Статья Речевой этикет воспитателя- залог успешной работы


Речевой этикет воспитателя – залог успешной работы в ДОУ
Воспитатель должен быть приобщён к высшей произносительной культуре родной речи. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, так как речь человека свидетельствует об его эрудированности, интеллекте, этической культуре, воспитании. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по служебной лестнице.
В зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Однообразие лексики, обилие штампов, не нужных заимствований, диалектизмов, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, «лишних слов», к сожалению, встречаются в речи педагогов.
В любом общении, тем более с детьми, недопустимы случаи бестактности, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета - неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому. Можно выделить следующие требования к речи педагога детского сада:
Правильность - соответствие речи языковым нормам: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, так как она способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи (недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов)
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у нег навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или пренебрежительно, и, подражая, копируют. Если прислушаться, как говорят воспитанники детских садов, то непременно можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении, ударении проявляются речевые особенности не только близких взрослых, но и воспитателей. И языковое богатство, как и недостаток - языковой культуры, становится его достоянием.
Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, чтобы избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего возникают при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях и др. В этом случае воспитатель проявляет достаточно высокую взыскательность к слову. Почему? Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фраз, порядка слов и т.д. В общем, работаем над точным выражением мысли. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и её дефицит. Например, можно часто слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в русском языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорит: «Я ем».
Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Может ли служить моя речь образцом для детей? Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого воздействия взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте. Немаловажен и темп речи педагога. Речь убыстренная, малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушиваться в слова, вникнуть в смысл того, о чем ему говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь. Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит другого. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды - это утомляет и взрослого, и детей.
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:
фразовые и логические ударения;
паузы;
движение голоса по высоте, силе, тембру;
темп речи.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Но всегда помнить о том, что малейшее переигрывание, фальшь может дать обратный эффект.
Положительно на развитие детей влияет речь воспитателя, изобилующего фразеологизмами (они придают речи эмоциональность, образность, лаконичность), эпитетами (они также придают речи образность, эмоциональность, дети становятся более чуткими к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают) и афоризмами (помогает глубже воздействовать на слушателя). Учить на лучших образцах родного языка - одна из задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми.
И подводя итог: педагог - активный пропагандист чистоты родного слова. С этой целью он может использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары, практикумы, лекции на родительских собраниях. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. В целом речь педагога должна быть полной, красочной, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлена, выразительна, между отдельными частями высказывания должна быть установлена логическая связь. В беседе с детьми, при высказывании необходимо уметь пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительной, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей в детском саду.