится за рамками учебника. Поэтому для лучшего восприятия теоретического материала мною используются презентации, созданные в MS Power Point. Разработаны презентации по многим актуальным темам школьного курса. Они на уроке являются своеобразным опорным конспектом, а также заменяют классную доску. На слайдах можно разместить не только определения, но и схемы, иллюстрации к материалу урока, задания для самостоятельной работы, вопросы для фронтального опроса учащихся. Презентации можно использовать для проведения индивидуальной работы за компьютером (повторение, письменный опрос, тестирование).
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Большинство материалов для презентаций по своим предметам приходится брать из Интернета, сканировать из художественной литературы, поэтому создание каждой презентации - это глубоко творческий процесс, который занимает достаточно много времени и сил.
Для проведения письменного опроса по теории, проверки домашнего задания, закрепления изученного материала используются карточки с заданиями, которые распечатаны на принтере. Такие карточки сокращают время проверки знаний учителем, время для ответа у учащихся, прививают навыки тестирования и позволяют учителю охватить каждого ученика оценкой, увидеть пробелы в знаниях, над которыми надо работать. Такие карточки содержат материал, рассчитанный на разный уровень учащихся. Хорошо использовать при индивидуальной работе.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках приводит к целому ряду, положительных результатов:
- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;
- увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ;
- повышает качество обучения;
- усиливает интерес к изучению предмета;
- рационально распределять время урока;
- доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна – в природу, в музей, на родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Надо только помнить, что школу делает школой учитель.
«Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только это педагогические краски, этюды, приемы...»
Применение информационных технологий в преподавании на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Я убеждена, что задача каждого учителя - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я убедилась, что использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.