Создание акмеологически-ориентированной образовательной среды на уроках обществознания и во внеурочное время.


Тема: Создание акмеологически-ориентированной образовательной среды на уроках истории и во внеурочное время. Акмеологический подход.Акмеология (от древне-греч.-acme- вершина, logos-учение)-наука о вершинах, достижениях человека, являющаяся частью психологии развития. Цели акмеологического подхода 1. Учиться знать;2. Учиться делать;3. Учиться жить;4. Учиться быть. « Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!» Технология развития критического мышления Технологические этапы Фаза 1Вызов(пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3Рефлексия(осмысление, рождение нового знания) Некоторые стратегии технологии развития критического мышления Стадия «Вызов»«Понятийное колесо» Понятийное колесо на уроке обществознания Тема «Что такое общество» Стадия «Вызов»Стратегия ЗХУ «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Стадия «Реализация смысла»Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I–interactive самоактивизирующая N–noting (диалоговая) «»-уже зналS–system системная разметка «+»–новоеE–effective для эффективного «–»–думал иначеR-reading & чтения и «?»– есть вопросыT–thinking размышления Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и ихграфическое оформление в определенномпорядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации. Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» Прием «Фишбоун»(«Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: факты: Фишбоун на уроке обществознания Тема «Проблемы неполной семьи» Неполные семьи Возникает дефицит полноценных семейных отношений Пьянство одного из супругов Развод SWOT - анализ Сильные стороныstrengths Слабые стороныweaknesses Угрозыthreats Возможности Opportunities Тема/понятие/факт SWOT – анализ на уроке обществознанияТема «Типы экономических систем» эффективное распределение ресурсов;стимулирует НТП;создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность создает социальное неравенство;не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица) не развиты такие отрасли как ЖКХ В результате социального неравенства возможнысоциальные потрясения в обществе;Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства - свободный выбор поставщиков, сырья,товаров и т.п.;- многообразие форм собственности;- свободная конкуренция;использование наиболее эффективных технологий;самостоятельность производителей Рыночная экономика Стадия «Рефлексия»Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные черты, недостаткиИ – «интересно», возможности для развития П М И Стадия «Рефлексия»Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные черты, недостаткиИ – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проектаОригинальная работа, все понятно и интересноМы занимались творчествомПонравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментовНемного шумно, не все группы старались на 100%Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 разРабота в группе. И смотреть на работу других людей.Ой, вы не поверите все Диаманта Тема (существительное)Определение (2 прилагательных)Действие (3 глагола)Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)Действие (3 глагола)Определение (2 прилагательных)Антоним теме (существительное) Диаманта ЯзычествоДревнее, жестокоеПочитают, преклоняются, обожествляютМногобожие, идол – храм, единобожиеВерят, крестятся, молятсяПравославное, единоеХристианство Синквейн 1 строка – тема или предмет2 строка – два прилагательных3 строка – три глагола4 строка – фраза из четырех слов5 строка – «смысловой синоним» Синквейн БогатствоБогатствоматериальное, нематериальноеполучать, выиграть, заработатьбогатство – вода, пришла и ушлаИзобилие Стадия «Рефлексия»Урок обществознания Тема «Культурная жизнь общества»«Понятийное колесо» субкультура контркультура элитарная религиозная молодежная массовая авторская народная духовная материальная Виды культур «РАФТ»(в переводе raft- «плот») Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа) «РАФТ»Определим 4 параметра будущего текста:1. Р - роль (депутат)2. А –аудитория (учащиеся 10-11-х классов)3. Ф – форма (круглый стол)4. Т – тема «Молодежная политика» ПОПС – формула:П – позицияО – объяснение (или обоснование)П – примерС – следствие (или суждение) ПОПС – формула:1. Позиция - «Я считаю, что…».2. Объяснение, обоснование -«Потому что …».3. Пример - «Я могу это доказать на примере …».4. Следствие, суждение, выводы- «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Выводы Использование технологии развития критическогомышления на уроках позволяет сформировать уменияи навыки работы с информацией:находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации Отличительной особенностью акмеологических технологий являются специфические структурные компоненты - стадии саморазвития ученика:- самоактуализация, потребность в достижениях;- самоанализ своих проблем и достижений;- самооценка своих результатов;- самореализация в творчестве;- саморегуляция своей работы;- развитие самосознания ученика как субъекта образования,т.е. сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное Я. Акмеологические технологии: