Статья Активные формы взаимодействия с родителями — одно из условий развития эффективности воспитания.


Активные формы взаимодействия с родителями - одно из условий развития эффективности воспитания.
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.СухомлинскийВ России смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является - семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Наша школа работает по программе воспитания и социализации личности, в которой приоритетным направлением является работа с родителями. Сотрудничество учителя с родителями - это залог успешной воспитательной деятельности всего учреждения. Опыт нашей школы по эффективному взаимодействию с семьёй неоднократно транслировался на муниципальном уровне.
Одна из главных задач нашей школы - сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Интегрирование родителей в образовательный процесс происходит уже тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого педагоги организуют “Дни открытых дверей” - знакомство воспитанников детского сада и их родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а родителям даются рекомендации, которые помогут сделать первый год обучения ребёнка в школе более успешным.
Работа с родителями строится на следующих принципах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Общаясь с родителями, педагоги чувствуют ситуацию, их настроение. Вот здесь и пригождается человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Общение с позиций простой пропаганды педагогических знаний, менторско-назидательный тон сегодня вряд ли дадут положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива школы разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Стараемся готовить родительские собрания, семинары, конференции качественно, с душой, чтобы повлиять на положительный имидж школы в целом.
5. Динамичность.
Наша школа сегодня находится в режиме развития. Она представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И в зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.
Традиционные формы работы с родителями:
- общешкольные и классные родительские собрания
На собрания приглашаем главу Воскресенского сельсовета, фельдшера медицинского пункта, социального педагога, представителей муниципальных служб. Такие выступления позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе. Большой опыт накоплен у классного руководителя Цеуновой К.И., её встречи с родителями всегда полезны и плодотворны.
- конференции
Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. Самой яркой и запоминающейся за последний год стала конференция «Мама, папа, я - читающая семья», проведённая учителем начальных классов Бегер С.В. Читают дети – читают родители. А как же иначе? Нельзя же ударить в грязь лицом перед своим ребёнком. Сколько радости, удивления, иногда недоумений можно увидеть ни лицах взрослых! Вот вам и решение вопроса чтения и общения. Только надо найти подход к родителям, которые в проблеме нелюбви детей к чтению сетуют чаще на школу. Вот пусть теперь и сами покажут, что они тоже заинтересованные лица, а не просто участник образовательного процесса. Такой приём оправдывает себя на все 100%.
- родительский совет
На заседаниях родительского совета обсуждаются проблемы нашего учебного заведения, которые требуют помощи родителей. Ежегодно родительский совет помогает в подготовке ремонта школьных помещений к новому учебному году, в организации праздников.
- индивидуальные беседы, консультации
Повод для приглашения родителей на консультацию бывает различный. Это может быть и результат наблюдений педагога за ребенком, и проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, и конфликтная ситуация и инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Учителя знакомят родителей с планом ликвидации пробелов, советуют, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания.
Кроме выше перечисленного, в нашей практике чаще используем нетрадиционные формы работы с родителями: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет и т. д. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Оказывают помощь в оформление классных комнат, благоустраивают и озеленяют школьный двор. Устраивают совместные праздники, концерты, спектакли, соревнования, конкурсы, КВНы, походы, экскурсионные поездки. Совместные мероприятия помогают более тепло и сердечно пережить общие положительные эмоции, преодолеть обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.
Из общего ряда хочется выделить работу по ответственному отцовству. Роль отца в воспитании детей имеет особое значение, поэтому в школе часто проходят мероприятия с привлечением пап учеников: соревнования, конференции, праздники, совместные дела.
Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.
В рамках профориентационной работы с учащимися старших классов, которой руководит заместитель по ВР Русанова И.В. родители ежегодно устраивают мастер-классы, рассказывая о своих профессиях.
В школе работает клуб молодой семьи «Радость общения» под руководством Коробкиной Л.А. Молодые родители получают «азы знаний» по воспитанию своих детей.
Особую заботу у педагогов школы вызывают семьи, где дети состоят на профилактическом учёте. В последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях чувствуют себя не комфортно. Социальный педагог Пенькова З.П. всегда знает о том, что происходит в семье ученика. Классные руководители всегда бывают в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей. Школа активно взаимодействует с администрацией сельсовета, социальным педагогом, в школе создан Совет профилактики. Конечно, профилактическая работа – процесс сложный и длительный во времени, но можно отметить следующие положительные результаты: происходит снижение числа учащихся, состоящих на школьном профилактическом учёте, на учёте в ПДН таких учащихся нет; 100% учащихся заняты в кружках и спортивных секциях учащихся; повысилась активность учащихся и их родителей в общешкольных внеклассных мероприятиях.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Тарасова Е.Н., заместитель директора по УВР,
МОУ «Воскресенская ООШ» Половинского района