Наставничество – как новая форма методической поддержки молодых специалистов


Наставничество – как новая форма методической поддержки молодых специалистов
Тезева И. А.
Учитель физики
МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»
Когда я пришла в школу молодым специалистом мне очень повезло. Я попала в руки самого крутого учителя города Зеленодольска Шарифзяновой Гелшат Сагитовны. Она и стала моим наставником. Только благодаря ей я не сбежала, ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя. Вот уже 26 год работаю в школе и имею высокие свои результаты в работе и горжусь результатами своих учеников. В настоящее время распространение получило Наставничество - новая форма методической поддержки молодого учителя, скорее всего старая, но на новом этапе развития образования. Наставник должен сочетать в себе функции тьютора и классического наставника, человека, которому доверяют профессиональные (и не только профессиональные) проблемы. Все что я изложу в данном письме используется мной в работе руководителя школьного методического объединения учителей естествознания, тьютора Ресурсного центра по организации и проведению ЕГЭ И ОГЭ по физике в Зеленодольском муниципальном районе, на базе ресурсного центра «Лицей №9 ЗМР РТ».
Представляю свое видение данного вопроса: В чем роль наставника, чтобы молодой учитель, отработав первый год не сбежал из школы.
Я считаю, что должен быть определенный план работы с молодыми специалистами.
Каждый молодой специалист должен быть закреплен за определенным учителем-наставником, даже если этот учитель не работает в одной школе с ним.
Вместе с наставником проанализировать и спланировать индивидуальную образовательную траекторию.
Проблема у молодого учителя: большая часть времени уходит на подготовку к уроку, и как следствие возникают перенапряжение, усталость, пропадает интерес к работе.
Выход:
дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.
Составленный план работы с молодым специалистом должен включать в себя:
Направление №1: Работа с документацией:
работа с правилами ведения школьной документации;
анализ учебной программы;
составление рабочих программ.
Направление №2: Работа над составлением планов уроков, технологических карт
составление планов проведения различных этапов урока;
составление технологических карт;
заполнение листа самооценки молодого специалиста;
составление портфолио.
Направление №3: Оценка качества образования
анализ различного рода работ учащихся;
оценка качества образования;
составление оценочного материала.
Подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ и ГИА может только педагог, который сам выполнил экзаменационные работы, изучил КИМы, спецификацию, кодификатор.
Направление №4: Подготовка обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ.
Проведение тематических занятий по подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Поэтому наставнику надо провести консультации по разбору тестов ЕГЭ и ОГЭ:
Разобрать демонстрационные версии;
Дать рекомендации по решению тестов;
Предложить тематические подборки заданий;
Предложить использование электронных ресурсов для подготовки к экзаменам;
Провести мастер-классы по решению сложных задач.
Направление №5:Работа с одаренными детьми:
проведение диагностических тестов вместе с психологом;
составление программы элективных курсов по подготовке детей к олимпиадам;
посещение мастер – классов по решению олимпиадных работ;
привлечение учащихся к участию в олимпиадах разного уровня;
прохождение «Курсов повышения квалификации для учителей физики по теме: «Углубленное изучение физики в 8-11 классах и олимпиадная подготовка учащихся» в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт».
Основные формы и методы работы:
1.Мастер – класс ( открытые уроки, с разбором каждого его элемента).
2. Посещение уроков других учителей вместе с наставником ( с разбором урока).
3.Мастер-класс по использованию интернет – ресурсов на уроке и внеурочное время.
4.Индивидуальные консультации:
Рекомендации по выходу из конфликтных ситуаций;
практические рекомендации по проведению различных типов уроков;
по теории;
по решению задач;
использованию мультимедийных презентаций;
о способах контроля качества проведенных проверочных работ;
по постановке демонстрационных опытов;
по проведению и разбору лабораторных работ курса «Физика».
Удобным способом методической помощи молодым специалистам использование общения в программе «Skype».
Программа «Наставник» должна быть рассчитана на 3 года, но специфика предмета «Физика» такова, что работа с наставником желательна на срок до 5 лет, что связано со сложностью самого предмета, необходимостью показа демонстрационного эксперимента и проведения лабораторных работ. В плане должно быть строго оговорено на каждом этапе какие результаты должны быть достигнуты.
Результатом методической работы в системе «Наставник - молодой учитель» должно быть создание молодыми педагогами авторских образовательных продуктов - от разработки открытых уроков, выступлений на методических объединениях до участия в профессиональных конкурсах «Учитель года».
Мой вклад в данную работу- продолжить работу в качестве тьютора Ресурсного центра по организации и проведению ЕГЭ И ОГЭ по физике в Зеленодольском муниципальном районе, на базе ресурсного центра «Лицей №9 ЗМР РТ». Итогом работы ресурсного центра является увеличение качества сдачи ЕГЭ по физике в сравнении по годам. Средний балл по Зеленодольскому району - 46,2балла, 2014 год; 54балла, 2015 год. В 2015 году нет учащихся, которые получили неудовлетворительный результат. Считаю это хорошим результатом моей работы.
Что дает эта работа самому наставнику? Для меня наставничество стало эффективным способом самореализации, повышения своей квалификации, выходом на более высокий уровень профессиональной компетенции.