Статья Формирование патриотизма и гражданственности с помощью ИКТ


Формирование патриотизма и гражданской идентичности с помощью ИКТ.
История как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне.
Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, в них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом, сильно политизированы, отражают точку зрения какой-либо одной стороны. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него очень небольшой политический опыт, слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы.
Эту задачу помогают решить информационно-коммуникативные технологии. В своей работе использую различные экранно-звуковые средства обучения. Использую презентации, учебные кинофильмы, интерактивные карты.
Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:
сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какой-либо эпоху; придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер; раскрыть предмет с разных сторон.
В нашей школе богатая медиатека. Использовать её материал можно на протяжении изучения всего курса «История России». Учебные фильмы по истории у нас и тематические и обзорные, снабжены дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Использую фрагменты фильмов на разных этапах урока:
В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы;
В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.
В конце занятия – для закрепления полученных знаний.
На обобщающих занятиях.
Начинаем изучать курс истории России с просмотра фильмов «Рюрик и его братья», «История государства российского в 10 – 14 веках», «Романовы, начало династии», «Государь Алексей Михайлович» и другие. В старших классах при изучении нового материала часто использую коллекцию мультфильмов «История государства Российского» по Карамзину (до конца 18 века).
Использую фрагменты фильмов серии «Россия 20 век» (посвящённые событиям отечественной истории начала 20 века): это и Русско –Японская война, Первая мировая война, Великая Российская революция, Гражданская война. На уроках использую не только документальные кадры, но и фрагменты художественных фильмов, посвящённых событиям 20-х - 30-х годов 20 века (НЭП, индустриализации, коллективизации).
Изучаем войну на уроках по плану: - причины, участники, характер, события, итоги и значение. Не смотря на то, что на тему дан только один урок, лучше усвоить материал поможет фрагмент из фильма. Нашим детям сложно представить, каким страшным был бой на Бородинском поле, а кадры художественного фильма не только оживляют, но и надолго остаются в памяти.
У нас в школе есть календарь дней воинской славы и календарь памятных дат. В эти дни мы проводим внеклассные мероприятия, где смотрим фильмы, посвящённые героическим страницам истории: «Ратные подвиги Александра Невского», «Битва на поле Куликовом», «Освобождение Москвы» во времена Смуты, «Полтавская битва», «»Битва за Измаил», «Бородино и его герои». Несколько дней назад на уроке в 10 классе мы посмотрели фильм «Битва при Гангуте». (На экране воссоздан методом 3д графики первый в истории русского флота знаменитый победный бой у мыса Гангут, сыгравший важную роль в осуществлении планов царя»). Результат очевиден: в проверочной работе по этой теме все ученики, независимо от их способностей, чётко изложили ход и последствия и значение этой победы для нашей страны.
Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно они развивают чувство патриотизма и гражданственности. А используемые на этих уроках бесценные видео кадры тех времён помогают лучше узнать и понять эти события (17 фильмов).
Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слёзы… И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго. Ученики 9 класса уже после урока просили ещё раз повторить песни времён Великой Отечественной войны… Так на уроках воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране.
Немалую ценность представляют и видео ролики с выступлениями руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким образом, я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности.
Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
Использование мультимедийных приложений к учебникам «Обществознание» (6, 7 класс) позволяет ученикам самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения.
Принимаем участие в онлайн –олимпиадах и конкурсах. Так, например, в прошлом году все наши школьники приняли участие во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие» Города – герои. Целью проведённой работы было не проверить знания учеников, а ещё раз рассказать им о героических страницах нашей истории. В этом году конкурс «Знаток Конституции и избирательного права» проходил в онлайн режиме.
ИКТ помогают нам в краеведческой работе. Они способствует актуализации патриотических настроений у школьников.
Это и использование интернета в поисковой деятельности. Ученики нашей школы, создавая книгу Памяти, пользовались сайтами «Мемориал» и «Подвиг народа».
Это и перенос музейных архивов на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов).
Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История моей семьи в истории страны”.
Это и создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края. Например, проекты “Дети войны”, «Боевая награда в моей семье».
Это и проведение виртуальных экскурсий. Например, экскурсоводы нашего музея подготовили и проводят для учащихся разных классов такие виртуальные экскурсии, как «На Мамаевом кургане», «Памятные места Ростовской области» (Старочеркасск).
Это и создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала ( «Быт и традиции донских казаков»).
Интернет –ресурсы помогают мне быстро подобрать необходимый материал и в доступной форме преподнести его детям. На своих уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала использую презентации. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные. Я их накапливаю, постепенно дорабатываю и в итоге собираю банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу.
На уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
В совокупности все виды работы с использованием ИКТ создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Поэтому использование ИКТ на уроках истории и обществознания становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.